Национальной счетоводство как инструмент регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Цель работы – показать значимость счетоводства для развития экономики страны.
Задачи работы:
1. Рассмотреть предпосылки появления счетоводства.
2. Охарактеризовать роль стандартов в развитии счетоводства.
3. Рассмотреть понятие об системе счетоводства.
4. Дать характеристику основополагающим концепциям СНС.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................2
1. Сущность и история возникновения национального счетоводства...............3
2. Роль и функции национального счетоводства.................................................8
3. Содержание национальных счетов..................................................................11
4. Основополагающие концепции и постулаты СНС........................................20
Заключение............................................................................................................27
Список используемой литературы......................................................................28

Файлы: 1 файл

кр макроикономика.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................2

1. Сущность и история  возникновения национального счетоводства...............3

2. Роль и функции национального  счетоводства.................................................8

3. Содержание национальных  счетов..................................................................11

4. Основополагающие концепции и постулаты СНС........................................20

Заключение............................................................................................................27

Список используемой литературы......................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникнув около 60 лет назад  в наиболее развитых капиталистических странах, СНС сегодня представляет во всем мире важный раздел экономической статистики и общей системы экономической информации; в ряде стран СНС стала важным элементом общей системы государственного управления. Органы государственного управления в странах с рыночной экономикой призваны создать условия для достижения так называемого магического четырехугольника: адекватный экономический рост, возможно полная занятость, стабильность цен и внешнеэкономическое равновесие. СНС призвана обеспечить информацию для анализа того, в какой мере удалось или не удалось достичь указанные цели. Эта же информация служит основой для принятия решений о конкретных мерах, необходимых для стимулирования производства, повышения занятости, снижения уровня инфляции и обеспечения тех или иных целей в области внешнеэкономических связей (например, достижение положительного сальдо по текущим операциям с остальным миром).

В России и других странах  СНГ интерес к СНС возник лишь около 10 лет тому назад, что связано  главным образом с трансформацией плановой экономики в рыночную, необходимостью использования такой системы  показателей, которая более адекватно описывает структуру и механизм функционирования рыночной экономики. За последние 10 лет статистические органы России и других стран СНГ выполнили большую работу по переходу от баланса народного хозяйства, который с середины 1920-х гг. использовался в СССР для целей макроэкономического анализа, к СНС. Данные о ВВП и других важных показателях СНС, разрабатываемые Госкомстатом России, все шире используются в правительственных документах по вопросам экономической политики; особенно большое практическое значение они приобрели в контексте разработки государственного бюджета и оценки эффективности фискальной политики. Вместе с тем полное внедрение СНС потребует еще многих лет напряженной работы.

Объектом изучения в работе является экономика страны.

Предметом исследования является система счетоводства.

Цель работы – показать значимость счетоводства для развития экономики страны.

Задачи работы:

1.     Рассмотреть предпосылки появления  счетоводства.

2.     Охарактеризовать роль стандартов в развитии счетоводства.

3.     Рассмотреть  понятие об системе счетоводства.

4.     Дать характеристику основополагающим концепциям СНС.

 

1. Сущность и  история возникновения национального  счетоводства

Национальное счетоводство в широком смысле представляет собой  всеобъемлющую систему ведения  первичного, бухгалтерского учета и  статистики, основанную на единстве методологических принципов и завершаемую построением  системы национальных счетов. На основе системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своеобразная модель экономики, используемая для  исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов  и их финансовых эквивалентов между  экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических  операций.

Суть СНС сводится к  формированию обобщающих показателей  функционирования экономики на различных  стадиях процесса воспроизводства  и взаимной вязке этих показателей  между собой.

СНС представляет собой систему  взаимосвязанных статистических показателей  построенной в виде определенного  набора счетов и таблиц, характеризующих  результаты экономической деятельности страны.

СНС наиболее совершенный  и распространенный балансовый метод  взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и их результатов. Она основана на единых принципах ведения учета и  статистики на всех уровня хозяйствования, в совокупности определяющих национальное счетоводство, и является завершающей  его стадией/2/.

В основе национального счетоводства лежит характеристика процессов  создания, распределения, перераспределения, и использования дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностью функционирования.

Каждой стадии воспроизводственного цикла производству продуктов и  услуг и связанных с этим процессов  образование доходов, первичному и  вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов.

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и  услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного  потребления и накопления. Система  завершается построением балансовых таблиц отражающих итоговое изменение  национального богатства в результате труда данного года, и меж отраслевого  баланса производства и использования  продукции и услуг.

Для экономики в целом  предусматривается составление  всех счетов. Они образуют сводные  счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.

Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в  СHС:

а) счет продуктов и услуг  служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и  их использование на конечное потребление, накопление, экспорт;

б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к  процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных  лиц, как в сфере материального  производства, так и в сфере  нематериальных услуг;

в) в счете образования  доходов отражаются распределительные  операции, непосредственно связанные  с процессом производства, которые  приводят к формированию первичных  доходов его участников: оплаты труда, чистых налогов на производство, валовой  прибыли предприятий и смешанных  доходов населения;

г) в счете распределения  расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также  в результате перераспределительных  процессов. В новой СHС ООH этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и вторичного распределения дохода;

д) в счете использования  располагаемого дохода отражаются расходы  на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и негосударственных  некоммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое  сбережение;

е) в счете капитальных  затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование  на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли  и нематериальных активов. Разница  между суммой ресурсов и использования  характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде.

Внешнеэкономическую деятельность предполагается охватить тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и  пассивов.

Счета разрабатываются также  по секторам и регионам.

Для каждого сектора внутренней экономики предусматривается полного  набора счетов.

Для правильного понимания  показателей и особенностей отражения  их взаимосвязей, остановимся на следующих  структурных характеристиках СHС:

границы производства, разграничение  между "внутренней" и "национальной" экономикой;

группировка хозяйствующих  объектов и экономических операций.

Итак, границы производства...

производственная деятельность включает:

а) рыночную деятельность;

б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги гос. учреждений).

В этом понятии не охватывается:

а) теневая экономика;

б) бесплатные услуги в домашних хозяйствах/2/.

Теневая экономика, в принципе, должна учитываться в СHС, так  как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие  в экономическом обороте. Большинство  стран делает поправки к данным, собранным с помощью налоговых  деклараций, с учетом сокрытия части  доходов. Hо в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются  как производственная деятельность (типа наркобизнеса). 
Во многих странах производят оценки стоимости домашних услуг, но показывают их отдельно от основных счетов. Они составляют от 25 до 51% ВВП, причем эта величина в значительной мере зависит от используемого метода оценки: метода выпуска (по рыночной цене на аналогичные услуги) или метода затрат (исходя из оценки затрат времени).

Система национальных счетов - это адекватный рыночной экономике  национальный учет. СНС начала зарождаться  в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических  странах мира в ответ на потребность  органов государственного управления в макроэкономической информации для  разработки экономической политики, программ и мер по регулированию  рыночной экономики. Необходимость  в таком регулировании стала  особенно очевидной после “великой”  экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим  разработку СНС, явилась вторая мировая  война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран  стали ощущать потребность в  систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов  и направлений в экономической  политике по переориентации военной  экономики, отысканию наиболее эффективных  методов решения данной задачи/1/.

После второй мировой войны  большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить  международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое  сотрудничество, международные экономические  организации испытывали потребность  в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой  международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали  внедрению СНС в различных  странах мира, а с другой - обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.

Первый международный  стандарт был подготовлен в ООН  в 50-х годах. Созданная в 1952 году система  национальных счетов неоднократно существенно  пересматривалась. Так, рекомендованный  ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в  производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами  затрат и выпуска, финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и  нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование  методов СНС позволило создать  современную Систему Национального  Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA - англ. аббревиатура). В ней принципиально  новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного  хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а  также введение балансов имущества.

СНС ООН представляет собой  согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков  статистической информации, которые  выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным  руководством для национальных статистических служб.

Современная СНС ООН содержит более 500 различных стандартных счетов, её счета дополняются 25 вспомогательными таблицами/1/.

По степени и направлению  детализации счета подразделяют на три класса:

- счета первого класса - сводные счета;

- счета второго класса - счета производства, потребления  и капиталообразования;

- счета третьего класса - счета доходов и расходов  и счета финансирования капитальных  затрат.

Информация о работе Национальной счетоводство как инструмент регулирования экономики