Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Цель заключается в раскрытии сущности регулирования и воздействия различных методов на государственно-экономическую политику.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Исследование понятия и функций государственного регулирования экономикой.
Изучение конституционно-правовых основы государственного регулирования экономики.
Определение механизма государственного регулирования рыночной экономикой.
Выявление методов государственного регулирования
Исследование морального убеждения как средства воздействия на государственно-экономическую политику.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 6
1.1 Сущность и функции государственного регулирования экономикой 6
1.2 Конституционно-правовые основы государственного регулирования экономики 13
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 19
2.1 Методы государственного регулирования 19
2.2 Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Moralnoe_ubezhdenie.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

Необходимо  особо отметить, что в предлагаемом автором определении общей цели государственного регулирования экономики  речь идет о реализации и защите именно публичных интересов, а не интересов государства. У демократического государства не может быть внутри страны собственных интересов. В  противном случае это будет уже  тоталитарное государство. В экономике, как в организованном рыночном хозяйстве, государство, выполняя роль организатора, не должно преследовать собственных  целей.

По обоснованному  мнению профессора Ю.А. Тихомирова, публичный  интерес - признанный государством и  обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования  и развития9.

Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Основные функции государственного регулирования реализуются, в направлении  достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного  преимущества  благодаря экономическим  факторам и наличию уникальных институциональных  механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства.

Общепризнанной  задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории10.

В любой  стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика  в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

В странах  с централизованной экономикой вмешательство  государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо  значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных  планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми  ресурсами, централизации и централизованного  распределения основной массы денежных средств через государственный  бюджет и финансовые органы.

 В  странах с рыночной экономикой  степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей  намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством  законодательных ограничений, налоговой  системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности на средства производства — частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.11

Государственное регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).                                                

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах, и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Непосредственное  государственное управление рядом  отраслей, объектов полностью или  частично применяется по отношению  к предприятиям, организациям, имеющим  жизненно важное значение для экономики  и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким  объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная  энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции.  Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.12

1.2. Конституционно-правовые основы государственного регулирования экономики

 

Правовыми предпосылками государственного регулирования  экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7), о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, равной защите различных форм собственности (ст. 8), о свободе экономической деятельности и запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34), о недопущении установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74) и др. Согласно ст. 71 Конституции РФ13 в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования.

Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном  обиходе понятия «экономическая конституция». Большинство исследователей исходят из характеристики экономической конституции как совокупности конституционных положений, относящихся к сфере экономики14. В рамках такого понимания экономической конституции необходимо особо выделить подход профессора Г.А. Гаджиева, согласно которому экономическая конституция представляет собой совокупность конституционных положений, связанных единым предметом - отношениями в сфере экономики - и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей15. Данный подход имеет важное значение и для науки предпринимательского (хозяйственного) права, поскольку обусловливает следующий вывод: если Конституция РФ содержит проникнутые внутренним единством положения, связанные единым предметом - отношениями в сфере экономики, то в порядке реализации этих конституционных положений необходимо принять специальный нормативный правовой акт, содержащий нормы, связанные единым предметом - хозяйственными отношениями.

В целом  же подходы к понятию «экономическая конституция» отличаются разнообразием. Так, под экономической конституцией в формальном смысле понимаются закон или группа законов государства, обладающих высшей юридической силой, содержащих нормы, регулирующие экономические отношения. В материальном смысле это только нормы конституционного уровня, а также других правовых актов, охватывающих положения, значимые для экономических отношений16. Возможно, что такое деление и является спорным, однако исходя из смысла подобных подходов имеет право на существование и точка зрения, согласно которой в качестве экономической конституции рассматривается антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Что касается попытки возрождения неоднократно отвергнутой Конституционным Судом  РФ идеи о Гражданском кодексе РФ как экономической конституции, то даже представители цивилистической науки считают ее абсолютно неуместной, отмечая при этом, что Гражданский кодекс РФ вообще не предназначен для регулирования всех групп отношений, в совокупности составляющих общее понятие «производственные отношения». Из четырех стадий производственных отношений, функционирующих в сфере производства, распределения, обмена и потребления, гражданское законодательство, в силу присущей ему юридической природы и своего предназначения, в состоянии полностью регулировать лишь имущественные отношения в сфере обмена товаров 17.

За последние  десять лет сложилось новое научное  направление, относящееся к общему учению о государстве, - конституционная экономика. Юристы и экономисты пробуют объединить свои усилия для выяснения, как конституционное право может влиять на принятие важнейших (стратегических) экономических решений, составляющих суть экономической политики государства18.

«Конституционная экономика - это научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве»19.

Постоянное  возрастание роли конституционного права в обществе - одна из основных идей названного научного направления. Поэтому неизбежно возникает  вопрос о том, есть ли пределы постоянного  возрастания роли конституционного права в государственном регулировании  экономики. Кроме того, отпадает ли необходимость в специальном  отраслевом обеспечении государственного регулирования экономики?

Так, профессор  В.Д. Мазаев отмечает, что расширение и усложнение конституционно-правового  регулирования не означают эскалацию  конституционного права на всю совокупность общественных отношений, размывание конституционного воздействия. Целевым назначением  содержания предмета конституционного регулирования остается то, что в  него входят отношения по обеспечению  равновесия во взаимоотношениях общества, государства и личности с использованием политической власти как важнейшего инструмента и гарантии этих отношений20. Профессор В.Д. Мазаев делает далее вывод о том, что конституционная экономика - «одно из интересных творческих междисциплинарных направлений раскрытия регулятивного потенциала наиболее обобщенных и социально значимых конституционных положений в сфере экономики. Наибольший успех данное направление получит в рамках методологических разработок общей теории конституционного права и философии права»21.

Профессор В.К. Андреев подчеркивает, что Конституция признает и гарантирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием22.

Под воздействием конституционных положений в  Гражданский кодекс РФ была включена в качестве предмета регулирования предпринимательская деятельность, но она не получила сколько-нибудь самостоятельного регулирования, будучи заслоненной, а иногда и просто подмененной категорией «имущественные отношения». Гражданский кодекс РФ занимает правовое поле, которое, исходя из норм Конституции РФ, является сферой предпринимательского права23.

До сих  пор в российской истории все  прорывы в экономике совпадали  с усилением государственной  власти24. Сильным может быть признано лишь государство, обладающее значительным властным потенциалом. Это практически означает, что сильное государство должно располагать достаточными ресурсами, которые позволяли бы ему энергично воздействовать на общественные процессы, осуществлять на высоком профессиональном уровне нормотворчество, обеспечивать законность и правопорядок, отправлять контрольные функции25.

Также в  качестве своеобразного предпринимательского (хозяйственного) кодекса в отношении  определенной сферы государственного регулирования экономики следует  отметить Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»26, в котором торговая деятельность определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. В Законе об основах государственного регулирования торговли даются определения понятий оптовой и розничной торговли, которые рассматриваются в качестве видов торговой деятельности.

 Таким  образом, речь идет о едином  регулировании вертикальных и  горизонтальных предпринимательских  (хозяйственных) отношений в сфере  торговой деятельности.

 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

2.1. Методы государственного  регулирования

 

Экономические потребности и их удовлетворение составляют основу жизнедеятельности любого общества, поэтому первоочередная задача государства - обоснованно определить эти потребности, увязать их с имеющимися и возможными в перспективе ресурсами, а также создать такой механизм регулирования экономических отношений, который в наибольшей степени обеспечивал бы эффективное использование ресурсов. Экономика всегда была и не может не быть главным объектом политики, так как основу жизни любого общества составляет производство жизненных средств. Политика как концентрированное выражение экономики непосредственно вытекает, из главной функции государства - формулировать потребности общества, обеспечивать стабильность его организации и жизнедеятельности, а это требует в первую очередь выявления назревших и перспективных экономических задач, ибо без эффективной организации экономики жизнь любого общества не может быть стабильной и обеспеченной.

Механизм  государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования27.

Информация о работе Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику