Национальное хозяйство, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается понятие, становление и сущность национального хозяйства, его структура, а также основные формы и участники международных экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
І. Теоретические аспекты национального хозяйства, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России…………………………….. 5
1.1 Понятие, становление и сущность национального хозяйства. Занятость населения, как фактор экономики. Структура национальной экономики, ее виды… 5
1.2 Система и виды макроэкономических пропорций………………………… 13
1.3 Проблемы оптимизации национальной экономики………………………… 15

ІІ. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики……………………………………………………………… 18
2.1. Планирование национальной экономики………………………………… 18
2.2. Прогнозирование национальной экономики………………………………. 21
ІІІ. Методы по структурированию национальной экономики…………………. 26
Заключение………………………………………………………………………… 41
Список использованной литературы…………………………………………….. 43

Приложения……………………………………………………………………….. 45

Файлы: 1 файл

1.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

К числу методологических принципов прогнозирования следует  отнести формирование комплекса, системы  прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного прогнозирования характерным является то, что она должна быть тщательно адаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам.

Основные направления  социально-экономического развития России до 2010 г. утверждены постановлением Совета Министров России от 3 апреля 
2008 г. № 445.

В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ. Методы по структурированию национальной экономики

В ближайшем пятилетии (2005-2009 гг.) важнейшей целью является создание условий для устойчивого  социально-экономического роста на основе повышения эффективности  реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры, формирования благоприятной среды обитания.

Исходя из преемственности  направлений развития и с учетом изменения воздействия на него отдельных  факторов, на очередное пятилетие  определены следующие приоритеты: 
- наращивание экспорта товаров и услуг; 
- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей; 
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности; 
- развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры; 
- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; 
- формирование эффективной системы здравоохранения.

Главными средствами достижения указанных целей и  важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов являются: 
- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств; 
- осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы; 
- целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сферы, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации; 
- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса; 
- разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов; 
- формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово- промышленных групп в рамках Союзного государства Белоруссии и России, СНГ, других международных интеграционных образований; 
- развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны; 
- совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках; 
- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - стройсбережений, стройнакоплений, иппотечного кредитования; 
- расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала; 
- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности; 
- опережающий рост производства потребительских товаров; 
- обеспечение экономической безопасности страны.

Для решения этих задач  предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых  и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

Эффективная социальная политика России понимается прежде всего  как: предоставление трудоспособному  населению возможностей для обеспечения  достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста  производительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Целями дальнейшего  совершенствования оплаты труда  являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному  человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.

Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы  будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низко квалифицированными работниками, упорядочение структуры зарплаты путем включения в основную зарплату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет: среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001-2005 гг. на уровне 3,2-4,2% в год; реальной заработной платы - 4,9-6,8%; повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% против 42,1% в 2000 г. 

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь  достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и  слоев населения, которые оказались  в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.

До 2010 г. предусматривается  усиление государственной поддержки  социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных  социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.

Социальное страхование  призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать  ее развитие, придать ей социально  ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест 
(страхование по безработице).

Совершенствование пенсионного  обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы  системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан  на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

Предполагается создать  комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней  пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах [4.c.143].

Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики предусматривается соответствующее  развитие отраслей социально-культурного  комплекса.

Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально- экономического развития страны. Главная цель здесь - удовлетворение потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи: 
- создание эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина страны на качественную медицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности; 
- реорганизация системы оказания стационарной помощи на основе распределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно- диагностического процесса; 
- создание условий для расширения потребительского выбора медицинских услуг; 
- сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении наиболее нуждающихся контингентов населения; 
- развитие внебюджетных источников финансирования, платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования; 
- осуществление реструктуризации коечного фонда с перераспределением объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный; 
- сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки и обеспечение его эффективного использования и функционирования.

Образование - одна из важнейших составляющих формирования человеческого капитала. Главными целями его дальнейшего развития являются удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования РБ, отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Для достижения указанной  цели образование в России предусматривается  развивать на основе следующих принципов: доступность образования; равенство прав граждан на получение образования; единство образовательных и воспитательных задач; гуманизация и фундаментальность образования; обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей; преемственность между уровнями и ступенями образования; использование разнообразных форм образовательных учреждений.

Одна из основных целей  государственной политики - возрождение  и развитие национальной культуры. Первоочередными задачами здесь  являются: сохранение действующей сети учреждений культуры и качественное ее развитие; укрепление и обновление материально-технической базы; обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех слоев населения; существенное повышение уровня культурного обслуживания, внедрение новых моделей и типов учреждений культуры.

  Продолжится работа  по реализации мер, обеспечивающих  равные права граждан в получении  образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных  гарантий; по формированию единого образовательного, культурного, туристского пространства; унификации нормативно-правовой базы отраслей социальной сферы.

Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач, вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства.

Учитывая, что технологическое  обновление производства - длительный процесс, предполагается, что рост объемов  производства до 2008 г. будет определяться преимущественно динамикой конечного спроса и возможностями имеющихся производственных мощностей. Существенное влияние окажут ожидаемое увеличение экспорта в Россию благодаря улучшению экономической ситуации в этой стране, появление альтернативных рынков сбыта, а также расширение внутреннего спроса на продукцию импортозамещения. В результате, согласно расчетам, темпы роста ВВП в 2008- 2010 гг. могут составить 133-134%. Такой рост ВВП является минимально необходимым для того, чтобы располагать достаточными ресурсами как для проведения социально ориентированной политики, так и для технологического обновления производства. Необходимость технологического обновления производства предопределяет устойчивый рост доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2008. до 20,6-20,5% в 2009 г. Одним из целевых параметров прогноза является улучшение платежного баланса страны. Однако сокращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной стороны, технологическое обновление производства требует увеличения объемов ввоза зарубежного оборудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать существенного роста экспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью белорусской продукции на внешнем рынке. Это найдет отражение в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2010г.

Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденции изменения конечного  потребления. Расчеты показывают, что  хотя и прогнозируется постепенное  сокращение доли конечного потребления  в ВВП с 76,7% в 2008 г. до 72,4% в 2009 г., но это будет происходить при абсолютном росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения.

  Этот период должен  стать для промышленности этапом  коренной реконструкции производства, замены и модернизации основного  оборудования и технологических линий, освоения современных технологических процессов, позволяющих достичь в перспективе мировых стандартов по трудоемкости, материало- и энергоемкости продукции, создания базы для повышения конкурентоспособности и эффективности производства. В этой связи предстоит в первую очередь: усилить инвестиционную активность; ускорить процессы по развитию специализации, кооперации и концентрации производства, сертификации промышленной продукции и росту числа предприятий, получивших сертификаты системы управления качеством; кардинально улучшить финансовое положение предприятий [8.c.89]. 
      Выходу промышленности на путь динамичного развития будут также способствовать мероприятия по проведению единой структурной промышленной политики Белоруссии и России, а именно: по сохранению и углублению сложившейся специализации промышленных производств, развитию системы кооперации, включая создание межгосударственных финансово-промышленных групп, разработку и реализацию совместных производственно-технологических программ.

Информация о работе Национальное хозяйство, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России