Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть и средства, которые правительство собирает со своих «подданных», т. е. физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................2
I. Понятие налоговой политики................................................................................4
II. Сущность налогов...........................................................................................................7
III. Виды налогов.................................................................................................................10
IV. Способы взимания налогов.................................................................................15
V. Функции налогов. Роль налогов в рыночной экономике..............16
VI. Налоговая служба РФ..........................................................................................24
VI.I Структура налоговой службы РФ.................................................25
VI.II Налоговый контроль в РФ....................................................................25
VII. Совершенствование налоговой системы России.......................30
VII.I Налог на доходы физических лиц..................................................30
VII.II Единый социальный налог...................................................................31
VII.II Налог на добавленную стоимость.............................................31
VII.IV Акцизы.................................................................................................................32
VIII. Налоговая политика России на современном этапе.............34
Заключение..................................................................................................................................41
Рецензия.........................................................................................................................................44
Список литературы..............................................................................................................45

Файлы: 1 файл

Копия Ekonomiheskaq_teoriq.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Нижегородский Государственный  Университет им. Н.И.Лобачевского

Финансовый факультет

Дневное отделение

Специальность «НАЛОГИ И НАЛОГОООБЛОЖЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине Экономической теории

На тему: «Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике»

 

 

 

Выполнила;

 

 

Руководитель;

Самочадин А.М.

 

 

Нижний Новгород

2009

Содержание:

 

 

 Введение............................................................................................................................................2

I. Понятие налоговой политики................................................................................4

II. Сущность налогов...........................................................................................................7

III. Виды   налогов.................................................................................................................10

IV. Способы взимания налогов.................................................................................15

V. Функции налогов. Роль налогов в рыночной экономике..............16

VI. Налоговая служба РФ..........................................................................................24

VI.I Структура налоговой службы РФ.................................................25

VI.II Налоговый контроль в РФ....................................................................25

VII. Совершенствование налоговой системы России.......................30

VII.I Налог  на доходы физических лиц..................................................30

VII.II Единый социальный налог...................................................................31

VII.II Налог на добавленную стоимость.............................................31

VII.IV Акцизы.................................................................................................................32

VIII. Налоговая политика России на современном этапе.............34

 Заключение..................................................................................................................................41

Рецензия.........................................................................................................................................44

 Список  литературы..............................................................................................................45

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очевидно, что любому государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть и средства, которые правительство собирает со своих «подданных», т. е. физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и  есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

В условиях  рыночных отношений и особенно в  переходный к рынку период налоговая политика является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Именно налоговая  система на  сегодняшний  день  оказалась,  пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

Предусмотрен целый ряд усовершенствований и корректировок всех основных видов налогов, расширены права регионов и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в достаточной степени обоснованными: многие из них могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые – просто однозначно нежелательные.

В целом последние  решения по налогообложению не дают оснований для оптимистических  ожиданий. Нестабильность налоговой  политики, как и политики экономической, предопределяется сегодня общей политической нестабильностью. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.

Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на  другие).  Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе, коей у нас в России еще  нет.

 На сегодняшний  день существует огромный, причем  теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

         На Западе,  в  большинстве  стран  с  развитым  рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц, и налоговое бремя  в  большей  степени лежит на гражданах,  тем самым, стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

 

 

 

 

Глава I  Понятие налоговой политики

       Налоговая  политика — часть финансовой  политики, проявляющаяся в установлении  видов налогов, объектов налогообложения,  налоговых ставок, условий взимания  налогов, налоговых льгот (налоговый  механизм). Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как  совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной  установкой при проведении налоговой политики   служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. 

Задачи налоговой политики:

  1. обеспечение государства финансовыми ресурсами
  2. создание условий для регулирования хозяйства страны в целом
  3. сглаживание  возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель налогового регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая  политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия,  а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия  неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных  и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.

Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический  курс государства.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми актами государства, приводят к разбалансированию бюджета, сбоем в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных  процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.    

Обоснованность тактических  действий при проведении налоговой  политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания  на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы. Полнота этих прав отражается на развитии бюджетно-налогового федерализма, определяет границы экономической самодеятельности региональной власти по укреплению региональных основ хозяйствования. Устойчивая стратегия по этим принципиальным вопросам способствует поступательному развитию всего государства.

По мере движения ко все  более развитым формам общественно-политического  устройства, укрепления экономики страны и семейных бюджетов большинства  граждан каналы принудительного изъятия созданного в обществе дохода в государственную казну сужаются, несмотря на увеличение общественных потребностей. Задача науки заключается в том, чтобы исследовать закономерности общественного развития и на их основе построить реальные экономические, социально-политические концепции и программы, позволяющие стабильно развиваться всем участникам воспроизводственных процессов. Этим целям служит, в том числе, и налоговая политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность налогов

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном  этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В  условиях перехода от административно  – директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги – это одно из основных понятий экономической  науки. История свидетельствует, что налоги – более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII века  английский парламент не признавал  постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»1.

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике