Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:20, курсовая работа
Цель работы – Проанализировать налоговую политику РФ, как инструмента экономического роста страны. Задачи исследования: – рассмотреть теоретические аспекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы, – найти форму измерения влияния НП на экономический рост, – провести анализ налоговой политики в России как фактора влияющего на деловую активность хозяйствующих субъектов экономики, – выявить дополнительные стимулы для развития бизнеса в России.
Введение
1. Теоретические основы налоговой политики
1.1. Понятие и сущность налоговой политики РФ
1.2. Цели и методы осуществления налоговой политики
1.3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в РФ
1.4. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения
2. Налоговая политика РФ, как инструмент экономического роста
2.1. Меры и результаты налоговой политики и критерии их оценки
2.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе развития
Заключение
Расчетная часть
Список используемой литературы
Повышение адресности налоговых преференций и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяют им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новейших. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.
Следует отметить, что чаще всего охарактеризованные выше модели и типы налоговой политики используются не в чистом виде, а в различных их сочетаниях, когда какая-либо из них является доминирующей.
В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.
Метод налоговой политики - это прием (способ), используемый для практического решения целей налоговой политики.
Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов:
В рамках этого метода можно выделить следующие направления.
Эффективность управления во многом определяется тем, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налогообложением.
2. Информирование (пропаганда) и воспитание налогоплательщиков. Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой для правильного исполнения ими налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. На использование информирования в деятельности налоговых органов обращают внимание многие авторы.
В целях осуществления комплекса мер по активизации пропаганды и разъяснению налогового законодательства, доведению до общественности достоверной информации о деятельности налоговых органов, а также для разработки и претворения в жизнь концепции повышения налоговой грамотности населения в налоговых инспекциях созданы отделы информации и общественных связей. На них возложена организация работ по комплексной пропаганде налогового законодательства на региональном и местном уровнях на основе единой информационной политики.
В соответствии с возложенными на них задачами отделы информации и общественных связей осуществляют:
3. Налоговое консультирование. Оно сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены определенные меры по обеспечению налогового консультирования путем проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками.
В целях развития профессионального налогового консультирования в России, защиты интересов и информационной поддержки налогоплательщиков создана Палата налоговых консультантов. Она выполняет следующие задачи:
4. Льготирование, контролирование и принуждение. Формирование налоговой культуры является длительным и противоречивым процессом, который связан как с налоговой «справедливостью», так и с общей культурой населения. Поэтому меры по воспитанию законопослушного налогоплательщика должны реализовываться во взаимосвязи с другими общегосударственными программами.
Льготирование - это деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать или уплачивать в меньшем объеме по сравнению с остальными налогоплательщиками налоги или сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, нацеленную, в конечном счете, на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение - это деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика (глава 11 НК РФ).
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами использовались преимущественно методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Эго означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода, необходимо:
(1) оценить эффективность
(2) на основе сравнительного анализа аргументировано сделать этот выбор.
1.3Налоговая политика, принципы и функции налогообложения
Налогообложение — один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленно зависимости от общей экономической обстановки в стране, способствует либо росту налоговой ставки, либо ее сокращению.
Стимулирующая политика оказывается эффективной в том случае, когда бюджет государства составляет величину отрицательную, иными словами, наблюдается бюджетный дефицит. В этом случае для преодоления экономического спада, создания возможности для роста объемов производства до потенциального значения (когда все ресурсы в экономике заняты) необходимо увеличить ставку налогообложения. Предельная налоговая ставка может быть представлена в виде:
t = T / Y,
где T — сумма налоговых отчислений за определенный период времени;
Y — объем национального
Сдерживающая налоговая политика актуальна период интенсивного роста деловой активности для снижения чрезмерных темпов предложения товаров и услуг, факторов производства на рынке, а также с целью ограничения циклического подъема. В этом случае получается, что объем денежной массы в экономике растет, и это может вызвать инфляцию. Поэтому наиболее рациональным решением является повышение налоговой ставки, чтобы «лишняя» часть денег была удалена из обращения. В этом случае реальные доходы (за вычетом налогов) экономических субъектов значительно сокращаются, потребительский спрос снижается, и структура потребления в целом выравнивается.
Сегодня в России применяются 28 видов налогов, и такая дифференциация отнюдь не упрощает процесс их изымания, напротив, он становится крайне трудоемким. Помимо этого, размер всех налогов в экономике, если взять их в процентном отношении, распределен неравномерно: наибольшая их часть приходится на налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Таким образом, важной задачей системы налогообложения является создание справедливого и эффективного процесса сбора налогов. В соответствии с этим можно выделить основные принципы налогообложения.
1. Принцип получаемых благ. Все экономические субъекты независимо от их экономического статуса (юридические или физических лица) обязаны регулярно выплачивать налоги, также как и государство обязано предоставлять им субсидии и выплачивать трансфертные платежи. Кроме того, величина изымаемого налога должна быть пропорциональна структуре полезностей и предпочтений субъектов и выгодам, которые они получают от соответствующих объектов налогообложения. Например, налог на бензин, дизельное топливо должен браться только непосредственно с автомобилистов, поскольку средства от него идут на поддержание дороги трасс в хорошем состоянии. С другой стороны, почему данный налог взимается только с автовладельцев, ведь хорошие дороги — это общественное благо, а получается, что платят за него индивиды или группа лиц. Кроме того, просто нереально измерить степень использования блага и полезности, которую оно приносит. Если следовать такому принципу налогоначисления, то аналогично пособие по безработице, которое выплачивает государство, должно возвращаться ему в виде налога (то же пособие)с самих безработных.
2. Принцип платежеспособности. Налог должен начисляться в соответствии с уровнем дохода, которым располагает экономический субъект, в противном случае он просто не будет считаться платежеспособным. Иными словами, по принципу равноправных налоговых ставок более обеспеченные слои населения должны платить в государственную казну ровно настолько большую сумму денег, насколько их доход превышает среднедушевой. Здесь нужно брать во внимание закон предельной полезности каждой дополнительной единицы дохода и в соответствии с этим установить такой размер налогового бремени, чтобы он составлял одинаковую величину(в процентах от дохода)для всех субъектов хозяйственных отношений. Однако добиться этого на практике практически невозможно, поскольку реально может возникнуть проблема снижения экономической активности обладателей высокого дохода или расширения границ теневого бизнеса, который полностью искажает результаты рыночной деятельности.
Функции налогообложения заключены в следующем:
Информация о работе Налоговая политика РФ, как инструмент экономического роста страны