Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
Тема «Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования» очень актуальна, так как налоговая политика играет важную роль в развитии Российской Федерации, активно используется властями для поддержания благоприятной экономической обстановки в стране, сдерживания нарастания бюджетного дефицита, обеспечения финансирования необходимых государственных потребностей. Необходимость ее формирования и совершенствования заключается в выработке, такой налоговой политики, которая отвечала бы современным условиям развития отечественной экономики, обеспечивала реализацию социально - экономической политики и всего хозяйственного аппарата страны, а также условия для экономического роста России.
Приоритетными направлениями
совершенствования налоговой
А для этого необходимо:
Одной из главных целей реформы налоговой политики в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее уравнивание условий налогообложения.
Налоговая политика всегда будет настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
Также целью налоговой
реформы является достижение
оптимального соотношения
В сложившейся ситуации реформирования представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия:
Рассматривая вопросы
совершенствования налоговой
Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
На базе налоговой политики, связанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования ее на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка Налогового кодекса РФ.
Реформирование налоговой политики не окончено, но уже наблюдаются положительные сдвиги в совершенствовании налогообложения РФ. По данным Федеральной налоговой службы в бюджет РФ в I квартале 2010 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 1757,6 млрд. руб, что на 23,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Однако есть и не решенные вопросы, разрешить которые пока не удается. Рассмотрим рис. 1.4 « Таблица задолжностей и недоимки по налогам и сборам в бюджет РФ». Задолжность и недоимка в бюджет РФ на 1 января 2010 года, увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
на 1 января 2009 года |
на 1 января 2010 года | |
Общая задолжность |
559,1 млрд. руб |
675,4 млрд. руб |
урегулированная задолжность |
310,1 млрд. руб |
364,4 млрд. руб |
недоимка |
249 млрд. руб |
303,3 млрд. руб |
рис. 1.4 « Таблица задолжностей и недоимки по налогам и сборам в бюджет РФ». [12]
3.2 Регулирование
двойного налогообложения и
Регулирование двойного налогообложения
Обычно развитые страны облагают налогом доходы, заработанные на их территории, Россия относится к государствам, которые облагают налогом также доходы физических и юридических лиц – являющихся гражданами РФ, но заработанные за рубежом. В результате возникает двойное налогообложение. Российские налоговые органы засчитывают уплаченные налоги вне территории РФ, гражданами РФ, однако у России имеется соглашение с рядом стран об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.
Гармонизация налоговой политики
В интеграционных группировках действует система по сближению налоговых политик входящих в них стран, особенно активное ее проявление наблюдается в организации «Европейский Союз». Страны – участники этой системы и члены «Европейского Союза», получающие доходы в зарубежных странах, имеют возможность устранения двойного налогообложения. Теперь компания получившая прибыль за рубежом, не облагается в стране пребывания, либо засчитывается при налогообложении материнской компании.
3.3 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Бюджетно-налоговая (фискальная)
политика государства представляет
собой меры, которые принимает правительств
Цели фискальной
политики направлены на
Инструментами фискальной поли
Фискальная политика разделяется на виды, в зависимости от состояния экономики нужно своевременно применять тот или иной из них:
Рис.1.2 Влияние бюджетно-налоговой (фискальной) политики на экономику государства. [16]
В любой точке М совокупные расходы будут равняться соответствующей величине ВВП. Точка А соответствует величине ВВП равной расходам на потребление С. Точка В соответствует величине на потребление расходов инвестиций C+J. Точка Р соответствует величине равной совокупным расходам C+J+G.
EF – величина показывающая государственные расходы; ВК – прирост ВВП.
Государственные расходы (G), влияют на рост ВВП, как потребительские расходы и инвестиции. Чем больше государственные расходы, тем больше ВВП. Государственные расходы являются эффективным регулятором экономики. Государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос и обладают мультипликативным эффектом .
ВНП = kg G, где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов. Действие налогов, подобно государственным расходам, обладает мультипликативным эффектом.
Увеличение налогов уменьшает располагаемый доход. Увеличение налогов, ведет к сокращению спроса на товары и объем выпуска продукции. Снижение налогов, ведет к увеличению потребительских расходов и объемов выпуска продукции.
Фискальная политика по типам делится на дискреционную и автоматическую рис.1.3
Рис.1.3 Типы фискальной политики. [8;326]
Дискреционная и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Встроенные стабилизаторы или автоматические регуляторы, это механизм, который автоматически без вмешательства государства реагирует на изменение в стране.
При тесной взаимосвязи государственных расходов и налоговых поступлений можно выделить две составляющие фискальной политики: бюджетную и налоговую.
Между ставкой налога и суммой налогов, поступающих в бюджет, существует зависимость. Если государство увеличит ставки, то поступления в бюджет увеличатся, рост ставок будет определять рост доходов государства до определенной «переломной точки». В какой-то момент налогоплательщики начнут искать меры по уклонению от налогов, так как процент станет невыносимо высок. Таким образом, после достижения 50% уровня сумма поступлений в бюджет сокращается. Эту зависимость можно показать с помощью Кривой Лаффера:
Рис.1.3 Кривая Лаффера [2;187]
Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов, он балансирует денежные доходы и расходы государства, являясь мощным рычагом государственного регулирования экономики, осуществления антикризисных мероприятий. Главное, чтобы чтобы государство подбирало эффективные источники доходов и не расходовало средства впустую. Превышение расходов над доходами формирует дефицит бюджета, а превышение доходов над расходами называют профицитом бюджета [13].
Наиболее весомую часть в доходах бюджета РФ составляют налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины. При этом налоговое бремя перекладывается на плечи конечного потребителя, что выступает фактором сужения внутреннего рынка, ограничения спроса и роста внутренних цен.
Существенно и важно для создания устойчивой и эффективной финансовой системы страны наличие хорошо отработанного механизма налогообложения, которого, к сожалению, в РФ не наблюдается. Для нормального функционирования экономики, помимо регулирования налогов, необходимо регулирование расходов государственного бюджета.
Одной из негативных сторон регулирования расходов бюджета РФ является фактическое отсутствие действенного контроля над расходами государственных средств со стороны Государственной Думы. Это приводит к тому, что значительные суммы тратятся, не всегда эффективно, а иногда и не по назначению. Также весьма негативной тенденцией в формировании расходной части бюджета является постоянное сокращение абсолютных размеров и доли в общих расходах по таким статьям, как образование, наука, культура, здравоохранение.
В нынешней бюджетной политике России эти важнейшие сферы финансируются по остаточному принципу, что и постепенно приводит к деградации этих важных сфер. Это является острой проблемой в нынешнее время. Таким образом, становится понятным, что фискальная политика РФ совсем не идеальна.
Заключение
В данной курсовой работе «Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования» изучены экономическое значение и исследование путей совершенствования налоговой политики Российской Федерации. Можно сделать вывод, что налоговая политика выступает эффективным микроэкономическим и макроэкономическим инструментом воздействия на весь комплекс экономических проблем, так как она участвует в формировании финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций и оказывает регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны, а также на негативные явления рынка.
Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования