Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Тема «Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования» очень актуальна, так как налоговая политика играет важную роль в развитии Российской Федерации, активно используется властями для поддержания благоприятной экономической обстановки в стране, сдерживания нарастания бюджетного дефицита, обеспечения финансирования необходимых государственных потребностей. Необходимость ее формирования и совершенствования заключается в выработке, такой налоговой политики, которая отвечала бы современным условиям развития отечественной экономики, обеспечивала реализацию социально - экономической политики и всего хозяйственного аппарата страны, а также условия для экономического роста России.

Файлы: 1 файл

Эконеомическая теория. Курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Для России на данном этапе  характерна политика максимальных налогов  с элементами политики различных  налогов. Рост налоговых ставок до определенного  предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов, превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом, ликвидируются стимулы развития экономики, доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база. Также происходит массовый отток средств в «теневую экономику».

От изменения объема налоговых поступлений зависит выбор направления налоговой политики. Выделяют следующие направления налоговой политики рестрикционное и экспансионистское:

  • Рестрикционное – правительственные меры, по сокращению совокупного спроса и снижения инфляции в период экономического подъема, с помощью увеличения налоговых поступлений.
  • Экспансионистское – мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и выхода из экономического спада, путем сокращения объемов налоговых поступлений.

 

2.2 Инструменты налоговой политики

Налоговая политика принимает  активное участие в регулировании  экономики государства, осуществляется этот механизм с помощью налоговых  инструментов, таких как:

  • налоговая ставка - определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов. С помощью определенных видов налоговых ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней;
  • налоговая льгота – возможность физических и юридических лиц, которые отвечают установленным требованиям, получить полное или частичное освобождение от налогообложения. Налоговые льготы  могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики. С помощью налоговых льгот поощряется создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов;
  • налоговая база - увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов. Характерные примеры данных типов воздействия:

  • примером прямого метода воздействия на процессы регулирования и стимулирования экономики является полное или частичное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, через использование льгот или преференций . Используется государством, для развития новых отраслей экономики или поддержки определенных сфер и видов деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три — пять лет.

1 Преференция – преимущество, льгота, предоставляемая отдельным предприятиям, организациям, для поддержки определенных  видов деятельности. Осуществляется  в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством. [16]

  • с помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Изменяя ставки налогов на различные ставки доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. Государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли.

 

2.3 Факторы влияющие на налоговую политику

Налоговая политика подвержена постоянному изменению  под действием внутрисистемных  и внешнесистемных воздействий. На проведение налоговой политики государства влияют следующие факторы:

  • общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства.
  • уровень инфляции - процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг, выражается в увеличении цен.
  • кредитно-денежная политика государства – воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения устойчивости рубля, результатом чего является: увеличение реального объема производства, которое влечет рост уровня собираемых налогов,  инфляции и стабильность цен.
  • соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором. Государство регулирует цены и количество производимых частным предприятием товаров путем налоговых ставок.
  • уровень экономической активности – показатель, характеризующий количество населения страны, которое может или желает  работать и иметь самостоятельный источник средств существования. При росте занятого населения, повышается  число налогоплательщиков, и, как следствие, увеличение поступлений в государственный бюджет.
  • внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). При продаже товара за границу, государство взимает часть вырученных средств от продажи  в виде налога.
  • субъекты  налогообложения (налогоплательщики) - задолженности и неплатежи, предприятий и уклонение от уплаты налогов - теневой сектор уклоняется от уплаты львиной доли налогов в государственный бюджет. Всвязи с этим, государство проводит политику, направленную на повышение качества уплаты налогов применяя к неплательщикам санкции. Предприятиям, которые имеют задолженности, начисляются пеня.

 

2.4 Принципы  налоговой политики

Экономические принципы налоговой политики представляют собой положения, касающиеся оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом

  1. принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика основан на праве частной собственности. Принцип, занимающий главенствующее положение;
  2. принцип справедливости – равная обязанность граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
  3. принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  4. принцип удобности – взимание налога в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  5. принцип экономии - издержки по взиманию налогов должны быть меньше, чем сами налоговые поступления;

Эти принципы действуют и сейчас, но вследствие того, что общество развивается, система  принципов А. Смита претерпела некоторые  изменения.

В настоящее  время актуальны следующие экономические принципы:

    1. принцип справедливости;
    2. принцип соразмерности;
    3. принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
    4. принцип экономичности (эффективности).

Принцип соразмерности  заключается в соотношении наполняемости  бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Сущность остальных принципов соответствует сущности одноименных принципов, предложенных А. Смитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Налоговая  политика Российской Федерации на современном  этапе и пути ее совершенствования

3.1 Особенность структуры налоговой политики в России

3.1.1 Налоговая политика  России на современном этапе

 

Проводимая в России на данном этапе налоговая политика, формируется  в результате действия значительного числа мер. Эти меры взаимосвязаны и противоречивы одновременно:

  • с одной  стороны - направлены на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне;
  • с другой стороны -  формирующие льготные режимы налогообложения для отраслей и  групп предприятий, имеющие значительное влияние во властных структурах.

Важнейшими задачами налоговой политики России на современном этапе являются:

  • обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования социальных программ;
  • структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;
  • создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.

Тенденцией в области налогообложения в РФ на современном этапе является снижение фактического налогового бремени на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Осуществляемая правительством налоговая политика ставит цель, за счет усиления налогового  бремени  предприятий,  и населения решить проблему наполнения бюджета вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель, снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства. К тому же, чтобы сдерживать инфляционные процессы, поддерживать предпринимательскую, производственную и инвестиционную активность, приходиться подавлять хозяйственную активность и провоцировать спад производства.  В то же время мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию  его  роста,  означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен.  Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых  мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5%  в месяц. 

Нельзя забывать и  об уровне предельных ставок налогов, при увеличении которых, у налогоплательщика появляется стремление уклониться от них, также повышение ставок  влечет утечку капитала и ресурсов. В результате падение производства, полное отсутствие интереса предпринимателей к расширению производства, происходит в совершенно неоправданных масштабах перелив капитала в сферу торговли и посредничества. Правительство не может не беспокоить данная ситуация, вследствие чего были приняты меры для регулирования поступлений налогов в государственный бюджет, предусмотрено поэтапное снижение налоговых ставок, введена единая ставка на социальный налог, вместо шкалы. Рассмотрим  рис. 1.2 «сравнительную таблицу по налоговым ставкам основных видов налогов» в которой приведены данные ставок налога за период 2008-2010 г.

Вид налога

Ставка налога в 2008 году

Ставка налога в 2009 году

Ставка налога в 2010 году

Корпоративный подоходный налог, не облагаемый у источника  выплаты, для налогоплательщиков, у  которых земля не является основным источником производства.

30%

20%

17,5%

Корпоративный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты  с резидентов.

15%

15%

10%

Налог на добавленную  стоимость

13%

12%

-

Социальный налог

Регрессивная шкала:

макс. – 13 %

мин. – 5 %

11%

-


рис. 1.2 «сравнительная таблица  по налоговым ставкам основных видов налогов»  за период 2008-2010 г. [12]

На данном этапе основным источниками поступлений денежных средств в бюджет РФ служат федеральные  налоги. Приведена таблица федеральных  налогов за период I квартал 2010 года. Поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов в I квартале 2010 года, распределились следующим образом:

Вид налога

Процентное соотношение

Налог на добавочную стоимость (НДС)

23,2%

Налог на прибыль организации

22%

Налог на доходы физических лиц

20,4%

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

18,8%

Акцизы

1,8%


Рис. 1.3  Виды федеральных  налогов поступивших за период I квартал 2010 года в бюджет РФ. [13]

Треть бюджета  формируется за счет косвенного налогообложения. Уровень собираемости прямых налогов  в РФ превышает аналогичный показатель для косвенных налогов, поэтому фактические поступления косвенных налогов ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

В I квартале 2010 года  в бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов в размере 1596,4 млрд. руб - 90,8% от общей суммы доходов, региональных 90,5 млрд. руб – 5,2% , местных 24,6 млрд руб - 1,4% , налогов со специальным налоговым режимом 45,4 млрд. руб - 2,6%.[12]

3.1.2  Пути  совершенствования налоговой политики  Российской Федерации

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе претерпевает реформы. Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию иностранных инвестиций. Совершенствование налоговой политики должно проводится комплексно, параллельно с проведением других реформ, например административная, судебная и так и далее. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой политики РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики. Любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.

На данном этапе экономика РФ ориентирована на рынок, развертывание товарно-денежных отношений и огромное значение придается формированию финансовой базы государства, в этом немаловажную роль призвана сыграть налоговая политика, которая должна быть стабильной, иначе невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Российская налоговая политика на современном этапе не в состоянии выполнить поставленные задачи она должна претерпеть некоторые изменения, для нормального функционирования.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования