Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Цель заключается в раскрытии сущности регулирования и воздействия различных методов на государственно-экономическую политику.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Исследование понятия и функций государственного регулирования экономикой.
Изучение конституционно-правовых основы государственного регулирования экономики.
Определение механизма государственного регулирования рыночной экономикой.
Выявление методов государственного регулирования
Исследование морального убеждения как средства воздействия на государственно-экономическую политику.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 6
1.1 Сущность и функции государственного регулирования экономикой 6
1.2 Конституционно-правовые основы государственного регулирования экономики 13
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 19
2.1 Методы государственного регулирования 19
2.2 Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Moralnoe_ubezhdenie.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 6

1.1 Сущность и функции государственного регулирования экономикой 6

1.2 Конституционно-правовые основы государственного регулирования экономики 13

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 19

2.1 Методы государственного регулирования 19

2.2 Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование экономики в современных  условиях развития рыночной экономики  представляет собой систему установленных  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической  системы к изменяющимся условиям.

На протяжении  всего исторического развития рыночных отношений формировались и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности.

Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как  первая может основываться и на принципе невмешательства государства в  хозяйственную жизнь (известный  принцип экономического либерализма). В современных условиях невмешательство  государства в социально-экономические  процессы немыслимо. Уже давно ведутся  споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о  его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики” и «государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена необходимостью изучения условий и механизмов превращения  этой возможности в действительность, которая разобщена  нарастанием  проблем, трудностей, с которыми и  призвано справиться государственное  регулирование экономики.

В современных  условиях государственное регулирование  экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные  задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объектом  исследования являются методы регулирования  государственно-экономической политики.

Предметом исследования выступает моральное  убеждения как метод воздействия  на государственно-экономическую политику.

Цель  заключается в раскрытии сущности регулирования и воздействия  различных методов на государственно-экономическую  политику.

Поставленная  цель требует решения следующих  задач:

  1. Исследование понятия и функций государственного регулирования экономикой.
  2. Изучение конституционно-правовых основы государственного регулирования экономики.
  3. Определение механизма государственного регулирования рыночной экономикой.
  4. Выявление методов государственного регулирования
  5. Исследование морального убеждения как средства воздействия на государственно-экономическую политику.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка литературы.

Во введении излагается актуальность изучаемой  темы, цели и задачи работы.

В первой главе представляется общая характеристика государственного регулирования рыночной экономикой.

 Во  второй главе излагается характеристика  механизма государственного регулирования  и его особенностей.

В заключение подводится итог проделанной работы.

В ходе проведенного исследования в качестве основных методов  были применены такие как, метод  теоретического исследования и анализ нормативно-правовых актов.

При написании  курсовой работы использовались законы, материалы справочной и учебой литература, рассматривающей данную тему.

 

ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

1.1. Сущность и функции государственного регулирования экономикой

 

Огромная роль государства и  способность его регулировать некоторые  экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование  государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой — политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная  система – это, прежде всего, прерогатива  в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.

Рыночный  механизм не в состоянии разрешить  все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство  вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Как известно, двигательные механизмы немонополистической  развитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается, прежде всего, в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и прежде всего рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью1.

Государство также призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование  экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность закрепленных в законодательстве мер (форм) экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности.

Без точного  определения цели государственного регулирования экономики невозможно надлежащее правовое обеспечение такого регулирования.

Цель  как идеальное выражение будущего в настоящем пронизывает все  содержание права как системы  юридических норм, регулирующих соответствующие  общественные отношения. Получая в  нем свое отраженное выражение, цель стимулирует, организует, направляет практическую деятельность субъектов права по пути ее претворения в жизнь2.

Профессор Рудольф фон Иеринг справедливо  отмечал, что цель есть творческая сила всего права, что нет правового  положения, которое не было бы обязано  своим происхождением какой-либо цели3. Цель является представлением о будущем, которое воля полагает осуществить4.

Идея  об общем благе как цели государства  является достижением современной  культуры, основанной в том числе  на убеждении, что власть государства  должна иметь границы5.

Все цели государственного воздействия на любую  область общественных отношений  должны быть четко закреплены в праве. При этом каждая такая цель должна соответствовать жизненно важным интересам  общества, тем более это актуально для цели, являющейся главной для государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений. Главная цель государственного регулирования должна давать ясный ответ на вопрос: для чего оно в конечном итоге необходимо обществу.

Главная цель государственного регулирования  экономики - экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего  строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Представляется затруднительным  дать до конца положительный ответ  на данный вопрос, особенно в условиях глобальных проблем, стоящих перед  человечеством. То же самое касается и юридической литературы, где  в качестве основных целей государственного регулирования экономики выделяются создание наилучших условий для  развития экономики и предпринимательства  на конкретной стадии развития общества, обеспечение экономического роста  и сбалансированного развития экономики6.

Укрепление  существующего строя, наилучшие  условия предпринимательской деятельности, экономический рост необходимы, но не сами по себе, хотя вполне могут быть факультативными (специальными) целями государственного регулирования экономики7.

Представляется, что общая (главная) цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (интересов общества), таких как оборона страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения.

Законодательное закрепление названной общей (главной) цели государственного регулирования  экономики позволит в значительной мере восполнить существенный пробел действующего российского законодательства, о котором, в частности, пишет профессор В.П. Мозолин. Речь идет о том, что ни в Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе РФ не говорится об охране прав и законных интересов общества в целом8.

Информация о работе Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику