Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:20, курсовая работа
Цель работы – Проанализировать налоговую политику РФ, как инструмента экономического роста страны. Задачи исследования: – рассмотреть теоретические аспекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы, – найти форму измерения влияния НП на экономический рост, – провести анализ налоговой политики в России как фактора влияющего на деловую активность хозяйствующих субъектов экономики, – выявить дополнительные стимулы для развития бизнеса в России.
Введение
1. Теоретические основы налоговой политики
1.1. Понятие и сущность налоговой политики РФ
1.2. Цели и методы осуществления налоговой политики
1.3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в РФ
1.4. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения
2. Налоговая политика РФ, как инструмент экономического роста
2.1. Меры и результаты налоговой политики и критерии их оценки
2.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе развития
Заключение
Расчетная часть
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Теоретической экономики, экономического моделирования
и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Налоговая политика РФ, как инструмент экономического роста страны»
Выполнил:
студент группы ЭГ-13-2
Шестоперов Ю.В
Проверил:
Ст.преподаватель
КЕМЕРОВО 2014
Содержание
Введение
2.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе развития
Заключение
Расчетная часть
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Налоговая политика РФ, как инструмент экономического роста страны». Актуальность данной курсовой работы в том, что для обеспечения развития экономики, решения социальных проблем общества требуется от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. А, важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.
Цель работы – Проанализировать налоговую политику РФ, как инструмента экономического роста страны. Задачи исследования: – рассмотреть теоретические аспекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы, – найти форму измерения влияния НП на экономический рост, – провести анализ налоговой политики в России как фактора влияющего на деловую активность хозяйствующих субъектов экономики, – выявить дополнительные стимулы для развития бизнеса в России.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремиться использовать её в целях определённой финансовой политики.
В основном формы и методы налоговой
политики определяются политическим строем,
национальными интересами и целями, административно-
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Термин «политика» определяется
как «деятельность органов государственной
власти и государственного управления,
отражающая общественный строй и экономическую
структуру страны, а также деятельность
общественных классов, партий и других
классовых организаций, общественных
группировок, определяемая их интересами
и целями».
Налоговое законодательство
это система нормативных актов различного
уровня, регулирующих правоотношения
плательщиков с государством, организацию,
ход и цели налогового производства, ответственность
сторон за налоговые правонарушения. Центральное
место в налоговом законодательстве занимает
Налоговый кодекс. Кроме него, налоговые
правоотношения регулируются системой
таможенного, арбитражного, уголовного,
административного, гражданского законодательства.
Налоговая политика, являясь
частью финансовой политики государства,
представляет собой совокупность мероприятий
государства в налоговой сфере. Наряду
с политикой в области ценообразования,
кредита, денежного обращения и т.д. налоговая
политика должна проводиться в рамках
единой согласованной финансовой политики,
так как оказывает огромное влияние на
экономику. Полагаем, что налоговая политика
включает в себя три звена:
выработку научно обоснованных
концепций развития налогов. Они формируются
с учетом требований объективных экономических
законов, глубокого анализа состояния
развития страны, исходя из потребностей
населения;
- определение основных направлений
использования налогов на перспективу
и текущий период с учетом путей достижения
поставленных финансовой политикой целей,
международных факторов и возможностей
роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических
действий, направленных на достижение
поставленных целей.
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых задач налоговая
политика подразделяется на налоговую
стратегию и налоговую тактику.
При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)».
Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.
Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются уровни управления:
Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма.
Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством. Соотношение значимости налогов, входящих в перечень федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов Федерации, еще меньшее – представительные органы местного самоуправления.
На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них в экономической литературе выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.
Фискальные цели всегда считаются основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, имеют второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные - вторичными. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующих политиках государства: социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика – лишь один из методов их реализации, причем косвенный.
Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких-либо целей происходит в ущерб другим. Например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.
Увеличение налоговых платежей экологической направленности способствует реализации экологических и фискальных целей, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, – крайне сложная, а подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая модель налоговой политики.
В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития государства приоритетными, используют ту или иную модель (тип) этой политики, которая зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.
В научных трудах экономистов на сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:
1. Политика максимальных налогов.
При ее проведении происходит
рост налогового бремени путем
введения новых налогов, а также
увеличения ставок и
Этот тип налоговой политики используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, он популярен в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные - второстепенные. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х годов. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное время, а также в отсутствие кризисов, например в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже фискальные и социальные цели.
2. Политика экономического
Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 1980-х годах данная политика эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана («рейганомика»). В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировом рынке, в частности Китай, Индия, Мексика, Бразилия и др. Приоритетными здесь выступают экономические цели.
3. Политика разумных налогов. Она
является определенным
При проведении налоговой политики с достаточно существенным уровнем налогообложения как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет проводить эффективную социальную защиту населения и реализовывать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны.
Подобная политика используется в основном высокоразвитыми странами (США, Великобритания, Канада и др.), уже достигнувшими пределов традиционного экономического роста. Такие страны вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и достижения приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологической продукции.
Информация о работе Налоговая политика РФ, как инструмент экономического роста страны