Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, потому что налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества....

Содержание работы

Введение
1. Налоги и их классификация
1.1. Понятие налога. Признаки налога.
1.2. Функции налогов. Структура (элементы) налога.
1.3. Виды налогов и их классификации.
2. Распределение налогового бремени в обществе
2.1 Налоговая система и налоговое бремя
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в обществе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

 

Реализация принципов налогообложения  в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой  от других государств налоговой системы  является одним из признаков суверенного  государства.

 

Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как  отношение общей суммы налоговых  отчислений к совокупному национальному  продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах  составляет обычно 40-45%.

Показатель налогового бремени  конкретного налогоплательщика  отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг  и прочей реализации), изымаемую  в бюджет:

Налоговое бремя налогоплательщика = Сумма начисленных налоговых  платежей/Совокупный доход

Данный показатель дифференцирован  по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий  и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много  выше, чем на предприятиях сельского  хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) позволяет увеличивать  инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию  труда и повышать покупательную  способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к  увеличению суммы налоговых поступлений  пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения, в силу чего сумма  налоговых поступлений сначала  растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени - уменьшается.

Соответственно снижается сумма  доходов, остающаяся у налогоплательщика  после уплаты налогов, вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

Следует также отметить, что тяжелое  налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую  экономику.

 

 

 

2.2. Проблема  распределения налогового бремени  в обществе

 

К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.  
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

Второй принцип  предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие  более высокие доходы,

выплачивают большие  налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

Поэтому на практике решение названных проблем обычно основано на импирическом подходе, учитывающим  приоритеты социально – экономической  политики государства, расклад политических сил в стране и остроту потребностей правительства в финансовых ресурсах.

Проблема оптимальной  величины налоговой нагрузки на налогоплательщика  играет особую роль в построении и  совершенствовании налоговой системы  государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с  цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует  о том, что изъятие у налогоплательщика  до 30% дохода — это та черта, за которой  невозможна эффективная предпринимательская  деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство  не должно изымать у налогоплательщика  более 1/3 его доходов.

Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостояния, в первую очередь размеров оплаты труда.

В результате столкновения интересов в любом демократическом  обществе, стихийно или сознательно, со временем складывается совокупное равновесное налоговое бремя  – равновесная доля налогов в  совокупном источнике их уплаты (в  валовом или чистом продукте страны), или по-другому, равновесная ставка совокупного налога, в основе которой  лежат совокупные расходы государства  на воспроизводство своих функций  с учетом соотношения спроса государства  на налоги и предложения налогоплательщиками  доходных источников для налогообложения. Однако, монополистический характер «рынка» государственных услуг порождает субъективизм и препятствует объективному процессу формирования равновесного налогового бремени, искажает ценовые пропорции. Чаще всего, это проявляется в завышенном, сверхпредельном уровне налогообложения (в завышенном спросе государства на налоги по сравнению с объемом предоставляемых общественных благ), а также в существенном превышении бремени начисленных в соответствии с законодательством (запрашиваемых) налогов и бремени фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов.

«Ножницы» потенциального (начисленного) и фактического (условно  равновесного) налогового бремени возникают  по двум причинам: во-первых, в силу финансовой невозможности налогоплательщиков уплатить в полной мере и в установленные  сроки причитающиеся по законодательству налоги; нежелания субъектов уплачивать завышенные налоги (завышенную цену общественных благ). В результате, либо у налогоплательщиков возникает задолженность перед  бюджетом и внебюджетными фондами, либо развиваются процессы сознательного уклонения налогоплательщиков от налогов. В условиях завышенного, сверхсильного спроса государства на налоговые ресурсы ухудшается финансовое положение налогоплательщиков, недополучает налоговых доходов и бюджетная система, поскольку налогоплательщики в массовом порядке стремятся сокрыть доходы и объекты от налогообложения (сознательно уменьшают предложение источников уплаты налогов). Снижение спроса государства на налоги путем корректировки их ставок может привести к обратному эффекту – к расширению предложения налогоплательщиками финансовых ресурсов для налогообложения. Чрезмерно заниженное налоговое бремя также неэффективно, поскольку может повлечь за собой существенные невосполнимые потери налоговых доходов для бюджета и объемов общественных благ для населения.

С распределением налогового бремени при косвенном  налогообложении связано понятие  «избыточное налоговое бремя». По мнению американских экономистов, избыточное бремя означает потерю эффективности для общества вследствие введения налога. Это потеря для общества чистой выручки, поскольку потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже прежнего равновесного уровня.

Чем выше налоговое  бремя, тем меньше доходов остается у предприятий и населения  для производственного, социального  и личного потребления, а большая  часть стоимости созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот. В действительности на налогоплательщика давит не столько бремя налогов, которые он согласен заплатить или уже заплатил, сколько бремя налоговых платежей, которые потенциально, по закону должно заплатить обязанное лицо. Обычно налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг.

Формула для оценки фактического налогового бремени, которое несет население (1):                                                                                

                                                                                                                                              (1)  

       НЛН – начисленные личные налоги с физических лиц;         

       НКН – начисленные косвенные налоги;

       Кд – коэффициент доли косвенных налогов, оплачиваемых населением (для современной России 0,6 – 0,7);

       ДДН – денежные доходы населения.

 

Из результатов анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики:

Во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров.

Во-вторых, при  снижении совокупного налогового бремени  не следует забывать о нижнем его  пределе.

В-третьих, следует  оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых  начислений на оплату труда в форме единого социального налога.

В-четвертых, снижать  налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно.

Выводы: налоговое  бремя представляет собой показатель совокупного воздействия на национальную экономику в целом и отдельно на каждого налогоплательщика. Показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной  налоговой, инвестиционной и социальной политики. Налоговое бремя играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономик.

 

Заключение

Поднятая проблема, как оговаривалось выше, достаточно актуальна в наше время. Еще во введении это было обусловлено и  доказано, также была поставлена цель и оговорены задачи, работа над которыми позволит, на наш взгляд, сделать сейчас вывод и подытожить проделанную работу.

В соответствии с целью были решены следующие  задачи:

- рассмотрены  понятие «налог» и признаки налога;

- выявлены функции налогов;

- рассмотрена структура (элементы) налога;

- изучены виды налогов и их классификации;

- рассмотрены  проблемные аспекты понятий «налоговая система» и    «налоговое бремя»;

- изучены проблемы распределения налогового бремени в обществе.

Углубившись в  каждую из них, нам удалось раскрыть для начала саму сущность налогов, их содержание и функции, которыми они  наделены. Всё это было описано  в 1 и 2 главах представленной работы: Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Классификация же налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом.

  Как итог  к последней главе можно выделить  следующую фразу: показатель налогового  бремени имеет важное значение  для разработки государственной  налоговой, инвестиционной и социальной  политики, именного от уровня  налогового бремени, возложенного  на каждого из нас, зависит   материальное благополучие не  только отдельной личности, но  и всего населения страны в  целом.

Несомненно, налоговая  система в каждой стране стремится  всеми силами улучшить положение. Нельзя сказать, что налоговая система  хотя бы в нашей стране стабильна  и процветает. Там тоже есть своя неразбериха, которая приводит к  нестабильному положению в экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Необходимо одним из первых шагов начать налаживать налоговую систему каждой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. http://www.nalogi.ru/faq/section.php?ID=62405

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог

3. http://library.fentu.ru/book/iu/19/22__.html

4. http://library.fentu.ru/book/iu/19/23__.html

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговая_система

6. Н.Ю.Круглова Хозяйственное право: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2001.

7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

8. Скворцов О.В., Скворцова Н.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Скрипниченко В.А.Налоги и налогообложение. Учеб. пособие. – СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

10. Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения — М.: Юристъ, 2003.

11.www.koret.ru.

12.www.econ.msu.ru.


Информация о работе Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе