Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Цель заключается в раскрытии сущности регулирования и воздействия различных методов на государственно-экономическую политику.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Исследование понятия и функций государственного регулирования экономикой.
Изучение конституционно-правовых основы государственного регулирования экономики.
Определение механизма государственного регулирования рыночной экономикой.
Выявление методов государственного регулирования
Исследование морального убеждения как средства воздействия на государственно-экономическую политику.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 6
1.1 Сущность и функции государственного регулирования экономикой 6
1.2 Конституционно-правовые основы государственного регулирования экономики 13
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 19
2.1 Методы государственного регулирования 19
2.2 Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Moralnoe_ubezhdenie.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

На современном  этапе активизацию инвестиционного  процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных  ресурсов в условиях новой экономической  конъюнктуры.

Обычно  выделяют следующие группы методов  государственного регулирования28.

  1. По характеру:
  • прямые;
  • косвенные.
  1. По форме:
  • Правовые;
  • Административные;
  • Экономические;
  • Пропагандистские (морального убеждения).

Прямые  методы государственного регулирования  в основном связаны с использованием административных средств воздействия  на экономические отношения, которые  характеризуются непосредственным властным воздействием государственных  органов на регулируемые отношения  и поведение соответствующих  субъектов.

Прямой  характер применяемых при государственном  регулировании административных средств  выражается в принятии субъектом  управления в рамках компетенции  управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и  содержащего прямое предписание  императивного (директивного) характера  на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным средствам государственного регулирования  относятся, например, государственная  регистрация субъектов предпринимательской  деятельности, лицензирование отдельных  видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования  основываются на экономических средствах  воздействия на регулируемые отношения  со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно, через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.

Прямые  и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические  средства государственного регулирования  экономики имеют единые цели и  задачи и всегда облекаются в соответствующую  правовую форму29.

Правовые  методы следует рассматривать в  качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается  в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических  средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы  их существования.

Средства  административного регулирования  в сфере экономики чрезвычайно  разнообразны. Среди них следует  назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение  конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской  деятельности; обязательные предписания  совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного  принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Административные  средства базируются на государственной  власти, на авторитете правительства  и не связаны с мерами финансового  стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны  регулирующих органов. Такие средства определяют не экономические условия  оборота капитала, а саму внешнюю  возможность его функционирования30.

Можно говорить о:

  1. культурно-этической (памятники старины – для предпринимателей выгодно размещать поблизости свой бизнес (автостоянки, бензозаправочных станций и т.д.), а для памятников – угроза уничтожения, а также потеря некоторой привлекательности);
  2. экологической (сбросы в реки);
  3. общественно-воспроизводственной (обязательные медицинские прививки, начальное образование, правила вождения автомобилей, самолетов и т.д);
  4. социальной (выдачи зарплаты вообще, его определенного размера и времени, чтобы не допустить социального взрыва) 
    целесообразности административных средств государственного регулирования. Другие меры (экономические) зачастую не столь эффективны или их правильную дозировку определить очень трудно (налоги в районе старинных памятников).

Административные  средства приобретают исключительную важность в чрезвычайных ситуациях (война – «средства военного регулирования экономики или военно-экономическая политика; т.е. запретительные и принудительные меры государственных органов, направленные на перевод национальной экономики на военные рельсы, мобилизацию ресурсов, осуществление трудовой повинности, нормирование снабжения, приоритет военного производства, экономия на потребительских нуждах, замораживание зарплаты, а иногда и принудительные отчисления от доходов и заработной платы).

Классическими примерами широкого и эффективного использования административных инструментов для перестройки существующей общественно-экономической  системы могут служить: реформы  в Западной Германии, проведенные  западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда; коренные преобразования экономической  и политической системы в Японии, Испании и Греции; фактическое  создание основных элементов регулируемого  рыночного хозяйства иностранными и национальными государственными органами в Южной Корее, на Тайване, в Малайзии, некоторых государствах Ближнего Востока и Латинской  Америки.

Виды  административных инструментов государственного регулирования31:

  1. Запрет. Решение о прекращении новых промышленных предприятий в пределах Большого Парижа за счет прекращения выдачи разрешений на новое строительство; в ряде арабских государств иностранным физическим и юридическим лицам запрещается владеть землей.
  2. Разрешение. Власти Кении разрешили использовать государственный национальный парк для охоты и туризма (приток инвестиций и расширение туризма).
  3. Принуждение. Обязать фирмы использовать определенные очистные сооружения для отходов, предоставлять своим работникам фиксированный минимальный набор социальных услуг, организовывать профессиональное обучение молодежи.

Особое  место – принуждение, так в  о многих государствах специально законодательно предусмотрена возможность применения административных средств принуждения  для регулирования экономического цикла, цен и социальных отношений. Например, право правительства устанавливать  в целях экономической стабилизации максимально допустимый процент  повышения ставок заработной платы и цен, или вообще замораживать их на определенное время. Столь радикальные меры на практике применяются редко, обычно – принудительное индексирование цен на факторы производства, т.е. предписываемое государством сдерживание роста товарных цен, заработной и арендной платы в пределах установленных индексов (например, не превышающих ежеквартальных индексов инфляции).

Негативные  стороны административных методов32.

1. Искажают  информационные сигналы, которые  поступают от экономики собственникам  производственных факторов, что  провоцирует принятие неправильных  решений, ведущих к долгосрочным  отрицательным последствиям в  использовании товаров, труда  и каптала, в соотношении цен,  доходов, инвестиций и т.д. 

2. Развитие  «черного рынка», коррупции, подрывается мотивация честного предпринимательства.

3. Увеличение  бюрократического аппарата (зачастую  от него трудно избавиться  и после прекращения действия  административных мер, т.к. он  обладает способностью к расширенному  воспроизводству и старается  любыми средствами доказать свою  необходимость, даже если это  идет во вред национальной  экономике).

Следовательно, в условиях нормально функционирующей  рыночной экономики просто необходимо внедрение, как общегосударственных, так и административных инструментов регулирования.

    1. Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику

 

Моральное убеждение – инструмент государственного регулирования хозяйственной  и социальной жизни, широко используемый наряду с экономическими и административными  средствами. Моральное убеждение  основывается не на финансовых стимулах или административных санкциях, а  на авторитете правительства, справедливости и точности выдвигаемых им целей, задач, призывов и заявлений. 

Экономическая политика государства, декларируемые направления программы  деятельности правительства, данные органы постоянно ориентируют своей  политикой деятельность субъектов  хозяйствования на определенной цели. Государственные программы, декларирующие  определенные задачи проводимой экономической  политикой, сами по себе, вне зависимости  от мер по их осуществлению, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов  и является формой морального убеждения33.

Правительственные  органы обращаются с заявлениями и призывами  в адрес конкретных юр. лиц, побуждая их соблюдать определенные правила  в общегосударственных интересах. Приглашения вкладывать инвестиции в конкретные регионы со стороны местных органов власти, проводить различного рода форумы, конгрессы, конференции и т.д.

Моральное убеждение применяется  и во внешнеэкономической политике. Призывы правительства, не желающего  вводить ограничения на ввоз импортных  товаров, к отечественным импортерам временно сократить закупки за рубежом, кампании общественных движений по бойкоту  иностранных товаров. Призывы покупать отечественные изделия и т.д34.

К рассматриваемым методам прибегают  и в межгосударственных экономических  отношениях. Речь идет о призывах одной  страны к другой осуществить какие-либо экономические действия, не совпадающие  с интересами последней. Например, американское правительство, поддержанное общественностъю, не раз официально обращалось к Японии и Китаю с призывом ограничить экспорт их товаров в США. И  эти обращения не были бесполезными.

Принципиально важный вопрос – выяснение  пределов возможностей морального убеждения. Степени определяются тем, как организована кампания по воздействию на хозяйствующих  субъектов и все население  страны. Такая кампания немыслима  без широкой поддержки со стороны  СМИ, без вовлечения авторитетных и  популярных людей. Но главная предпосылка  успеха – обеспечение совпадения интересов собственников капитала и широких слоев населения  с представлениями правительства  о национальных экономических проблемах, целях, приоритетах. Предпосылка действенности  средств морального убеждения –  авторитет правительства и его  представителей внутри страны и за рубежом, широкая поддержка средств  массовой информации.

Моральное убеждение применяется  как средство социально- культурной и экологической политики. Адресованные предпринимателям призывы авторитетных государственных лидеров не допускать  сокращения числа мест для профессионального  обучения молодежи на фирмах, жертвовать на дома престарелых, реставрацию памятника  национальной истории или на улучшение  состояния лесов, как свидетельствует  практика, часто оказываются эффективными.

К средствам морального убеждения  прибегают местные органы власти, приглашая, например, в свои регионы  как индивид., так и объединенных в ассоциации инвесторов, представителей научно-исследовательских и образовательных  учреждений для проведения различного рода форумов, конференций, конгрессов.

Субъектами морального убеждения  становятся союзы по экономическим  интересам, политические партии, общественные движения и принадлежащие им СМИ, прежде всего, поддерживающие политику правительства.

Согласно  вышеизложенному, моральное убеждение  широко применяется в регулировании  государственной экономической  политики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование, в рамках написания  данной курсовой работы, позволило  сделать основные выводы по рассматриваемым  вопросам.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

Информация о работе Моральное убеждение как средство воздействия на государственно- экономическую политику