Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть и средства, которые правительство собирает со своих «подданных», т. е. физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................2
I. Понятие налоговой политики................................................................................4
II. Сущность налогов...........................................................................................................7
III. Виды налогов.................................................................................................................10
IV. Способы взимания налогов.................................................................................15
V. Функции налогов. Роль налогов в рыночной экономике..............16
VI. Налоговая служба РФ..........................................................................................24
VI.I Структура налоговой службы РФ.................................................25
VI.II Налоговый контроль в РФ....................................................................25
VII. Совершенствование налоговой системы России.......................30
VII.I Налог на доходы физических лиц..................................................30
VII.II Единый социальный налог...................................................................31
VII.II Налог на добавленную стоимость.............................................31
VII.IV Акцизы.................................................................................................................32
VIII. Налоговая политика России на современном этапе.............34
Заключение..................................................................................................................................41
Рецензия.........................................................................................................................................44
Список литературы..............................................................................................................45

Файлы: 1 файл

Копия Ekonomiheskaq_teoriq.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие  функции налогов: фискальную; регулирующую; стимулирующую; перераспределительную; контрольную; накопительную.

  1. Исторически первая – фискальная  функция.  Государство, устанавливая налоги и сборы, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своей деятельности. Таким образом, государство защищает интересы своей казны. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества, посредством чего реализуется  перераспределительная  функция.  Значение фискальной функции с повышением экономического уровня  развития общества возрастает.  ХХ в. характеризуется  огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его  функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат (происходит изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов – многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др., либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).
  2. Вторая функция налогов и сборов – регулирующая. Эта функция наиболее важная, хотя получила признание лишь во второй половине ХХ в.

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

 Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  2. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка стираются  или, по крайней мере, сводятся к  минимуму методы административного  подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия  на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей –  система экономического принуждения  в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Налоги и сборы используются как средство регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. Основными инструментами налоговой регулирующей политики выступают налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных их групп. Налоговые льготы предусматривают налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли некоторых видов расходов и доходов плательщиков, полное или частичное освобождение от налогов, возврат ранее уплаченных сумм, отсрочка платежа, инвестиционные премии, которые засчитывают как налог на прибыль, налоговые скидки и кредиты.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие налоги, государство  создает условия для ускоренного  развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую  рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать  благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду.

Наши крупные и сверхкрупные предприятия, «монстры» промышленности, кооперирующиеся, как правило, с  такими же «монстрами» из смежных  отраслей, плохо приспособлены к  конкуренции, не обладают характерной  для рынка гибкостью и маневренностью.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное  средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

В России к малым относятся  предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность  работающих в промышленности и строительстве  до 200 чел., в науке и научном обслуживании – до 100 чел., в других отраслях производственной сферы – до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы – до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров – не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть.

  1. Третья функция налогов и сборов – стимулирующая функция и ее антипод – дестимулирующая функция. Эта функция может рассматриваться как самостоятельно, так и в составе функции регулирования. Государство, повышая или понижая ставки налогов и сборов, может менять объем денежных средств, инвестируемых их в ту или иную отрасль.  Налоги и сборы, выполняя свою третью функцию, призваны активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.  Нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам,  которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы. Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.п.  Например, увеличение акцизов, предусмотренное в части второй Налогового кодекса, будет действовать как дестимулирующий  фактор, отрицательно влияющий на рост хозяйственной активности производителей подакцизной продукции, поскольку увеличение цены  вследствие ограниченности спроса невозможно, а это означает, что налог полностью ляжет на производителя.
  2. Четвертая функция -  перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов  государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой  системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом  построенная налоговая система  позволяет придать рыночной экономике  социальную направленность, как это  сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

5. Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция  контроля. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а  опосредственно. Они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики.

      В ходе налогообложения  со стороны государства проводится  контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью субъектов, осуществляющих  хозяйственную деятельность, за  получением доходов граждан и  т.д. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса»в целом, выявляется необходимость внесения изменения в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

  1. Можно выделить такую функцию налогов, как накопительная, что представляется обоснованным. Накопление – это конечный ориентир, на который нацелено функционирование налоговой системы, а другие функции рассматриваются как средства для достижения цели накопления в широ<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике