Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с
наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в
большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации
производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные
продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить
который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент
времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена,
технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить
к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно
покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с
рынка. Свобода «рыночного»
рынке всегда
происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у
оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать
рынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной
конкуренции:
• большое количество
мелких продавцов и
• продаваемый продукт однороден у всех производителей,, и покупатель
может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
• невозможность
контроля над ценой и объемом
условия для
постоянного колебания этих
рыночной конъюнктуры,
• полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической
действительности рынок
в строгом теоретическом
встречаются. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру,
подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная
идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей
степени стремиться. Но все - таки в экономической практике имеются рынки
некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной
структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной
продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они
достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не
в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или
сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех
производителей полностью
об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования
для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.
При наличии конкуренции на рынке производителя с целью получения
максимальной прибыли
продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что
увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным
способом достижения этого является использование научно - технический
усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических
достижений позволяет
ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору
большой доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию
предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента
предлагаемой к продаже
отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за
покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика
стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает
потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все
это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет
все желания и потребности
общество в целом.
«Совершенным конкурентом»
является тот. Кто может
хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в
сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной
отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из
многочисленных совершенных
Несовершенная конкуренция.
Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою
способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно
конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для
завтрака и фирменных
Фирма является «несовершенной»
понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную
линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с
совершенной конкуренцией.
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и
покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того,
чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на
конкурентном рынке
контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем
выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы
могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая,
как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту
способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных
конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии,
имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех
типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество
продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно
влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним
случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим
могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным
производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько -
нибудь близкий заменитель его продукции.
1.5 ВИДЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ
Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия,
т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в
него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединение прииски Де
Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в
некоммунистическом мире, В качестве других примеров можно привести
монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный
магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части
каналов местного кабельного телевидения.
В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком.
Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является
монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно
одинаковым ассортиментом
бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены,
назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются
другие расположенные
таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист
является единственным
или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется
рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной
властью (или властью над
может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного
объема выпуска.
В условиях совершенной
конкуренции не существует
вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных
рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным
проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия
может иметь значительный приток прибыли.
Монополистическая конкуренция
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции
свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в
условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели
полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет
место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают
близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу
монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс
дифференциация продукции.
Рынок характеризуется
дифференциацией продукции
рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью
взаимозаменяемые.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной
конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но
поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической
конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в
долгосрочном периоде.
Олигополия.
Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов.
Олигополистический рынок - это такой рынок, на которой большая часть
выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых
достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими
собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность и
отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются
олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при
монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми
продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую
сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других
типах рынков.
Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о
дизайне и рекламе продукции.
Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и
конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является
совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а монополия не
оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических
рынках обычно существует некоторые барьеры вхождения, но они не столь
жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее
барьеры, тем белее вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие
прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы,
и, следовательно, тем ниже будет
прибыли в отрасли в
Глава II КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
2 . 1 . ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КОНКУРЕНЦИЕЙ И МОНОПОЛИЕЙ.
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия
совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в
конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою
очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой
взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация
какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных
предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое
соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С
другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии.
Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он,
добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам,
монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не
уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и
углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция -
монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием
«перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу
группы людей . Имеется значительное число предприятий, которые не входят в