Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,
Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность налога……………………………………………………..5
1.1 Понятие и роль налогов………………………………………......5
1.2 Классификация налогов…………………………………………..8
1.3 Функции налогов……………………………………………….....12
2. Налоговая система……………………………………………………15
2.1 Налоговая система и ее задачи…………………………………...15
2.2 Виды и типы налоговых систем………………………………….17
2.3 Принципы налогообложения……………………………………..21
3. Налоговая политика и ее инструменты……………………………...27
3.1 Методы налоговой политики……………………………………..27
3.2 Инструменты налоговой политики……………………………….29
3.3 Налоговая политика России на современном этапе……………..31
Список литературы…………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 66.45 Кб (Скачать файл)

– международные  – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое  проведение  налоговой  политики  осуществляется  через  налоговый  механизм.

Налоговый  механизм  представляет собой  совокупность  организационных,  правовых  норм  и  методов  управления  налоговой  системой.  Формой  реализации и  регулирования  налогового  механизма  является  налоговое законодательство, которое  определяет совокупность налоговых  инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Инструменты

 

Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой  политики осуществляется с помощью  таких налоговых инструментов, как: налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая льгота и некоторые другие.

Государство использует при этом как  прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов. Характерным примером прямого воздействия  на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование  налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных  налогов, базой которых служит доход  или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых  отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в  малоосвоенные или неблагоприятные  регионы страны. Подобные налоговые  освобождения практикуются, в основном, сроком на три — пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 90-х годов предусматривалось полное освобождение в течение двух лет  от налога на прибыль совместных предприятий  с иностранным капиталом, что  способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно  более длительный срок существует льгота малым предприятиям, которые освобождаются  от налога на прибыль полностью в  течение первых двух лет с момента  организации и частично в течение  двух последующих лет. Российское налоговое  законодательство предусматривает  и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый  кредит, представляющий собой направление  в течение определенного договором  времени налогов не в бюджет, а  на инвестиции данного конкретного  налогоплательщика. В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики.

В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и  налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени  против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка  уплаты налога, создание свободных  от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и  другие конкретные виды налоговых льгот  и преференций. Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для  органов власти всех уровней обеспечивается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Особенности налоговой политики  РФ

 

Когда говорят о неблагоприятном  инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно  существенное, но немногим тяжелее, чем  в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным  инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных  формах, следует подчеркнуть, что  прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

Следует отметить ещё, что развитие нормативной базы по налогообложению  иностранных юридических лиц  проходит в основном за счёт принятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являются нормативными документами, а носят рекомендательный характер. Их множественность и постоянное изменение создаёт у иностранных партнёров, кроме того, ощущение хронической нестабильности налогового регулирования.

Между тем, применение существующих норм законодательства и международных  договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровня образования  налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.

Пока экспортёры страдают, как и  вся экономика от плохого налогового режима и высоких страховых рисков, но всё же в состоянии благополучно существовать благодаря включённости в мировую экономику и финансовую систему. Условно, они могут продолжать жить при нынешней системе, успешно лоббируя свои налоговые интересы в законодательной и исполнительной власти.

Высказываются более пессимистические мнения. Сожалеют о том, что Россия значительно отстала в своём  понимании вопросов международного налогообложения. И что весь положительный  опыт, накопленный российской налоговой  системой на данном этапе, сводится лишь к одной из сторон международного налогообложения – к налогообложению  нерезидентов России. Сама же налоговая  система России не интегрирована  в совокупность мировых налоговых  систем. А наличие значительного  числа соглашений само по себе не означает готовность налоговой системы существовать на равных с налоговыми системами  других стран.

Налоговая полиция вернула в  бюджет за 2000 год 45 миллиардов рублей. На один вложенный рубль налогоплательщика  на содержание налоговой полиции  как бы отработано 24 рубля.

В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных  компаний, можно сказать, что с  каждым годом оно становится всё  более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).

В прессе встретил такой интересный вопрос и не менее интересный ответ  на него:

Не связано ли бегство капитала с ослаблением налогов на физические и юридические лица?

- Деятелю инвестиционной сферы положено читать налоговое законодательство и знать, что программа Правительства предусматривает серьезное снижение налогового давления именно на юридические лица. Во-первых, это изменение системы расчета себестоимости. Раньше многие жизненно важные для производства расходы принудительно загонялись в прибыль. Сейчас государство сделало очень большой шаг к тому, чтобы относить их на себестоимость и тем самым снижать налогообложение предприятий. Во-вторых, социальный налог по пониженной ставке очень серьезно снижает налогообложение предприятий. В-третьих, отмена налогов с оборота очень серьезно снижает налогообложение очень большой массы предприятий, которые потребляют мало бензина. Поэтому бегство капитала связано с общей неразумностью политики. В этом автор вопроса прав, потому что не от инфляции и бюджетного дефицита, а от глупости они бегут в первую очередь.

Вот ещё одно из многочисленных чиновничьих  высказываний, показавшееся мне заслуживающим  внимания.

«Что нужно сделать? Я хотел поддержать Георгия Бооса по налоговой реформе. Налоговый кодекс - это венец, это финальная часть налоговой реформы. Кодифицировать нужно только то, что совершенно. А мы занимаемся, в некотором смысле, профанацией, кодифицируя несовершенное налоговое законодательство, которое требуется тут же менять и потребуется менять уже в ближайшие месяцы. Пожалуй, единственное свидетельство решительности правительства в экономике, заметное всем - и бизнесу, и гражданам, и мировому сообществу - это действительно резкое сокращение налогов. Под это можно обращаться и к Международному валютному фонду, поскольку в программе кредитования на эти благородные цели трудно отказывать России. Только при этом условии можно добиться и возврата капиталов, бегущих из страны. Только при этом можно решить и проблему бедности.

На Западе сейчас интенсивно обсуждается  ряд интересных проектов упрощения  системы налогообложения, вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которой обложению  будут подвергаться только потребительские  расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан и предприятий) получат полную свободу от налогов  как общественно-полезные и поддерживаемые государством.

Что касается снижения налоговых ставок, то эти  процессы идут практически во всех странах (может быть за исключением  России), и страны, наиболее продвинувшиеся в этом направлении, добиваются наибольших успехов в экономическом и  социальном развитии. Если же говорить об условиях международной конкуренции, то сейчас на мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые  проводят рациональную сдержанную налоговую  политику. Эти страны привлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку  инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь ориентируясь на размер налоговых ставок; в них ускоренно формируется широкая прослойка состоятельных собственников, что является основой благосостояния страны, её политической и экономической стабильности. Анализ по этому показателю приводит к заключению, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:

  • установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;
  • установление таких правил расчёта налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождается от налогообложения.

Налоговые стимулы могут создаваться  центральными, региональными или  местными органами власти. Они представляют собой специальные ставки, налоговые  каникулы или освобождение от налогов  для новых инвестиций.

Ставка налога с корпораций. Некоторые  правительства предлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных  инвесторов. Снижение ставки корпоративного налога может применятся ко всем инвестициям из-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях.

Отдельные отрасли. С целью ускорения  развития или укрепления позиций  отдельных отраслей правительства  могут предлагать налоговые стимулы  для инвестиций в этой отрасли.

Содействие экспорту. Налоговое  поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными  ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций.

Кроме этого, я думаю, что важную роль в стимулировании экспорта может  стать, скажем, создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию  экспортных кредитов.

Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, в течение которых  компания освобождена от тех или иных налогов и др...

Международные расчётно-кредитные  отношения РФ с зарубежными государствами  осуществляются в российских рублях, национальных валютах ряда стран, международных  денежных единицах и клиринговых  валютах.

Рубли, использовавшиеся ранее в  международных экономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называть инвалютные рубли) применялись для выражения размера  предоставляемых нашей страной  долгосрочных кредитов иностранным  государствам, установления цен на поставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются "основой" для пересчёта причитающегося долго со стороны этих стран России в американские доллары.

Во внешнеэкономических связях России с рядом стран ближнего зарубежья в расчётно-кредитных  отношениях используются российские рубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также по договорённости сторон применяются национальные валюты этих государств.

Помимо долларовых инвестиций, иностранные  компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса  национальной валюты, а с другой — о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами  от предпринимательской деятельности на территории России.

Продолжающийся незаконный отток  капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает  необходимость расширения направлений  государственного регулирования и  контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание № 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".

Согласно этому Указанию, покупка  юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

Информация о работе Налоговая политика РФ