В зависимости оттого, на изменение
какого из элементов налогообложения
направлены налоговые льготы, они
подразделяются, натри вида: изъятия,
скидки, налоговые кредиты.
Порядок и способы исчисления и
уплаты налога
Согласно ст. 52 Кодекса «налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму
налога, подлежащую уплате в бюджет
за налоговый период, исходя из налоговой
базы, налоговой ставки и налоговых
льгот» (например, налог на прибыль
организаций). Обязанность по определению
суммы налога также может быть
возложена на налоговый орган (в
случае расчета налога на землю для
физических лиц) или третье лицо - налогового
агента, например, при исчислении налога
на доходы с физических лиц.
Подтверждением данных налогового
учета являются: первичные учетные
документы (включая справку бухгалтера),
аналитические регистры налогового
учета, расчет налоговой базы. Существуют
две системы исчисления налога:
- некумулятивная система (обложение
налоговой базы предусматривается по
частям);
- кумулятивная система (исчисление
налога производится нарастающим итогом
с начала периода);
Основными способами уплаты налога
являются:
- уплата налога по декларации
(на налогоплательщика возлагается обязанность
представить в установленный срок в налоговый
орган официальное заявление о своих налоговых
обязательствах - налоговую декларацию);
- уплата налога у источника
дохода (моменту получения дохода предшествует
момент уплаты налога, это как бы автоматическое
удержание, безналичный способ);
- кадастровый способ уплаты
налога (налог взимается на основании
внешних признаков предполагаемой средней
доходности имущества; в этом случае устанавливаются
фиксированные сроки взноса налогового
платежа);
- уплата налога в момент расходования
доходов (характерно для косвенного налогообложения,
когда налог входит в цену товара);
- уплата налога в процессе потребления
или использования имущества (движимого
и недвижимого) - налог взимается из дохода
налогоплательщика ежегодно в установленном
порядке.
Порядок уплаты налога - это способ
внесения суммы налога в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый
оклад- это сумма, вносимая плательщиком
в государственную казну по одному
налогу. Бюджет - это основной элемент
правильной уплаты налога. В случае
поступления налога не в тот бюджет
налоговые органы квалифицируют
это как недоимку.
Порядок уплаты налога, являясь существенным
элементом налогообложения, предполагает
решение следующих вопросов:
- направление платежа (бюджет или внебюджетный
фонд);
- средства уплаты налога (в рублевых средствах,
валюте);
- механизм платежа (в безналичном или
наличном порядке, в кассу сборщика налога
и др.);
- особенности контроля уплаты налога.
Сроки уплаты налога определяются календарной
датой или истечением периода
времени, исчисляемого годами, кварталами,
месяцами, декадами, неделями и днями,
а также указанием на событие,
которое должно наступить или
произойти, либо действие, которое должно
быть совершено.
В зависимости от сроков уплаты налогов
выделяют следующие виды налогов
- срочные (например, государственная пошлина);
- периодично-календарные - декадные,
месячные, квартальные, полугодовые и
годовые сроки уплаты налогов (например,
акцизы, налог на прибыль организаций,
налог на доходы физических лиц).
Со срочностью налоговых платежей
связано понятие «недоимка» - сумма
налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный
фонд) по истечении установленных
сроков.
В ходе применения российского законодательства
следует иметь в виду следующее:
Срок уплаты налога устанавливается
и изменяется только актами законодательства
о налогах и сборах.
1.3. Виды налогов
и их классификации
1) По способу
взимания различают:
- прямые налоги, которые взимаются
непосредственно с доходов или имущества
налогоплательщика. Конечным плательщиком
прямых налогов является владелец имущества
(дохода). Эти налоги подразделяются на:
- реальные прямые налоги, уплачиваемые
с учетом не действительного, а предполагаемого
среднего дохода плательщика (например,
налоги на имущество юридических и физических
лиц);
- личные прямые налоги, взимаемые
с реально полученного дохода, они учитывают
фактическую платежеспособность налогоплательщика
(например, налог на прибыль организаций);
- косвенные налоги, которые
включаются в цену товаров, работ, услуг.
Окончательным плательщиком косвенных
налогов выступает потребитель товара,
работы, услуги.
В зависимости от объектов взимания
косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные индивидуальные
налоги, которыми облагаются строго определенные
группы товаров (например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги,
которыми облагаются в основном все товары,
работы и услуги (например, налог на добавленную
стоимость);
- фискальные монополии, распространяемые
на все товары, производство и реализация
которых сосредоточены в государственных
структурах;
- таможенные пошлины, которыми
облагаются товары и услуги при пересечении
государственной границы (экспортно-импортные
операции).
2) В зависимости
от органа, который устанавливает и имеет
право изменять и конкретизировать
налоги:
- федеральные (общегосударственные)
налоги, элементы которых определяются
законодательством страны и являются
едиными на всей ее территории. Их устанавливает
и вводит в действие высший представительный
орган власти.
К ним
относятся следующие налоги:
- Н Д С
- Акцизы
- НДФЛ
- ЕСН
- Налог на прибыль предприятий
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов
- Государственная пошлина
- региональные налоги, элементы
которых устанавливаются в соответствии
с законодательством страны законодательными
органами ее субъектов (например, налог
на имущество организаций);
- Налог на имущество организаций
- Налог на игорный бизнес
- Транспортный налог
- местные налоги, которые вводятся
в соответствии с законодательством страны
местными органами власти. Они вступают
в силу только по принятии решения на местном
уровне, и всегда являются источником
дохода местных бюджетов
- Земельный налог
- Налог на имущество ФЛ
3) По
целевой направленности введения
налогов:
- абстрактные (общие) налоги,
предназначенные для формирования
доходов государственного бюджета
в целом (например, налог на добавленную
стоимость);
- целевые (специальные) налоги,
которые вводятся для финансирования
конкретного направления государственных
расходов (например, дорожный налог). Для
такого рода платежей часто создается
специальный внебюджетный фонд.
4) В зависимости
от субъекта-налогоплательщика:
- налоги, взимаемые с физических
лиц;
- налоги, взимаемые с юридических
лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежные налоги, которые уплачивают
как физические, так и юридические лица
(например, земельный налог).
5) По уровню
бюджета, в который зачисляется налоговый
платеж:
- закрепленные налоги, которые
непосредственно и целиком поступают
в тот или иной бюджет (например, таможенные
пошлины);
- регулирующие налоги, которые
поступают одновременно в различные бюджеты
в пропорции, определенной законодательством
(например, налог на прибыль организаций,
налог с продаж).
6) По
порядку введения:
- общеобязательные налоги,
взимаемые на всей территории страны независимо
от бюджета, в который они поступают (например,
налог на доходы физических лиц, акцизы);
- факультативные налоги, которые
предусмотрены основами налоговой системы,
но их введение и взимание -- компетенция
региональных и местных органов власти
(например, налог с продаж, местные лицензионные
сборы).
7) По
срокам уплаты:
- срочные налоги, которые уплачиваются
к сроку, определенному нормативными актами
(например, государственная пошлина);
- периодично-календарные налоги,
которые в свою очередь подразделяются
на следующие разновидности: декадные,
ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые,
годовые (например, налог на доходы физических
лиц уплачивается ежемесячно, налог на
прибыль организаций уплачивается ежемесячно
или ежеквартально).
8) По характеру
отражения в бухгалтерском учете различают
налоги:
- включаемые в себестоимость
(земельный налог, транспортный налог,
единый социальный налог);
- уменьшающие финансовый результат
до уплаты налога на прибыль;
- уплачиваемые за счет налогооблагаемой
прибыли (налог на прибыль);
- включаемые в цену продукции
(акцизы, НДС, таможенные пошлины);
- удерживаемые из доходов работника
(налог на доходы физических лиц).
Глава
2. Распределение налогового бремени
в обществе
2.1 Налоговая система
и налоговое бремя
Налоговая
система — совокупность налогов и
сборов, установленных государством и
взимаемых с целью создания центрального
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов, а также совокупность принципов,
способов, форм и методов их взимания.
Нынешнее налоговое законодательство
не содержит определения понятия
налоговой системы. Однако действовавший
в прошлом Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" содержал
указанное выше понятие. Это понятие
используется в теории и по сей
день, с тем лишь отличием, что
ранее самостоятельным компонентом
налоговой системы считались
пошлины - но в соответствии с вступившими
в силу главами Налогового кодекса
России государственная пошлина
отнесена к сборам; что же касается
таможенных пошлин, в прежние времена
считавшихся институтом, общим для
налоговой системы и для таможенного
регулирования, - то по мере совершенствования
налогового и таможенного законодательства
законодатель и исследователи постепенно
пришли к мнению о принадлежности
их сугубо к отрасли таможенного
права.
Основой налоговой системы являются
налоги и сборы. С помощью налоговой
системы государство реализует
свои функции по управлению (регулированию,
распределению и перераспределению)
финансовыми потоками в государстве
и в более широком смысле экономикой
страны вообще.
Функции
налоговой системы
Основными функциями налоговой
системы государства и, соответственно,
установленных в государстве
налогов являются:
- Фискальная, суть которой состоит
в пополнении доходов государства на различных
уровнях, необходимых для исполнения государством
своих функций.
- Распределительная, суть которой
состоит в распределении совокупного
общественного продукта между юридическими
и физическими лицами, отраслями и сферами
экономики, государством в целом и его
территориально-административными образованиями.
- Регулирующая, суть которой
в активном воздействии государства с
помощью экономических рычагов и методов
на экономические и социальные процессы
в обществе.
- Контрольная, суть которой
состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных
пропорций в процессе образования и распределения
доходов различных субъектов экономики.
Принципы
построения налоговой системы
Принципы построения налоговой
системы государства обсуждаются
практически с тех пор, как
возникло государство. Ещё Адам Смит
в своей книге «Исследование
о природе и причинах богатства
народов» в 1776 г. сформулировал четыре
правила («максимы»):
- налоги должны уплачиваться
в соответствии со способностями и силами
подданных;
- размер налогов и сроки их
уплаты должны быть точно определены до
начала налогового периода;
- время взимания налогов устанавливается
удобным для налогоплательщика;
- каждый налог должен быть задуман
и разработан так, чтобы он брал из карманов
народа возможно меньше сверх того, что
он приносит казначейству государства.
В современных условиях могут быть
сформулированы следующие принципы
построения налоговой системы:
- Обязательность. Этот принцип
означает, что все налогоплательщики обязаны
своевременно и полно уплатить налоги.
- Справедливость. Принцип справедливости
означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики,
находящиеся в равных условиях по объектам
налогообложения, платят одинаковые налоги,
а, с другой стороны, справедливым должны
быть налоги, которые платят разные по
доходам налогоплательщики. Богатые платят
больше, чем бедные.
- Определённость. Нормативные
акты до начала налогового периода должны
определить правила исполнения обязанностей
налогоплательщиком.
- Удобство (привилегированность)
для налогоплательщика. Процедура уплаты
налогов должна быть удобной прежде всего
для налогоплательщика, а не для налоговых
служб.
- Экономичность. Издержки по
собиранию налогов не должны превышать
сумму собираемых налогов, а должны быть
минимальны.
- Пропорциональность. Предполагает
установление ограничения (лимита) налогового
бремени по отношению к валовому внутреннему
продукту.
- Эластичность. Подразумевает
быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
- Однократность налогообложения.
Один и тот же объект налогообложения
должен облагаться налогом за установленный
период один раз.
- Стабильность. Изменение налоговой
системы не должно производиться часто
и очень резко.
- Оптимальность. Цель взимания
налога, например, фискальная, или природоохранная
и т. д., должна достигаться наилучшим образом
с точки выбора источника и объекта налогообложения.
- Стоимостное выражение. Налоги
должны уплачиваться в денежной форме.
- Единство. Налоговая система
действует на всей территории страны для
всех типов налогоплательщиков.