Национальное хозяйство, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается понятие, становление и сущность национального хозяйства, его структура, а также основные формы и участники международных экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
І. Теоретические аспекты национального хозяйства, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России…………………………….. 5
1.1 Понятие, становление и сущность национального хозяйства. Занятость населения, как фактор экономики. Структура национальной экономики, ее виды… 5
1.2 Система и виды макроэкономических пропорций………………………… 13
1.3 Проблемы оптимизации национальной экономики………………………… 15

ІІ. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики……………………………………………………………… 18
2.1. Планирование национальной экономики………………………………… 18
2.2. Прогнозирование национальной экономики………………………………. 21
ІІІ. Методы по структурированию национальной экономики…………………. 26
Заключение………………………………………………………………………… 41
Список использованной литературы…………………………………………….. 43

Приложения……………………………………………………………………….. 45

Файлы: 1 файл

1.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики  сегодня основывается на технике  Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

По СНС экономика  состоит из следующих основных секторов:

1. нефинансовые корпоративные  предприятия, занятые производством  товаров и услуг, реализуемых  на рынке (или реальный сектор);

2. финансовые учреждения  и корпорации;

3. государственные предприятия  и учреждения;

4. частные некоммерческие  организации, обслуживающие домашние  хозяйства;

5. домашние хозяйства;

6. остальной мир, в  том числе внешнеэкономические  связи. 

Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач. Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка выбранных моделей, видов, типов и методов экономического развития данного общества.

Оптимальная структура  национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства.

  Перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие  темпы роста национального объема  производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен.  Нужно учитывать, что неизменные  в течение длительного времени  цены замедляют темпы роста  ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового  баланса. На практике это означает  достижение относительного равновесия  между экспортом и импортом, а  также стабильный обменный курс  национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. 
Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. 
           4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии. [2.с.67].

Занятость населения, как фактор экономики.

Полная занятость всегда составляет менее 100 % трудоспособного населения. 
       Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы, который равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Поэтому максимально возможный уровень занятости соответствует естественному уровню безработицы.

Одна из причин неэффективности  занятости в России - избыточная занятость на предприятиях. Это явление  в отечественной экономике возникло в годы командно-административного  управления экономикой, когда за счет создания экономически нецелесообразных рабочих мест искусственно завышался уровень занятости. Избыточная занятость - результат проводимой в то время политики поголовной занятости. Сверхзанятость с экономической точки зрения возникает тогда, когда вопрос о качестве и количестве рабочих мест решается в пользу последнего, и служит одним из источников экстенсивного развития экономики.

Существует несколько  причин сохранения избыточной занятости  на отечественных предприятиях.

Во-первых, это институциональное  поддержание избыточной занятости  в стране, что проявляется в принятии законодательных актов о недопущении массовых сокращений, приоритетах государственной программы занятости, направленной на сдерживание массовой безработицы в открытом виде, действии коллективно-договорных соглашений в рамках института социального партнерства о сохранении стабильного трудового коллектива.

Во-вторых, это слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной  деятельности предприятий, что позволяет  сохранять незадействованный персонал даже при ухудшении их финансового положения.

В-третьих, это соображения  конъюнктурного характера хозяйственных  руководителей: обеспечение административно  установленных темпов роста выпуска  продукции стало возможным за счет экстенсивного использования  трудовых ресурсов; содержание избыточной численности работников на градообразующих предприятиях позволяет иначе общаться с органами местного самоуправления. Поэтому, как правило, руководство предприятий не заинтересовано в оптимизации уровня занятости, а проводит пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников.

Таким образом, избыточная занятость в современных условиях поддерживается, поскольку отвечает тактическим целям выживания отечественных предприятий. 
          Предприятия восполняют потери рабочей силы за счет нового набора, а не повышения эффективности занятости оставшихся работников (их переобучения, повышения квалификации, производительности труда). Содержание избыточной занятости на предприятиях возможно только в экономике с неразвитыми рыночными регуляторами, т.к. рынок заставляет оптимизировать трудовые издержки, снижать их до экономически целесообразного уровня. При более радикальных рыночных преобразованиях (ужесточении финансово-кредитной среды госпредприятий, введении банкротства и т.д.) уровень избыточной занятости будет значительно снижен.

Важнейшая характеристика сферы занятости в России - наличие  вынужденной неполной занятости  как следствия ее избыточного  уровня, что проявляется в виде занятости неполный рабочий день, административных отпусков. Избыточная занятость не идентична неполной вынужденной занятости, хотя последняя является конкретным выражением трудоизбыточности на микроуровне и характеризует объем, структуру неэффективно задействованного персонала.

На начало 2008 г. численность  экономически активного населения в России составила 71,4 млн. чел. Уровень экономической активности населения измеряется удельным весом численности экономически активного населения в общей численности населения. В России на 1.01.08 г. этот показатель имел значение 48,7% [10. c.93].

 

 

1.2 Система и виды макроэкономических пропорций.

Существенная черта  национальной экономики — сложившиеся  макроэкономические пропорции. 
       Макроэкономические пропорции — это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и предложения, в смешанных — рынком с учетом регулирующего воздействия государства [7.с.26].

Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсивного или интенсивного), изменений потребностей народного хозяйства, складывающихся экономических условий развития общественного производства и других факторов.

Макроэкономические пропорции  образуют систему. В ней можно  выделить следующие виды пропорций: общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.; межотраслевые — между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.; внутриотраслевые—между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.; территориальные— общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории; межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда. 
      Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы. 
       Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов. 
             Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. 
        Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.

К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести, во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих подразделений, стоимостью их основных производственных фондов. Во-вторых, пропорции между фондами накопления и потребления в национальном доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач [12.с.234] 
        Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и структурой общественных потребностей. 
         Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик: 
1) повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте фондовооруженности труда, количестве сырья и материалов, перерабатываемых работниками, что ведет к опережению объемов производственных фондов по отношению к численности работающих; 
2) опережающее развитие электроэнергетики, машино- и приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей; 
3) увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства; 
4) опережающее развитие обрабатывающей промышленности по отношению к добывающей; 
5) расширение участия в международном разделении труда, которое выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране. 

    1. Проблемы оптимизации национальной экономики

Оптимизация  национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу оптимизации составляет пропорциональность. Оптимизация  и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании оптимизации путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике  России   преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни — в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства [6.c.212].

На оптимизацию национальной экономики  влияет скудность топливных  природных, ресурсов, сырья для некоторых  отраслей промышленности, собственной  металлургической базы.   
          Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри единой страны. Поэтому проблемы оптимизации решаются  на основе межгосударственных договоров.

В период перехода к рынку  национальная экономика Россия характеризуется  всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную оптимизацию, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями   и запросами мирового рынка. Для России в настоящее время характерны снижение численности населения, его постарение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы; высок уровень инфляции и девальвации рубля; недостаточное финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось влияние ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса.

Информация о работе Национальное хозяйство, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России