Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,
Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность налога……………………………………………………..5
1.1 Понятие и роль налогов………………………………………......5
1.2 Классификация налогов…………………………………………..8
1.3 Функции налогов……………………………………………….....12
2. Налоговая система……………………………………………………15
2.1 Налоговая система и ее задачи…………………………………...15
2.2 Виды и типы налоговых систем………………………………….17
2.3 Принципы налогообложения……………………………………..21
3. Налоговая политика и ее инструменты……………………………...27
3.1 Методы налоговой политики……………………………………..27
3.2 Инструменты налоговой политики……………………………….29
3.3 Налоговая политика России на современном этапе……………..31
Список литературы…………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 66.45 Кб (Скачать файл)

- декларационные / налично-денежные

9. По фискальной  потребности:

- раскладочные – размер определяется  исходя из потребностей в финансировании  конкретных видов расходов (строительство  дорог, заводов и пр.) (в РФ  таких нет)

- количественные – учитывают  финансово-экономические, имущественные  возможности налогоплательщиков

10. По порядку зачисления  в бюджет:

- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом

- регулирующие – поступающие  из вышестоящего бюджета в  целях погашения дефицита бюджета

11. По порядку ведения:

- общеобязательные – устанавливаются  федеральным законодательством  и взимаются на всей территории  страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество и пр.).

- факультативные – вводятся  нормативными актами субъектов  РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог  на вмененный доход).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

Социально-экономическая сущность, внутреннее  содержание налогов проявляется через  их  функции. Налоги  выполняют  пять  важнейших функций:

    1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная   функция).
    2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
    3. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
    4. Стимулирующая функция.
    5. Контрольная функция

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги  в  первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов  предприятий  и  граждан для содержания  государственного  аппарата,  обороны  страны  и  той части непроизводственной сферы, которая не  имеет  собственных  источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного  уровня развития: учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Налогам  принадлежит  решающая  роль  в  формировании  доходной   части государственного  бюджета.  Важную роль  играет  функция, без  которой   в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя  обойтись.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая   экономика. Представить  себе  эффективно   функционирующую   рыночную   экономику,   не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она  регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы  бы  не были эти формы и методы, центральное место в самой  системе  регулирования принадлежит налогам. Развитие  рыночной  экономики  регулируется  финансово-экономическими   методами  - путем применения отлаженной    системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом  и  процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и  дотаций  и  т.  п.  Центральное место в этом комплексе экономических  методов  занимают  налоги.  Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия  налогообложения, вводя одни  и  отменяя  другие  налоги,   государство  создает  условия  для ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств,  способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или  перераспределительная  функция   налогов.   Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,  направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных,  так  и социальных,  финансирование  крупных  межотраслевых,   комплексных   целевых программ  —  научно-технических,  экономических  и  др.  С  помощью  налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий  и  предпринимателей, доходов граждан, направляя ее  на  развитие  производственной  и  социальной инфраструктуры,  на  инвестиции  в  капиталоемкие  и  фондоемкие  отрасли с длительными  сроками  окупаемости  затрат  (железные   дороги,   автострады, добывающие  отрасли,  электростанции  и   др.).   В   современных   условиях значительные  средства  из  бюджета  должны  быть  направлены  на   развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее  болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Контрольная функция  налогов. Сущность ее  состоит в количественном отражении  и  соответствии  налоговых  платежей  и  налоговых   поступлений. Осуществление  контрольной  функции  налогов,  ее  полнота  и   глубина,   в известной мере, зависит от  налоговой  дисциплины.  Суть  ее  в  том,  чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно  и  в  полном объеме уплачивали установленные законодательством  налоги.  Практика  работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты  налогов явление частое.

Указанное  разграничение  функций  налоговой  системы   носит   условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Налоговая система

 

2.1.Налоговая система и ее задачи

 

Совокупность налогов, сборов, пошлин  и  других  платежей,  взимаемых  в установленном порядке,  образуют  налоговую  систему  государства,  которая является важнейшим  механизмом  системы   государственного   регулирования экономики.

Налоговые системы развитых стран  складываются  под  влиянием  различных экономических,  политических  и  социальных   условий.   Налоговые   системы различаются по набору, структуре, способам  взимания,  ставкам  налогов,  по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение  государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения  национального  дохода;  противодействие  спаду производства,    создание    благоприятных     условий     для  развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы -  фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.Но так же  существуют  и другие  функции:

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Эффективность налоговой системы  определяется двумя факторами:

1. Полнота выявления источников  в целях обложения их налогом;

2. Минимизация расходов по взиманию  налогов.

Эффективность  налоговой  системы  определяется   как   чистый   доход государства от поступления  налогов, т.е.  как  разница  между  взысканными налогами  и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того,  какой  удельный  вес  в  ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью,  а  также от уровня ставок налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Виды и типы налоговых систем

 

Существует три вида налоговых  систем: глобальная,  дифференцированная  и смешанная.

В глобальной налоговой системе  все доходы физических  и  юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата  для   предпринимателей.   Глобальная налоговая  система  шире   применяется   в  западных   государствах.   При дифференцированной системе все доходы делятся на группы  в  зависимости  от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют  элементы  глобальной  и дифференцированной систем.

Примером   перехода   от   глобальной   к   дифференцированной   системе налогообложения может служить процесс  совершенствования  налоговой  системы Российской Федерации,   которая  с  1991  года  превратилась  из  глобальной системы, через смешанную (подоходный налог), в дифференцированную (налог на доходы физических лиц).

В мировой экономике существует 4 типа налоговых систем:

  1. англо-саксонская;
  2. евроконтинентальная;
  3. латиноамериканская;
  4. смешанная.

 

  1. Англо-саксонская налоговая система характерна для США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Японии.

Характерно значительное преобладание прямых налогов над косвенными (среди прямых доминирует подоходный налог с физических лиц).

  1. Евроконтинетальная налоговая система характерна для Франции, Германии, Италии, Скандинавских стран.

Относительно высокая доля косвенных  налогов (среди них главный налог  – НДС).

Среди прямых налогов значительное место занимают выплаты на социальное страхование (отчисляются из фонда  заработной платы).

  1. Для латиноамериканской налоговой системы характерно преобладание косвенных налогов над прямыми. Косвенные налоги обеспечивают стабильные доходы бюджета во время кризиса.
  2. Смешанная налоговая система характерна для стран, которые стремятся диверсифицировать свой налоговый портфель, снизить зависимость бюджета от конкретных видов налогов, поэтому сегодня различные налоги должны иметь приблизительно одинаковую нагрузку.

Но для построения налоговой  системы, необходимо учитывать следующие  требования:

  1. Принцип внутренней замкнутости. Это означает, что НС должна быть построена так, чтобы все виды экономической деятельности (за исключением особо указанных) подвергались налогообложению, и, с другой стороны, чтобы одна и также экономическая деятельность не подвергалась двойному налогообложению.
  2. Принцип дешевизны налогообложения. Это означает, что затраты государства не реализацию налогообложения должны быть лимитированы путем:
    1. снижения издержек налогового администрирования на документооборот;
    2. эффективности сбора – минимизация уклонения от налогов.
  3. Принцип равномерности. Это означает, что должно быть единство правил по отношению ко всем налогоплательщикам, т.е. должна быть едина мерка.
  4. Принцип адекватности налогообложения реальному финансовому состоянию субъекта.
  5. Принцип сглаживания налогообложения во времени. Это означает, что должна быть связь между налогообложением и изменением доходов бюджета в связи с экономическим циклом.

Возникает соблазн изменять налоговые  ставки, иначе происходит рост доходов  на стадии подъема и спад на стадии спада (извините за каламбурчик). Экономические агенты предпочитают стабильный уровень потребления и среду для инвестиций, следовательно изменение налоговых ставок искажает их деловую активность, следовательно, изменять их в связи с экономическим циклом не рекомендуется. Выход в том, что необходимо накапливать бюджетные излишки на стадии подъема, заимствовать их на стадии спада.

  1. Налоговая система должна быть эластичной. Это означает, что она должна выполнять миссию контрциулического бюджетного стабилизатора. Необходимо обеспечить приток денежных средств в экономике, а для этого снижать налоговые ставки и увеличивать расходы бюджета. В свою очередь неконтролируемый рост цен и доходов снижает совокупный спрос, увеличивает налоговые ставки и снижает бюджетные расходы.

Волевые действия правительства не рекомендуются, поэтому в экономике  должны действовать контрцикличные финансовые стабилизаторы, один из которых – налоговая эластичность.

 

Налоговая эластичность – это такое построение налоговых ставок, которое автоматически (без участия государства) обеспечивает приток денежных средств в экономику на стадии кризиса и их отток на стадии подъема.

Информация о работе Налоговая политика РФ