Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с
наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в
большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Содержание работы

I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.

III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации
производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

монополия и конкуренция.docx

— 53.07 Кб (Скачать файл)

развития  научно-технического  прогресса.  Ослабляя  конкуренцию,  монополия

создает экономические предпосылки  для ограничения  введения  в  производство

новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды  сводят  на  нет

стимулы    постоянного    усовершенствования    производства,     увеличения

эффективности.  Возможность  обойти  конкуренцию   приводит   к   замедлению

экономического развития.

    Монополизация также  приводит к  деформации  хозяйственных   отношений  и

процессов.  Создается  структура,  которая   отвечает   цели   монополии   (

оптимизации  монопольных   прибылей.   В   этом   случае   возникает   также

неправильное распределение доходов  (в  пользу  монополиста),  в  результате

чего  осуществляется   неправильное   размещение   ресурсов.   Кроме   того,

монопольные  соглашения  типа  картельных  могут содействовать   сохранению

экономически  “хилых”  предприятий,  выделяя  им  соответствующие  льготы  и

устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают  исчезнуть

нежизнеспособным предприятиям.

    Таким   образом,   монополия   обуславливает   застой   и    загнивание

хозяйственного  механизма,  тормозит  конкуренцию,  является   угрозой   для

нормального  рынка.  Проанализировав  позитивные  и  негативные  факторы   и

последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит  большой

вред производству.

 

 

 

     3.2.СДЕРЖИВАНИЕ   НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ

 

МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

     Вследствие «очевидных»  для большинства  населения   и  средств  массовой

информации  негативных  последствий   монополизации   правительство   берет

деятельность монополий под  контроль.

        При этом  Государство не стремится сделать  все рынки совершенно

конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает

среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант

поведения выгоднее второго . Таким образом, антимонопольная политика

представляет собой инструмент административного регулирования  экономики, с

целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально

нежелательных изменений, ее основными  моментами является:

        . охрана и  поощрение конкуренции;

        . контроль  над фирмами, занимающими господствующее  положение на

          рынке;

      контроль над ценами;

         . защита  интересов и содействие развитию  мелкого и среднего бизнеса

           .

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного

контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным

фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С

этой целью проводится антимонопольная  политика. Она не ограничивается

какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

            Государство стремится не допустить  превращения крупного

бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и

капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного

механизма.     Государство  контролирует процессы слияния корпораций, и

далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против

таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую

очередь направлено антимонопольное  законодательство. Однако, следует

помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а

предотвращение ухудшения условий  конкуренции.

 

 

 

3 . 3 . СПОСОБ   АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ                ЭКОНОМИКИ

 

     Как  мы  уже   знаем,  конкуренция  есть  самое   эффективное   средство

достижения целей рыночной экономики  и интересов всех членов общества.

    Когда же предприниматели  заключают между собой гласное (или негласное)

соглашение о разделе  рынка  или  уровня  цены,  то  потребители  вынуждены

платить большую цену за товар и  сокращать объем потребления.  Цены  в  этих

случаях  становятся  искусственно  высокими,  и не  все покупатели  могут

позволить себе приобретать тот  же самый товар в желаемых объемах.  Важно  и

то, что устранение конкуренции  нарушает равновесие  спроса  и  предложения,

что приводит  к  нерациональному  использованию  и  без  того  ограниченных

производственных ресурсов общества.

     Чтобы избежать  этих  негативных  явлений,  государство   вмешивается  в

рыночные процессы, используя антимонопольное  регулирование.

    Антимонопольное  регулирование   включает   в   себя:   административный

контроль  над  монополизированными  рынками,  организационный  механизм   и

антимонопольное законодательство.

     Административный контроль  монополизированных рынков объединяет  способы

воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в  частности,

финансовые  санкции,  применяемые  в   случае   нарушения   антимонопольного

законодательства Бывают случаи, когда  фирма,  уличенная  в  систематическом

использовании    методов     нечестной     конкуренции     и     проигравшая

судебный процесс, подвергается прямому  расформированию.

 

     Организационный механизм  имеет своей целью антимонопольную  профилактику

путем последовательной либерализации  рынков. Не  затрагивая  монополию  как

форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на

то,  чтобы  сделать  монополистическое  поведение  для   крупного   бизнеса

невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот  -

поддержка малого бизнеса, упрощение  процедуры  лицензирования,  оптимизация

производства, продукция которого может конкурировать с товарами  монополий,

и.т.д.

 

     Наиболее эффективной  и развитой формой  государственного  регулирования

монопольной власти является антимонопольное  законодательство.  Его  цель  -

регулирование структуры отрасли  через  запрещение  предполагаемых  слияний

крупных фирм, если оно ведет к  существенному  ослаблению  конкуренции  или

установлению монополии. Антимонопольная  практика в то же время не  отрицает

возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

    Идеальной с точки  зрения экономиста, была бы антимонопольная   политика,

нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей  путем защиты  и

усиления конкуренции, но никто  из экономистов не  стал  бы  утверждать,  что

попытка сделать все рынки совершенно  конкурентными  была  бы  реалистичной.

Существующие  антимонопольные   законы   подобно   всем   другим   готовятся

политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

    С  помощью  государственного  регулирования   экономики   и   различных

антимонопольных мероприятий официального и  неофициального  характера  можно

достигнуть того,  чего  не  могут  обеспечить  автоматически  действующие  в

условиях   свободной   конкуренции   факторы,   противодействующие   влиянию

монополий или уравновешивающие их.

3.4. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

 

    Унаследовав от централизованной  экономики монополизм -  это   монополизм

особого рода. Во -  первых,  он  был всеобъемлющим,  включая производство,

распределение, обмен и  потребление.  Во  -  вторых,  монополизм  российской

экономики сформировался не в результате действия,  поглощения,  слияний  или

сговора  между  предприятиями,  а   сознательно   как   способ   оптимизации

распределения  ресурсов  на  основе  экономии   от   масштаба   производства

Следовательно,   российский   монополизм   имел   не   производственную,   а

управленческую  природу.  Для  хозяйствующих  субъектов   такой   монополизм

оборачивался:   безальтернативностью   экономического   поведения,    жестко

фиксированного  централизованным  планированием;  натурально  -хозяйственной

замкнутостью; не  реализуемостью  имеющихся  монопольных  преимуществ  из-за

централизации  доходов  в  бюджете.  Следовательно,  у  нас   была   создана

государственная экономика,  а  не  экономика  с  монополизмом  хозяйствующих

субъектов.  Поэтому  демонополизация  российской  экономики   прежде   всего

означает   ее   разгосударствление   путем,   во   -    первых,    демонтажа

административно -командной системы управления, и,  во  -  вторых,  изменение

мотивационного  поведения  субъектов  экономики   посредством   формирования

инициирующего предпринимательскую  инициативу и конкуренцию механизма  Третий

элемент  демонополизации   -   закрепление   правовых   основ,   исключающих

монопольные действия государственных  органов  и  участников  хозяйственного

оборота

     Особое место в   демонополизации  экономики   занимает  проблема  крупных

предприятий,  с   раздроблением   которых   часто   связывают   преодоление

монополизма  в  российской  экономике.  Раздробление  крупных  фирм   может

способствовать активизации конкуренции  в  отрасли  за  счет  автономизации

структурных звеньев.

    Проведенная  под флагом  демонополизации   экономики   законодательная

поддержка центробежных тенденций  уже обернулась  для  российской  экономики

отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен контроль над целостным

производственно - распределительным  циклом. Разрыв хозяйственных связей при

отсутствии налаженной снабженческо - сбытовой сети привел к тому, что одни

предприятия столкнулись с проблемой  обеспечения  производства  необходимыми

ресурсами, другие же - с проблемой  сбыта. Во-вторых, в  результате  сужения

хозяйственной базы  упала  концентрация  финансовых  ресурсов  и  снизилась

возможность  маневрирования  ими,  что  привело  к   ухудшению   финансовой

устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация промежуточных обернулась

усилием монопольных проявлений в  виде ценового диктата.

    Таким  образом,  приемлемость  раздробления  предприятий  как   способа

решения проблем монополизма в  российской  экономике  далеко  не  однозначна.

При этом следует иметь в виду, что  монополизм  как  форма  рыночной  власти

кроется не в  размерах  предприятия,  а  в  его  положении  на  рынке.  Даже

небольшое предприятие может  быть  монополистом,  крупное  же,  наоборот,  -

совершенным конкурентом. Поэтому  корень вопроса не в  крупных  предприятиях,

а в том, что производство той  или иной продукции сконцентрировано  у  одного

производителя.  Следовательно,  выход  следует  искать  не  в  разукреплении

существующих  производителей,  а  в  создании  для  них  конкурентов   путем

диверсификации   производства   продукции,   создания   новых    производств

аналогичной  продукции  и   обеспечение   доступа   на   рынок   иностранных

конкурентов.

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Мы рассмотрели такую   обширную  тему  как  «Конкуренция  и  монополия».

Большинство  рыночных  ситуаций  в  реальном  мире  занимают  промежуточное

положение  между  крайними  случаями  совершенной  конкуренции   и   полной

монополии.

     На мой взгляд,  полезно  время  от  времени   проводить  различия  между

характерными чертами  чисто  конкурентного  рынка  и  особенностями  других

основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и

олигополией.

    Мы выяснили, что для  того чтобы рынок был совершенно  конкурентным,  для

него должны выполняться следующие  условия: наличие многих продавцов, каждый

их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо

информированные покупатели; свободные  вход фирм на рынок и выход из него  и

независимые решения со стороны  как производителей,  так и потребителей.

Некоторые  отрасли.  Особенно  в  сельском  хозяйстве,  удовлетворяют  этим

требованиям, но модель конкуренции  является полезной  даже  в  том  случае,

когда  эти  требования  соблюдаются  только   приблизительно.   Совершенный

конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную  цену  товаров  и

услуг.

    На несовершенно  конкурентных  рынках  в  противоположность   совершенно

конкурентным продавцы могут повышать  цену  на  свои  продукты,  ограничивая

свой выпуск.  Монополия  представляет  собой  крайний  случай  несовершенной

конкуренции,  где  имеется  один   единственный   продавец   и   отсутствует

возможность для вхождения других.

     Общество, признавая,  что монополия  нарушает  процесс   ценообразования,

относясь враждебно к монопольной  прибыли или же по другим  причинам,  может

объявить  монополию  «общественно  полезным  предприятием»   и   установить

контроль над ее ценами. Другими  важными  типами  несовершенно  конкурентных

рынков  являются  монополистическая   конкуренция   (множество   продавцов,

легкость  вхождения  и  дифференциация  продукции)   и   олигополия   (мало

продавцов, возможна  дифференциация  продукции  и  существуют  барьеры  для

Информация о работе Монополия и конкуренция