Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с
наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в
большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации
производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
ПЛАН РАБОТЫ
ТЕМА: «КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ»
Введение
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция
как цен тральное звено
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации
производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Любая попытка
исследовать отдельную
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с
наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в
большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическую конкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели
рынка отличаются по
отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или
дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в
отрасль.
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и
монополия».
Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя
совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды
несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли -
совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо
информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и
действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
a. каждый их них мал относительно рынка в целом
b. продукция является однородной
c. покупатели хорошо информированы о ценах продавцов
d. продавцы действуют независимо друг от друга
e. фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет
свою способность
конкурентными.
Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид
несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды
Монополия представляет
собой крайний случай
где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.
Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим
такое понятие как антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование включает в себя:
• административный контроль
над монополизированными
• организационный механизм,
• антимонопольное
Три основных дефекта дают экономическое оправдание
государственного регулирования: монопольная власть, внешние
факторы и несовершенная информация.
На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и
взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных
моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и
олигополией.
ГЛАВА I РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна.
Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные
хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма
регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ
ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования..
Конкуренция является
особым способом
С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс
состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.
Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В
действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы
отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за
лучшие условия хозяйствования.
раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа
конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что
уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность
закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической
свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение
экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять
свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь
ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой
предпринимательских структур.
Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она
противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ
фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и
форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и
масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую
слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные
предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости,
«фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие
абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом
следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе
предполагает существование разных по масштабу и форме организации
предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике
зависит от степени ее жесткости.
Наконец конкуренция
- это условие рыночной
эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования,
конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм
и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой
рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и
поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых
методов предпринимательства
1.2. СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями,
территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся
завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение
которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1. выявление или установление рыночной стоимости товара;
2. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение;
прибыли в зависимости от различных затрат труда;
3. регулирование перелива
производствами.
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
. какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и
кто их производит?
. существуют ли товары, способные заменить ваш для
удовлетворения данной
. не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые
могут удовлетворить данную
заменителя?
.
возможно ли исчезновение
потребности? Если да, то почему и в какой срок? Рыночная
конкуренция делится на
конкуренцию.
1. 3 . КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.
Привлечение потребителя
модно только предложением
преимущества по сравнению с товарами соперниками по удовлетворению нужд
потребителя, Если товар вашей фирмы таков, то вы производите
конкурентоспособный товар.
Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь
сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.
Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель
сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его
конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная
характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента
по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Комплекс
технических, экономических и социально - организационных.
Технические параметры
товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же
характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся
стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы
изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.
Экономические параметры
представлены величиной
товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт,
эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти
расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше
цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара,
но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную
цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок
его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры - это учет социальной структуры
потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта,
рекламы товара.
Как повысить
товара может быть связан с
• совершенствование применяемых материалов, технологии, организации
производства управления;
• создание принципиально новых по конструкции средств удовлетворения
нужд людей;
• улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в
комплексе с основными;
• Улучшение всей совокупности условий потребления и дальнейшего
использования товара потребителем.
Конкурентоспособность товара, конечно, во многом определяет
конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями
имеются и отличия.
Конкурентоспособность фирмы - это относительная
характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития
конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами
потребностей людей и по эффективности производственной деятельности..
1.4. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ.
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где
действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного
(одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на
цену товара,
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в
соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют
«рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает,