Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с
наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в
большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Содержание работы

I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.

III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации
производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

монополия и конкуренция.docx

— 53.07 Кб (Скачать файл)

    ПЛАН РАБОТЫ

 

      ТЕМА: «КОНКУРЕНЦИЯ  И МОНОПОЛИЯ»

Введение

 

   I.      Роль   конкуренции   в   развитии   рыночной экономики.

 

         1 . 1 . Конкуренция  как цен тральное звено рыночного  механизма.

         1 . 2 . Содержание  рыночной конкуренции.

         1 . 3 . Конкурентоспособность  товара.

         1. 4 .  Совершенная       и       несовершенная  конкуренция.

        1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.

II.      Конкуренция и  монополия.

2 . 1 . Взаимосвязь    между   конкуренцией   и монополией.

2 . 2 .Сущность и виды монополии.

2 . 3 .Монополистическиеобъединения.

 

III.    Антимонопольное регулирование.

3 . 1 . Негативные     следствия     чрезмерной   монополизации

производства.

         3 . 2 . Сдерживание   недобросовестной  монополистической  политики.

         3 . 3 . Способы антимонопольного  регулирования экономики.

         3 . 4 . Демонополизация экономики России.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

                                 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Любая  попытка   исследовать  отдельную  отрасль   экономики   была   бы

бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много.  Следовательно,

мы  ставим  более  реалистичную  цель  -  определить  и  обсудить  несколько

основных рыночных структур., или моделей. Поступая так,  мы  познакомимся  с

наиболее общим способом, которым  определяются цены и  объем  производства  в

большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

• чистую конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую конкуренцию,

• олигополию;

     Эти четыре модели  рынка отличаются по количеству  фирм в

отрасли независимо  от  того,  является  продукция  стандартизированной  или

дифференцированной и насколько легко или трудно  новым фирмам  войти в

отрасль.

     В данной курсовой  работе мы рассмотрим такую  тему  как  «Конкуренция  и

монополия».

    Рассмотрим  такое   понятие  как  «конкуренция»,   включающее   в   себя

совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и  проанализируем  виды

несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

    Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли -

совершенно конкуренты и имеется  много покупателей, каждый из которых  хорошо

информирован  о ценах продавцов и которые малы  относительно  рынка и

действуют независимо.

 

    Все продавцы на рынке  будут совершенными, если

      a. каждый их них мал относительно рынка в целом

      b.  продукция является однородной

      c.  покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

      d.  продавцы действуют независимо друг от друга

      e.  фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

     Рынки, на которых  либо покупатели, либо  продавцы  принимают  в  расчет

свою способность воздействовать на  рыночную  цену,  являются  несовершенно

конкурентными.

    Мы  так  же  подробно  рассмотрим  и   проанализируем   отдельный   вид

несовершенной конкуренции монополию  и рассмотрим ее виды

     Монополия представляет  собой крайний случай несовершенной   конкуренции,

где имеется один продавец и отсутствует  возможность вхождения других.

     Так как монополия  оказывает негативное влияние на экономику  рассмотрим

такое понятие как антимонопольное  регулирование.

     Антимонопольное регулирование  включает в себя:

  • административный контроль  над монополизированными рынками,

  • организационный механизм,

  • антимонопольное законодательство.

     Три     основных    дефекта    дают    экономическое     оправдание

государственного    регулирования:    монопольная    власть,    внешние

факторы и несовершенная информация.

    На мой взгляд, полезно  время от времени проводить  различие, сравнение и

взаимосвязь между конкуренцией и  монополией и особенностями других основных

моделей  рынка:  чистой  монополией,   монополистической   конкуренцией   и

олигополией.

ГЛАВА    I    РОЛЬ    КОНКУРЕНЦИИ    В    РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

 

1.1.     КОНКУРЕНЦИЯ     КАК     ЦЕНТРАЛЬНОЕ     ЗВЕНО РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.

 

    Роль конкуренции в  хозяйственной жизни общества  глубока и  многогранна.

Способствуя росту наиболее эффективных  производств и вымывая  неэффективные

хозяйственные  звенья,   конкуренция   выступает   в   качестве   механизма

регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как  способ

ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования..

     Конкуренция является  особым способом взаимодействия  рыночных субъектов.

С точки  зрения  отдельного  предпринимателя,  конкуренция  -  это  процесс

состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

    Сказанное  не  означает,  что  все   сводится   только   к   этому.   В

действительности конкурентные  отношения  фирм  выходят  далеко  за  границы

отдельных рыночных  сегментов  даже  отраслей,  является  формой  борьбы  за

лучшие условия хозяйствования.  Именно  этот  аспект  конкуренции  позволяет

раскрыть ее значение и роль  в  развитии  экономики.  Экономическая  природа

конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает,  что

уже само наличие конкуренции, с  одной  стороны,  указывает  на  возможность

закрепления  за   хозяйствующими   субъектами   определенной   экономической

свободы, а с другой  стороны,  что  особенно  важно,  -  на  рассредоточение

экономической  власти  среди  агентов  рынка,  позволяющее  им  осуществлять

свободный  выбор.   Поэтому   роль   конкуренции   не   исчерпывается   лишь

ограниченными воздействиями, а  одновременно  служит  и  питательной  средой

предпринимательских структур.

    Во-вторых,   обеспечивая   равные   принципы   состязательности,    она

противодействует абсолютному  доминированию какого  -  либо  из  преимуществ

фирм, изначально обусловливая существование  самых разновидных  их  типов  и

форм.  Крупные  предприятия  выигрывают  за  счет  экономической   мощи   и

масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую

слабость предпринимательской  гибкостью. В то время  как  специализированные

предприятия выигрывают благодаря  своей  способности  к  приспособляемости,

«фирмы - новаторы»  пользуются  преимуществами  первопроходцев.  Отсутствие

абсолютных преимуществ делает их сосуществование их  неизбежным.  При  этом

следует иметь  в  виду,  что,  если  конкуренция  как  таковая  в  принципе

предполагает  существование  разных  по  масштабу   и   форме   организации

предпринимательских структур,  то  реальное  их  многообразие  в  экономике

зависит от степени ее жесткости.

    Наконец конкуренция  - это условие рыночной активности. Задавая критерии

эффективности и ориентируя рынок  на  поиск  лучших  условий  хозяйствования,

конкуренция обусловливает необходимость  непрерывного совершенствования  форм

и способов хозяйствования,  становясь  «вечным  двигателем»  развития  самой

рыночной функции. Не столько повышение  качества и сокращение  затрат,  но  и

поиск новых  рынков,  создание  новых  товаров  и  услуг;  применение  новых

методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

     Конкуренция - это  соперничество между людьми,  фирмами,  организациями,

территориями, заинтересованные в  достижении одной и той же цели.

     Предмет конкуренции  – товар, посредством которого  соперники  стремятся

завоевать потребителя и его  деньга.

     Объект конкуренция  - это  потребитель  и   покупатель,  за  расположение

которого борются на рынке противоположные стороны.

     Конкуренция на рынке  имеет свои  функции:

               1. выявление или установление  рыночной стоимости товара;

               2.  выравнивание индивидуальных  стоимостей и распределение;

                  прибыли  в  зависимости  от различных затрат труда;

               3. регулирование перелива средств  между отраслями и

                  производствами.

Начиная   конкурентные отношения  на рынке, необходимо определить:

           . какие  аналогичные товары  конкурируют  с товарами вашей фирмы и

             кто их производит?

           .  существуют ли товары, способные  заменить ваш для

             удовлетворения данной потребности?

           .  не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые

             могут удовлетворить данную потребность  за счет создания товара-

             заменителя?

           .  возможно ли исчезновение самой  удовлетворяемой вами

             потребности? Если да, то почему  и в какой срок?  Рыночная

             конкуренция делится на совершенную и несовершенную

             конкуренцию.

 

1. 3 . КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.

 

   Привлечение потребителя  модно только предложением товара, который  имеет

преимущества по сравнению с  товарами  соперниками  по  удовлетворению  нужд

потребителя,   Если   товар   вашей   фирмы   таков,   то   вы   производите

конкурентоспособный товар.

   Нельзя забывать, что конкурентоспособность   –  это   прежде  всего лишь

сравнительная, а значит относительная  оценка свойств товара.

   Если бы на рынке не  было конкурентов,  с  товарами  которых  потребитель

сравнивает  ваш   товар,   то   нельзя   было   бы   говорить   и   о   его

конкурентоспособности.

    Конкурентоспособность   товара   -   это   относительная   и   обобщенная

характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента

по степени удовлетворения потребности  и по затратам на ее удовлетворение.

   Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех  групп   элементов:

технических, экономических  и  социально - организационных.

   Технические параметры наиболее  жесткие. По ним можно судить  о назначении

товара, его принадлежности к  определенному  виду  продукции.  Это  так  же

характеристики, отражающие технико-конструкторские  решения. Сюда  относятся

стандарты,  нормы,  правила,  законодательные  акты,  определяющие  границы

изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.

   Экономические параметры  представлены величиной  затрат  на  производство

товара:  его  ценой,  расходами  на  транспортировку,  установку,   ремонт,

эксплуатацию и техническое  обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти

расходы образуют цену потребления. Цена потребления,  как   правило,   выше

цены  продажи.  Покупатель делает затраты не только на приобретение товара,

но и на его потребление.

   Наиболее конкурентоспособен  не тот товар за который просят  минимальную

цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за  весь  срок

его службы у покупателя.

     Социально-организационные  параметры -  это  учет  социальной  структуры

потребителей, национальных особенностей в организации производства,  сбыта,

рекламы товара.

     Как повысить конкурентоспособность  товара?  Рост  конкурентоспособности

товара может быть связан с

     • совершенствование   применяемых  материалов,  технологии,  организации

производства управления;

     • создание принципиально  новых по  конструкции  средств   удовлетворения

нужд людей;

     • улучшение существующих  или созданием новых  товаров,  используемых  в

комплексе с основными;

     •  Улучшение   всей  совокупности  условий   потребления  и   дальнейшего

использования товара потребителем.

       Конкурентоспособность   товара,   конечно,   во   многом   определяет

конкурентоспособность самого  предприятия,  однако  между этими понятиями

имеются и отличия.

    Конкурентоспособность         фирмы  - это   относительная

характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития

 конкурентных   фирм   по   степени   удовлетворения   своими товарами

потребностей людей и по эффективности  производственной деятельности..

1.4.  СОВЕРШЕННАЯ          И         НЕСОВЕРШЕННАЯ

 

КОНКУРЕНЦИЯ.

 

Совершенная конкуренция.

 

    Совершенная конкуренция  существует в  таких  сферах  деятельности,  где

действуют  достаточно  много  мелких  продавцов  и  покупателей  идентичного

(одинакового) товара, и поэтому  ни один из них не в   состоянии  повлиять  на

цену товара,

    Здесь  цена  определяется  свободной  игрой  спроса  и  предложения   в

соответствии с рыночными законами их функционирования.  Этот  тип называют

«рынок свободной конкуренции».

    Существование огромного  количества покупателей  и   продавцов  означает,

Информация о работе Монополия и конкуренция