Национальное богатство и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов развития национального богатства, анализ основных показателей национального богатства, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства страны. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Раскрыть понятие и сущность национального богатства; рассмотреть его структуру; выявить основные показатели национального богатства; определить факторы влияющие на увеличение национального богатства; проанализировать основные показатели национального богатства.

Содержание работы

Введение ……………………………… ……………………………………….
1.Национальное богатство страны……………………………………………..
1.1Общее понятие и структура национального богатства…………………….
2. Анализ национального богатства страны………………………………
2.1 Национальное богатство в современной России…………………………
2.2 Национальное богатство как идеальная модель экономического развития
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………..
Приложения……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа макроэканомика1.docx

— 79.78 Кб (Скачать файл)

рынки основной стимулятор создания инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Федеральной службы государственной статистики- 9.4% в 2010 году, около 10% - за последние 10 лет) в России ниже, чем у любого из государств Единой энергетической системы (ЕЭС).

Для сравнения: в Эстонии  их доля составляет 47%, в Германии -73%, в

Греции -35%; в Бельгии, Дании, Ирландии, Австрии - около 60%.

Доля инновационной промышленной продукции в России составляет

всего лишь 1.8% от всей продукции.

В культуру, религию и  отдых бюджетные российские инвестиции в

благополучном 2010 году составили 1.6% от расходов консолидированного

бюджета (для сравнения: во Франции - 2.9%; в Казахстане -3.8%; в

Великобритании -2.4%).

Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП  Россия - на

28 месте среди 174 стран. На перевооружение армии планируется потратить

до 2020 года 20 трлн. руб. На модернизацию инфраструктуры России

(обустройство страны) подобных  цифр, к сожалению, не запланировано.

Реальная стратегия развития (точнее, стагнации) России при нынешней

власти пока традиционная -огромные непроизводительные затраты и

низкие инвестиции в человека, в человеческий капитал.

В России низки не только инвестиции в человеческий капитал, но и в физический капитал (оборудование, технологии, производственные здания и т.д.). В рейтинге 2010 года Россия заняла 74 место с инвестициями в основной капитал 21.5% ВВП (норма накопления). На протяжении последних лет норма накопления инвестиций держится в районе 20%, хотя норма сбережения составляет около 30%. Треть внутренних сбережений не инвестируется в экономику по причине их невостребованности и высоких рисков.

Лидирует в рейтинге по прямым инвестициям Китай с нормой накопления

46.3%, в Испании -24%, Канаде -21.5%, Германии -17.6%, США -

12.2%. В среднем в мире за 2009 г. норма накопления -22.7%.

Для обеспечения прироста (неценового) российского ВВП на уровне 6-8%

необходимы инвестиции порядка 40% ВВП, т.е удвоение нынешних

инвестиций в основной капитал. Но и стабильной прирост ВВП такого

уровня возможен только при существенном повышении качества и уровня

национального человеческого  капитала.

Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать  за счет

повышения инвестиционной привлекательности  России и регионов, притока

частного иностранного и  внутреннего капитала в экономику  и повышения

качества человеческого  капитала.

Для повышения качества российского  человеческого капитала к нему

необходим системный инвестиционный подход необходимо

инвестировать опережающими темпами одновременно все его

составляющие. Так осуществили  свой инновационный рывок финны,

сингапурцы, корейцы1.

Проблемы эффективного использования  элементов национального

богатства в пореформенный  период функционирования Российской

экономики многообразны. Указывается  на невостребованность

человеческого капитала, сокращение качества трудового потенциала,

снижение профессионального  уровня работающих. Специалисты отмечают

прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной

базы, стагнацию наукоемкого  и инновационного секторов экономики.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения,

достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо

синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление

основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого  капитала

и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы.

Целевая установка на совершенствование  пропорций между элементами

национального богатства  предполагает решение задачи по обеспечению

структурных изменений в  национальной экономике. Проблема

рационального использования  природных ресурсов и обеспеченности ими в

будущем является центральной  проблемой экономического развития,

важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России,

включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные,

лесные и климатические  ресурсы, требует проведения специальных

правительственных мероприятий  по ликвидации причиненного природной

среде ущерба и восстановлению количественных и качественных

характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать

комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения

(использование определенного  количества ресурсов с максимальной  отдачей,

с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить

условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных

ресурсов) и безотходности  их использования (создание безотходных

технологий); наладить эффективное  управление распределением природно-

ресурсного потенциала и  рациональной эксплуатацией природных  ресурсов.

Продвижение по указанным  направлениям зависит от комплекса

мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования

природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из

возможностей решения  каждой названной проблемы использования  этого

потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру  национального богатства, необходимы

специальные меры экономической  и социальной политики государства. В

области экономической политики необходимо формирование, в соответствии

с установленными целями и  отобранными приоритетами, эффективной

структуры управления, которая  бы с наименьшими ресурсными затратами

позволяла создавать продукцию  и услуги с высокой долей добавленной

стоимости. В области социальной политики главным направлением является

формирование новой социальной структуры общества различными путями:

посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования

кредитов для жилищного  строительства), снижения уровня дифференциации

доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения),

повышения эффективности  функционирования и использования  всех видов

собственности и защиты права  собственности.

Очевиден недостаток основного  капитала в отраслях социальной сферы  и

необходимо увеличивать  национальное богатство путем модернизации

социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального

богатства России до 2025 г.,(Приложение 8) предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов.

Поскольку предполагаемые изменения  макроэкономической динамики

охватывают довольно продолжительный  период, можно заключить, что

приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис

национальной экономики, чем учитывают правительственные  воздействия в

рамках макроэкономической структурной политики. Рассмотрим прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года.

Современное состояние национального  богатства и приведенные

прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности  и

недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для

осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При

проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются

экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные

цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только

являются отражением общей, более высокой организованности

национальной хозяйственной  системы и целесообразной экономической

политики. В свою очередь  последняя, по мнению академика РАН  А.И.

Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический  процесс,

“эффекту кумулятивной”  причинности, выступает своеобразным

общественным благом и  исполняет функцию фактора хозяйственного

развития.[8]

Таким образом, новая социальная структура общества должна

соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно

позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую  систему

ценностей и стимулов, которые  бы обеспечивали конкурентный процесс,

позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного

экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде,

можно выделить:

1) объем и доступность  всех имеющихся видов ресурсов (материальных,

трудовых, финансовых);

2) достигнутый страной  уровень технического развития, определяющий

качество и производительность технологической базы экономики;

3) накопленный страной  задел в области фундаментальных и прикладных

научных исследований, уровень  подготовки кадров, характеризующий

качество трудовых ресурсов страны.

В результате согласованного взаимодействия названных факторов в

составе совокупного экономического потенциала формируются природно-

ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный

(инновационный), внешне экономический  и другие потенциалы

национальной хозяйственной  системы страны.

Таким образом, национальное богатство – это совокупность материальных

ресурсов, накопленных продуктов  прошлого труда, учтенных и вовлеченных

в экономический оборот природных  богатств, которыми общество

располагает на определенный момент времени.

Национальное богатство  выступает в форме совокупности материальных и

нематериальных благ различного назначения и использования. Непрерывное

пополнение богатства (его  простое и расширенное воспроизводство)

осуществляется за счет произведенного продукта. Показатели богатства

характеризуют материальные условия общественного производства и жизни

общества в целом в  каждый данный момент, а объем общественного

продукта выступает как  результат процесса производства за определенный

период времени, а также  как источник возмещения потребленных элементов

богатства и его увеличения. В то же время показатели объема накопленного

богатства и общественного  продукта отражают экономическую мощь,

экономический потенциал  страны.

Россия имеет мощный и  разнообразный природно-ресурсный  потенциал,

способный обеспечить необходимые  объемы собственного потребления и

экспорта. В стране открыто  и разведано около 20 тыс. месторождений

полезных ископаемых. Она  находится на первом месте в мире по запасам

большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа,

каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а

также занимает ведущее место  по запасам земельных, водных и лесных

ресурсов.

Основной частью нефинансовых непроизведенных активов является

земля. Земельная площадь  России по состоянию на 2010 г. составляла 1709,8

млн. га, (свыше 17 млн. кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%,

на сельскохозяйственные угодья – 12,9%, болота – 12,4% и другие земли (под

древесно-кустарниковой  растительностью, под дорогами, под  застройками,

Информация о работе Национальное богатство и его структура