Национальное хозяйство, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается понятие, становление и сущность национального хозяйства, его структура, а также основные формы и участники международных экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
І. Теоретические аспекты национального хозяйства, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России…………………………….. 5
1.1 Понятие, становление и сущность национального хозяйства. Занятость населения, как фактор экономики. Структура национальной экономики, ее виды… 5
1.2 Система и виды макроэкономических пропорций………………………… 13
1.3 Проблемы оптимизации национальной экономики………………………… 15

ІІ. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики……………………………………………………………… 18
2.1. Планирование национальной экономики………………………………… 18
2.2. Прогнозирование национальной экономики………………………………. 21
ІІІ. Методы по структурированию национальной экономики…………………. 26
Заключение………………………………………………………………………… 41
Список использованной литературы…………………………………………….. 43

Приложения……………………………………………………………………….. 45

Файлы: 1 файл

1.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

В период до 2010 г., учитывая тяжелое финансовое положение предприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение, сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции, не исключается необходимость их государственной поддержки. Более интенсивно и целенаправленно предполагается осуществлять государственную поддержку предприятий технологических укладов (электроника, точное машиностроение, приборостроение и др.) 

Важными направлениями  структурной политики явятся концентрация сил и средств на ее эффективных  направлениях, ориентация на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Это  прежде всего информационные технологии, микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта, биологические и тонкие химические технологии, продукты для медицины и сельского хозяйства, мембранные технологии как наиболее эффективные для экологии и ресурсосбережения (очистка производственных жидких сред и стоков, извлечение ценных компонентов, сушка).

Темпы развития топливно-энергетического  комплекса определяются уровнем  потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материального производства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание будет уделено повышению эффективности энергетических производств и использования ТЭР, а также обеспечению энергетической безопасности страны, увеличению использования местных видов топлива и активизации энергосберегающей политики [15.c 167].

В перспективном топливно-энергетическом балансе республики предусматривается  увеличение доли природного газа до 65%, наращивание производства электроэнергии на базе парогазовых технологий, расширение использования газа в жилищно-коммунальном секторе и сокращение доли использования мазута до 11%.

Производство потребительских  товаров. По абсолютному большинству  товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой промышленности спрос населения может обеспечиваться за счет отечественного производства, для чего предстоит увеличить производство и расширить ассортимент конкурентоспособных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения - как простейших, так и технически сложных.

Объем производства потребительских  товаров в 2009 г. возрастет к уровню 2008 г. в 1,3 раза.

Основными целями развития агропромышленного комплекса являются преодоление негативных тенденций  и обеспечение устойчивого эффективного развития АПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысит уровень самообеспечения продуктами питания, увеличит экспорт сельскохозяйственной продукции и укрепит продовольственную безопасность страны.

Важнейшими мероприятиями требующими первоочередной реализации, являются: 
- переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающие существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на окружающую среду; 
- последовательное обновление активной части основных производственных фондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой высокопроизводительной техникой и современным оборудованием; 
- совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевой специализации и структуры производства; 
- существенное повышение материальной заинтересованности товаропроизводителей в результатах своего труда; 
- обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических; 
В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет базироваться на реализации «Программы повышения эффективности АПК».

Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующего наращивания мощностей строительного  комплекса. В 2008-2009 гг. в строительном комплексе должны быть решены задачи создания и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий и материалов, новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем объектов строительства, обеспечивающих снижение в 1,5-2,0 раза массы зданий и сооружений и повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска современной строительной техники, средств малой механизации, стеновых, теплоизоляционных, полимерных экологически чистых материалов и на их основе 
- комплексных облегченных конструкций. 
В строительном производстве получат развитие современные технологии с высокой степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе необходимо снизить материалоемкость строительства в 2008-2009 гг. не менее чем на 15-20%.

Товарная продукция  промышленности строительных материалов и конструкций (ПСМК) в 2009 г. возрастет  на 30-40% I уровню 2008 г., в том числе выпуск цемента - на 40-50%, стекла полированного - в 1,9 2,0 раза. Это позволит не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции(стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент) [10. 435].

Потребность в жилище относится к числу первостепенных жизненных потребностей человека. Национальная жилищная программа страны предусматривает реализацию конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан, насыщение и регулирование рынка жилья, повышение потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений.

Особое внимание при  решении проблем жилищного строительства  будет уделяться вопросам привлечения  внебюджетных источников его финансирования, стимулированию долгосрочных накоплений средств граждан в системе «стройсбережений» и обеспечению их сохранности; развитию системы облигационных жилищных займов; совершенствованию систем субсидирования и кредитования, в том числе ипотечного.

Предусматривается расширение строительства жилья на селе, что  обусловлено стратегическими целями развития агропромышленного комплекса и сложившейся неблагоприятной социально-демографической ситуацией в сельской местности. В малых и средних городах будет увеличена доля индивидуального жилищного строительства.

Главными целями развития транспорта являются формирование эффективной, надежно функционирующей и конкурентоспособной на международном и внутреннем рынках транспортной системы, обеспечивающей потребности народного хозяйства и населения в перевозках и услугах; максимальное использование возможностей по экспорту транспортных услуг, а также развитие транспортных и коммуникационных услуг.

Грузооборот транспорта народного хозяйства предполагается увеличить с 99,5 млрд. ткм в 2008 г. до 112-117 в 2009 г., пассажирооборот транспорта общего пользования - с 25 до 26-27[10.c.289].

Главными задачами развития отрасли торговли и общественного  питания, платных услуг в прогнозируемом периоде являются: стабильное обеспечение  населения социально значимыми  товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения предприятий торговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком ассортименте. Решение этих задач предусматривается осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово-промышленных групп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи организаций торговли с колхозами, госхозами и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на взаимовыгодных условиях.

В общественном питании  предполагается восстановить и расширить  сеть предприятий при учреждениях, высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях.

В соответствии с прогнозными  расчетами объем платных услуг  за 2008-2009 гг. возрастет в 1,4-1,5. Наиболее быстрыми темпами будут развиваться производственные услуги, связанные с обслуживанием отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи, предприятий по товаропродвижению). Предусматривается значительное увеличение услуг населению, обусловленное рационализацией его быта, организацией досуга, развитием здравоохранения и образования.

Главным направлением внешнеэкономической  деятельности на перспективу является осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры к увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.

При формировании государственной  политики в области международного сотрудничества предполагается руководствоваться  принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений.

Со странами Таможенного  союза первоочередными мерами будут: переход на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле с третьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования, проведение единой акцизной политики.

Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со странами дальнего зарубежья является торгово-экономическое сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы, со странами Балтии, Польшей, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями.

Реализации основных направлений внешнеэкономической  деятельности будет способствовать система мер разработанной Национальной программы развития экспорта на 2008-2009 гг.

Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса  послужит наращивание экспорта услуг  как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.

Региональная экономическая  политика, являющаяся составной частью государственной макроэкономической политики, в прогнозируемый период будет направлена на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, наиболее полно отвечающих местным условиям и потребностям проживающего здесь населения и интересам страны в целом.

Важнейшими направлениями  реализации этой цели в 2008-2010 гг. должны стать: поддержка структурных преобразований в сфере производства, обеспечивающих укрепление ресурсно-финансового потенциала территорий, снижение их зависимости от поставок внешних ресурсов; эффективное использование внутренних возможностей регионов, стимулирование создания новых рабочих мест в регионах, имеющих более высокий уровень безработицы; содействие развитию территорий, находящихся в более сложных социально- экономических и экологических условиях; формирование СЭЗ как региональных центров внедрения достижений мировой и отечественной науки, развития региональных систем инфраструктуры. 
         Для повышения эффективности государственного и хозяйственного управления, своевременного решения важнейших народнохозяйственных задач в этот период, в частности, предусматривается: 
- разработать эффективную и быстро адаптирующуюся модель управления экономикой и социальной сферой на отраслевом и территориальном уровнях; 
- создать систему координации деятельности органов отраслевого и территориального управления, обеспечивающую сбалансированное развитие отраслей и регионов; 
- поднять на качественно новый уровень роль отраслевого и территориального управления, планирования и прогнозирования, более гибко подходить к проблеме разграничения функций и полномочий между центром и регионами, органами отраслевого и территориального управления, сократить количество ненужных организационных структур; 
- более полно учитывать мнение органов местного управления и самоуправления по вопросам развития регионов, а также при принятии решений, затрагивающих полномочия и функции местных органов власти.

В целях снижения антропогенной  нагрузки до минимального уровня в  прогнозируемом периоде предусматривается  ужесточение нормативов удельных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду из расчета: на 1% прироста ВВП(или произведенной продукции) 0,2% прироста выбросов. Это позволит сохранить качество окружающей среды на достаточно благоприятном уровне.

Улучшится отраслевая структура  ВВП: удельный вес промышленности может составить 31,6% в 2009г. против 32,4% в 2008 г., сельского хозяйства - 8,8% против 9,6%. Удельный вес сферы услуг предусматривается довести до 37,5% в 2009 г.

Благодаря технологическому обновлению производства показатели эффективности  приобретут положительную динамику. Рост производительности труда будет устойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2008- 2009 гг. 6,3-6,4%. Снизить материалоемкость предполагается на 4,6%. 
         Энергоемкость ВВП за период 2008-2010 гг. уменьшится на 25-32%. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подведем итоги:

        · Национальное хозяйство является основным объектом исследование макроэкономики и представляет собой совокупность всех экономических процессов, протекающих в данном государстве.

        . Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.

       · Структура национального хозяйства заключается в соотношении пропорций составных частей национальной экономики, (воспроизводственная структура, социальная, отраслевая, территориальная, внешнеторговая, инфраструктуру).

       · Структурной политикой называется деятельность государства по поддержанию оптимальных соотношений составных частей национального хозяйства.

      · Научно-технический прогресс оказывает большое влияние на структурную политику, т.к. изменяет структуру промышленности.

      · Структурная политика должна быть гибкой, и лишь дополнять рынок, а не заменять его.

      · Современная экономика России находится в достаточно тяжелом положении и нуждается в проведении эффективной структурной политики.

      · Основными методами структурной политики в России являются институциональные методы, нормотворчество, бюджетное регулирование, монетарные методы.

Информация о работе Национальное хозяйство, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России