Национальной счетоводство как инструмент регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Цель работы – показать значимость счетоводства для развития экономики страны.
Задачи работы:
1. Рассмотреть предпосылки появления счетоводства.
2. Охарактеризовать роль стандартов в развитии счетоводства.
3. Рассмотреть понятие об системе счетоводства.
4. Дать характеристику основополагающим концепциям СНС.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................2
1. Сущность и история возникновения национального счетоводства...............3
2. Роль и функции национального счетоводства.................................................8
3. Содержание национальных счетов..................................................................11
4. Основополагающие концепции и постулаты СНС........................................20
Заключение............................................................................................................27
Список используемой литературы......................................................................28

Файлы: 1 файл

кр макроикономика.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

2. Теоретическим (строгое  научное обоснование формирования  системы основных макроэкономических  показателей в условиях рынка  и соответствие механизма их  функционирования хозяйственному  укладу экономики);

3. Институциональным (классификация  институциональных единиц по  функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование  современной рыночной методологии  прогнозирования, основанной на  принципах равнозначности и взаимообусловленности  экономики и политики (когда расчет  показателей прогноза опирается  на данные нормативно правовых  актов), отвечающей потребностям  российской специфики хозяйствования, органов статистического учета  и прогнозирования, органов государственной  власти, а также международным  требованиям и стандартам; создание  на этой основе балансового  метода описания экономики, адекватного  рыночной модели хозяйствования  России; разработка методологических  подходов к формированию структуры  отчетных показателей социально-экономического  развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности  и определение границ их видовой  структуры; создание целостной  системы отчетности на базе  Госкомстата России, сформированной  на основе обязательного представления  отчетных данных Центробанком  России, Минфином, Таможенным комитетом  и другими службами и ведомствами,  являющимися держателями отчетной  информации финансового и нефинансового  характера предприятий и организаций,  характеризующей развитие национальной  экономики страны в рамках  кредитно-денежного сектора, сектора  органов госуправления и внешнего  сектора экономики);

6. Статистическим (актуализация  единого государственного регистра  предприятий и организаций Госкомстата  России (ЕГРПО); пересмотр процедуры  и методов сбора внешних и  внутренних источников данных, их  обобщения и разработки новых  источников данных с использованием  новых методов, отвечающих требованием  построения системы национальных  балансов).

Все эти проблемы взаимосвязаны  между собой, так как, например, изменение  концепции развития национальной экономики  предполагает изменение социально-экономической  организации общества, механизма  функционирования самой хозяйственной  системы и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основополагающие концепции и постулаты СНС

Для того чтобы СНС адекватно  описывала экономические процессы, она должна опираться на некоторые  научно обоснованные концепции политэкономического  характера.

Концепция экономического производства - одна из центральны: в экономической  науке. Она определяет виды деятельности, в которых создаются стоимость, национальный доход.

Эта концепция менялась вместе с развитием общества и производительных сил.

Например, физиократы, возглавляемые  Ф. Кенэ, полагали, что экономическое  производство охватывает только сельское хозяйство и добывающую промышленность, поскольку в этих отраслях экономики  происходит отчуждение от природы материальной субстанции, а во всех других отраслях экономики - лишь изменение формы  продуктов, произведенных в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Теория физиократов появилась на свет в то время, когда сельское хозяйство было ведущей отраслью экономики. Несостоятельность этой теории стала очевидной в период развития капитализма, когда быстрыми темпами стала развиваться обрабатывающая промышленность. В этот период А. Смит сформулировал концепцию материального производства, в соответствии с которой сфера экономического производства включает все отрасли, производящие товары (материальные блага). По мнению А. Смита, деятельность по оказанию услуг имеет непроизводительный характер и не должна быть включена в экономическое производство.

Теория А. Смита была воспринята К. Марксом, а еще позднее была принята на вооружение советскими политэкономами и официальной советской статистикой, в частности была положена в основу методологии составления баланса народного хозяйства, разрабатывавшегося в СССР и других социалистических странах для целей, аналогичных целям СНС (т.е. для описания и анализа макроэкономики). Исключение нематериальных услуг из сферы экономического производства в советской статистике в известной мере отражало   приоритеты в экономической политике (развитие материального производства провозглашалось главной целью экономического развития). Между тем еще В. Петти, выдающийся английский экономист, около 300 лет назад утверждал, что по мере экономического развития услуги будут занимать все больший удельный вес. Эта «закономерность» В. Петти получила подтверждение и имеет универсальный характер. Современная теория экономического производства, учитывая закономерность В. Петти, включает в определение сферы экономического производства все виды деятельности по производству товаров и услуг, включая нематериальные услуги, являющиеся результатом деятельности «непроизводственной сферы», как она определялась в советской статистике (общее управление, оборона, просвещение, здравоохранение, наука, культура, искусство, финансы, жилищно-коммунальное хозяйство). Эта широкая концепция экономического производства, подробно обоснованная в свое время в трудах Ж.Б. Сэя и А. Маршалла, стала основой методологии СНС - за одним исключением: деятельность домашних хозяек по приготовлению пищи, поддержанию жилища в чистоте, воспитанию детей и т.д. Это исключение обосновывается трудностями получения достоверной информации о размерах такой деятельности; кроме того, не совсем ясны методы оценки результатов этой деятельности. С другой стороны, авторы СНС-93 признают, что деятельность домашних хозяек следовало бы включить в сферу экономического производства. В ряде стран уже в течение длительного периода времени проводятся экспериментальные расчеты стоимости услуг, оказываемых домашними хозяйками.

Например, в журнале «Обзор дохода и богатства» (№ 4, 1978 г.) была опубликована статья X. Адлера и О. Хауриляшина  «Оценки стоимости услуг домашних хозяйств в Канаде с 1961 по 1971 г.», в которой не только представлены оценки этих услуг за указанный период, но и обсуждены методы получения этих оценок. В частности, анализируется различие в оценках, полученных с помощью применения рыночных цен и тарифов на соответствующие услуги и с помощью метода альтернативных издержек.

Важно отметить, что в  СНС-93 экономическое производство охватывает также теневую экономику, т.е. производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения, и производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.). На практике, однако, многие страны мира, в частности Россия и другие страны СНГ, не включают в свои расчеты национального дохода оценки юридически запрещенных товаров и услуг.

В экономическое производство включается также деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемая в рамках неформальной экономики; к ней принято относить некорпорированные предприятия, собственником которых являются домашние хозяйства (мелкие фермы и подсобные хозяйства, индивидуальная трудовая деятельность и т.д.), производящие рыночную продукцию.

В экономическое производство включается деятельность некорпорированных  предприятий домашних хозяйств, занятых  исключительно производством продукции для собственного использования; в соответствии с международными определениями эти предприятия не включаются в категорию неформальной экономики.

Не включается в экономическое  производство деятельность, состоящая  в простом владении активами, даже если она иногда приносит доход.

Например, прирост стоимости  активов в результате инфляции не рассматривается как результат  производства и не включается ни в  ВВП, ни в национальный доход.

Не включаются в расчеты  ВВП изменения в окружающей среде, вызванные экономической деятельностью, однако деятельность по защите окружающей среды включается в ВВП.

Наконец, не включается в  экономическое производство результат естественного роста растений и животных, происходящего без участия человека.

Суммируя сказанное, в  сферу экономического производства на практике по теории и методологии  СНС включаются следующие виды деятельности:

•    производство товаров как для реализации, так и для собственного потребления и накопления;

•    производство нефинансовых услуг с целью реализации;

•   деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.д.);

•   деятельность органов государственного управления, предоставляющих нерыночные услуги обществу в целом (коллективные услуги) и отдельным домашним хозяйствам или группам домашних хозяйств (индивидуальные услуги);

•   деятельность некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (партийные, профсоюзные, общественные организации и др.);

•   деятельность оплачиваемой домашней прислуги (наемные повара, садовники, телохранители, шоферы, няни и др.);

•    жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир для собственного потребления.

Жилищные услуги, оказываемые  владельцами домов и квартир, в которых они проживают, для  собственного потребления, включаются в сферу экономического производства, чтобы исключить возможное влияние на размеры ВВП и национального дохода изменений в доле арендуемого жилья. Эти жилищные услуги условно оцениваются с помощью ставок квартирной платы за аналогичные дома и квартиры. При таком подходе изменения в доле арендуемого жилья не влияют на общие размеры национального дохода.

В специальной литературе продолжается дискуссия о том, какие виды деятельности следует включать в экономическое производство при подсчетах ВВП.

Другая важная политэкономическая концепция определяет содержание показателей  доходов в СНС; она разработана  известным английским экономистом Дж. Хиксом и интегрирована в явной форме в СНС-93. Согласно этой концепции источником дохода может быть только добавленная стоимость и нельзя рассматривать в качестве дохода выручку от реализации ранее накопленных активов (как нефинансовых, так и финансовых); неправомерно относить к доходу (национальному, личному или к другим модификациям доходов) изменения в стоимости активов в результате инфляции (более подробно эта концепция будет рассмотрена в главе VI).

Наконец, третья концепция  политэкономического характера, составляющая основу СНС, - теория факторов производства, согласно которой стоимость создается не только трудом, но и другими факторами производства (земля и капитал). По мнению выдающегося английского экономиста В. Петти, труд - это отец богатства, а земля - его мать; позднее он подключил к этой формуле и капитал. Оценка национального дохода по факторной стоимости, т.е. по величине оплаты услуг факторов производства, широко использовалась и используется во многих странах (США, Англия, ФРГ и др.). Однако СНС-93 не предусматривает оценку макроэкономических показателей по факторной стоимости, а рекомендует применять для этой цели рыночные цены, которые отличаются от факторной стоимости на сальдо налогов на производство и субсидии. Вместе с тем СНС-93 предусматривает в своей структуре данные, которые могут быть использованы для исчисления национального дохода по факторной стоимости, если это будет сочтено целесообразным.

СНС-93 избегает в явной  форме ссылок на теорию факторов производства. Возможно, это объясняется продолжением дискуссий о том, что следует понимать под факторами в современных условиях.

Так или иначе СНС-93 вместо факторных доходов использует категорию  «первичных доходов» - доходов, получаемых участниками экономического процесса в порядке первичного распределения созданной стоимости. Получателями первичных доходов являются не только предприятия, корпорации и домашние хозяйства, непосредственно участвующие в производстве, но и органы государственного управления (в форме налогов на производство и импорт).

СНС основана не только на концепциях политэкономического характера, но и на ряде постулатов, определяющих подходы к обработке и упорядочению данных с целью выявления наиболее важных результатов и пропорций экономического развития.

Наиболее важные постулаты:

•    различие между потоками и запасами: потоки - это показатели, характеризующие величины тех или иных процессов за период времени (например, производство, покупки товаров, выплаты заработной платы и т.д.), а запасы - это показатели, характеризующие наличие ресурсов (активов и обязательств) по состоянию на ту или иную дату (например, наличие основных фондов на начало года, наличие денежной наличности на начало месяца и т.д.). Показатели запасов и потоков связаны между собой: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс поток, характеризующий поступления данного ресурса в запасы минус изъятия данного ресурса из запасов;

•    четкое различие между экономическими операциями и другими экономическими потоками; другими словами, потоки состоят из экономических операций и других экономических потоков. Экономическая операция представляет экономический поток, который возникает как результат добровольного взаимодействия между двумя институциональными единицами (например, выплата заработной платы, покупка товара и т.д.); в отдельных случаях экономическая операция может происходить в рамках одной институциональной единицы, если она выступает в двух различных качествах; другие экономические потоки - это изменения в стоимости активов и обязательств, которые не являются результатом экономических операций (например, истощение запасов полезных ископаемых или изменение запасов товаров в результате пожаров, наводнений; к этой же категории относится изменение стоимости запасов в результате инфляции);

•    четкое различие между реальными (нефинансовыми) и финансовыми активами, между потоками финансовых активов и потоками реальных (нефинансовых) активов. Реальные (нефинансовые) активы возникают главным образом в ходе производства, которое определяется как процесс трансформации, в ходе которого появляются товары и услуги и потребляются другие товары и услуги. Процесс производства предполагает соединение и взаимодействие таких факторов, как труд, земля и капитал; к реальным (нефинансовым) активам относятся также такие непроизведенные активы, как земля, залежи природных ископаемых и др.

Информация о работе Национальной счетоводство как инструмент регулирования экономики