Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть и средства, которые правительство собирает со своих «подданных», т. е. физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................2
I. Понятие налоговой политики................................................................................4
II. Сущность налогов...........................................................................................................7
III. Виды налогов.................................................................................................................10
IV. Способы взимания налогов.................................................................................15
V. Функции налогов. Роль налогов в рыночной экономике..............16
VI. Налоговая служба РФ..........................................................................................24
VI.I Структура налоговой службы РФ.................................................25
VI.II Налоговый контроль в РФ....................................................................25
VII. Совершенствование налоговой системы России.......................30
VII.I Налог на доходы физических лиц..................................................30
VII.II Единый социальный налог...................................................................31
VII.II Налог на добавленную стоимость.............................................31
VII.IV Акцизы.................................................................................................................32
VIII. Налоговая политика России на современном этапе.............34
Заключение..................................................................................................................................41
Рецензия.........................................................................................................................................44
Список литературы..............................................................................................................45

Файлы: 1 файл

Копия Ekonomiheskaq_teoriq.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

В понимании налогов  важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная  экономическая категория, ее внутренняя сущность;

во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая  категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.  Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная  сторона  налогов (их виды, уровень ставок и  т.п.) определяется внешней средой, в  которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень  социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам2:

  1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (юридических лиц) и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»

 

Виды    налогов

    Государство призвано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Итак, налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Современная налоговая  система включает различные виды налогов.

  1. По способам взимания: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество (подоходный, поимущественный). Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет.  Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается  обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство на предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Косвенные налоги — это  налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (акцизы, таможенные пошлины). Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано  с процессом расхождения получения средств. Косвенные налоги фактически – налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. В современных условиях широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

  1. В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные  налоги России. Они  действуют на территории всей страны и регулируются  общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет их поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредотачиваются  в федеральном  бюджете. К числу  федеральных относятся3:

  • Налог на добавленную стоимость,
  • Акцизы,
  • Налог на доходы физических лиц,
  • Единый  социальный налог,
  • Налог на прибыль организаций,
  • Налог на доходы от капитала,
  • Государственная пошлина,
  • Таможенные пошлины, таможенные сборы,
  • Налог на пользование недрами,
  • Налог на добычу полезных ископаемых,
  • Лесной налог,
  • Водный налог,
  • Экологический налог,
  • Федеральные лицензионные сборы,
  • Сбор за право пользования объектами животного мира,
  • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.

Перечисленные налоги создают  основу финансовой базы государства.

Налоги  республик  в  составе Российской Федерации и налоги краев, областей,  автономной области, автономных округов (региональные налоги).

 

  Региональные налоги устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных  налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах,  налоговые льготы и порядок  взимания. Наибольшие доходы региональным бюджетом приносят налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различие между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. К числу региональных налогов относят4:

  • Налог на имущество организаций,
  • Налог на недвижимость,
  • Дорожный налог,
  • Транспортный налог,
  • Налог с продаж,
  • Налог на игорный бизнес,
  • Региональные лицензионные сборы.

Местные  налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В  понятие «район» с позиций  налогообложения  не входит район внутри города. Представительные органы (городские  Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга  имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Местные налоги включают в себя5:

  • Налог на имущество физических лиц,
  • Налог на рекламу,
  • Налог на наследование или дарение,
  • Местные лицензионные сборы.

Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую  функцию бюджетного регулирования. Расширение  самостоятельности и

ответственности 89 национально-государственных  и административно – территориальных образований России в решении социально-экономических

проблем сопровождается укреплением  их финансовой базы, осуществляемым путем  перераспределения федеральных  налогов.

Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный  валовой  внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 5,4% - в Фонд социального страхования, 1,5% - в Фонд занятности, 3,6% - в Фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет от своих заработков 1%  в Государственный пенсионный фонд РФ.

  1. В зависимости от характера взимания налоговых ставок (размера налога на единицу обложения) налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог  это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм (налог на прибыль предприятий). Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным (налог на доходы физических лиц). Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

  1. В зависимости от наличия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.

      К общим  относятся налоги, которые, в соответствии  с действующим законодательством,  зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество  предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относятся именно к этой группе.

      Целевые  налоги, в отличие от общих,  вводятся для финансирования  конкретной категории расходов  и зачисляются, как правило,  не в бюджет (общий фонд финансовых  средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим  позволяет контролировать использование указанных средств.    В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидированный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды, многие из которых также консолидированы  в региональных бюджетах.

  1. Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными.

Раскладочные налоги достаточно широко применялись в  ранние периоды  развития налоговых  систем. В современных налоговых  системах раскладочные налоги встречаются  значительно реже. Это в основном местные налоги.

Квонтитивными  (количественными, долевыми) называются те налоги, которые, в противоположность раскладочным, исходят не из необходимости покрыть определенные расходы,  а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных  средств.  Предполагается, что  эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

Соотношение различных  видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ  – начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали  играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

Способы взимания налогов

 

В практике большинства  государств получили распространение  три способа взимания налогов:

  1. «кадастровый» -  (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

   Примером такого  налога  может  служить  налог  на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной  ставке  от мощности транспортного  средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2.  на основе декларации.   Декларация – документ,  в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата налога производится после получения дохода.

   Примером может  служить налог на прибыль.

3.   у источника.    Этот налог вносится лицом,  выплачивающим доход, поэтому  оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

   Например, подоходный  налог с физических лиц.  Этот  налог выплачивается предприятием  или организацией,  на которой   работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Функции налогов. Роль налогов в рыночной экономике

 

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без  хорошо налаженной, четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. Роль налогов в рыночной экономике тесно связана с их функциями. Налоги – это не только экономическая, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике