Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с
наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в
большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации
производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия
создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство
новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет
стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения
эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению
экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и
процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии (
оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также
неправильное распределение
чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того,
монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению
экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и
устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть
нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание
хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для
нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и
последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой
вред производству.
3.2.СДЕРЖИВАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Вследствие «очевидных» для большинства населения и средств массовой
информации негативных последствий монополизации правительство берет
деятельность монополий под контроль.
При этом
Государство не стремится
конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает
среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант
поведения выгоднее второго . Таким образом, антимонопольная политика
представляет собой инструмент
административного
целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально
нежелательных изменений, ее основными моментами является:
. охрана и поощрение конкуренции;
. контроль
над фирмами, занимающими
рынке;
контроль над ценами;
. защита
интересов и содействие
.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного
контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным
фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С
этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается
какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не
бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и
капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного
механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и
далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против
таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую
очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует
помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а
предотвращение ухудшения
3 . 3 . СПОСОБ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Как мы уже знаем, конкуренция есть самое эффективное средство
достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.
Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное)
соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены
платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих
случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут
позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и
то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения,
что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных
производственных ресурсов общества.
Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в
рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.
Антимонопольное
контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и
антимонопольное законодательство.
Административный контроль
монополизированных рынков
воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности,
финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного
законодательства Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом
использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая
судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационный механизм
имеет своей целью
путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как
форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на
то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса
невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот -
поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация
производства, продукция которого
может конкурировать с
и.т.д.
Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования
монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель -
регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний
крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или
установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает
возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.
Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика,
нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и
усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что
попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной.
Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся
политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
С помощью государственного регулирования экономики и различных
антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно
достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в
условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию
монополий или уравновешивающие их.
3.4. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Унаследовав от
особого рода. Во - первых, он был всеобъемлющим, включая производство,
распределение, обмен и потребление. Во - вторых, монополизм российской
экономики сформировался не в результате действия, поглощения, слияний или
сговора между предприятиями, а сознательно как способ оптимизации
распределения ресурсов на основе экономии от масштаба производства
Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а
управленческую природу. Для хозяйствующих субъектов такой монополизм
оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко
фиксированного централизованным планированием; натурально -хозяйственной
замкнутостью; не реализуемостью имеющихся монопольных преимуществ из-за
централизации доходов в бюджете. Следовательно, у нас была создана
государственная экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих
субъектов. Поэтому демонополизация российской экономики прежде всего
означает ее разгосударствление путем, во - первых, демонтажа
административно -командной системы управления, и, во - вторых, изменение
мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования
инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма Третий
элемент демонополизации - закрепление правовых основ, исключающих
монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного
оборота
Особое место в демонополизации экономики занимает проблема крупных
предприятий, с раздроблением которых часто связывают преодоление
монополизма в российской экономике. Раздробление крупных фирм может
способствовать активизации
структурных звеньев.
Проведенная под флагом демонополизации экономики законодательная
поддержка центробежных тенденций уже обернулась для российской экономики
отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен контроль над целостным
производственно - распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при
отсутствии налаженной снабженческо - сбытовой сети привел к тому, что одни
предприятия столкнулись с проблемой обеспечения производства необходимыми
ресурсами, другие же - с проблемой сбыта. Во-вторых, в результате сужения
хозяйственной базы упала концентрация финансовых ресурсов и снизилась
возможность маневрирования ими, что привело к ухудшению финансовой
устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация промежуточных обернулась
усилием монопольных проявлений в виде ценового диктата.
Таким образом, приемлемость раздробления предприятий как способа
решения проблем монополизма в российской экономике далеко не однозначна.
При этом следует иметь в виду, что монополизм как форма рыночной власти
кроется не в размерах предприятия, а в его положении на рынке. Даже
небольшое предприятие может быть монополистом, крупное же, наоборот, -
совершенным конкурентом. Поэтому корень вопроса не в крупных предприятиях,
а в том, что производство той или иной продукции сконцентрировано у одного
производителя. Следовательно, выход следует искать не в разукреплении
существующих производителей, а в создании для них конкурентов путем
диверсификации производства продукции, создания новых производств
аналогичной продукции и обеспечение доступа на рынок иностранных
конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели такую обширную тему как «Конкуренция и монополия».
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное
положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной
монополии.
На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между
характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других
основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и
олигополией.
Мы выяснили, что для
того чтобы рынок был
него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый
их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо
информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и
независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим
требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае,
когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный
конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и
услуг.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно
конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая
свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной
конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует
возможность для вхождения других.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования,
относясь враждебно к
объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить
контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных
рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов,
легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало
продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для