Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Тема «Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования» очень актуальна, так как налоговая политика играет важную роль в развитии Российской Федерации, активно используется властями для поддержания благоприятной экономической обстановки в стране, сдерживания нарастания бюджетного дефицита, обеспечения финансирования необходимых государственных потребностей. Необходимость ее формирования и совершенствования заключается в выработке, такой налоговой политики, которая отвечала бы современным условиям развития отечественной экономики, обеспечивала реализацию социально - экономической политики и всего хозяйственного аппарата страны, а также условия для экономического роста России.

Файлы: 1 файл

Эконеомическая теория. Курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями  совершенствования налоговой политики Российской Федерации являются:

  • пополнение государственной  казны;
  • стимулирование и  регулирование производства, его инвестирование;
  • обеспечение социальных гарантий;
  • решение проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля. 

 А для этого необходимо:

  • снижение налоговой нагрузки;
  • установить дополнительные льготы для тех, кто станет вкладывать средства в производство.

Одной из главных целей реформы налоговой политики в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее уравнивание условий налогообложения.

Налоговая политика всегда будет настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

 Также целью налоговой  реформы является достижение  оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов.

В сложившейся ситуации реформирования представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия:

    1. из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства, направляемые на инвестиции;
    2. применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании: особо престижной недвижимости, особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, во владении физического или юридического лица они находятся;
    3. реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов,  включающего целенаправленную работу  налоговых и таможенных органов, торговой инспекции, правоохранительных органов;
    4. совершенствовать технику налогообложения, преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния, предприятиями, находящимися в объективно разных условиях хозяйствования, а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции, изменением обменного курса рубля, способы финансирования производства, величине задолженности предприятиям;
    5. снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот, нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве, либо  неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства,  препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов;
    6. постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов, допускающих легальное уклонение от их уплаты;
    7. уменьшать число налогов, сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения.

Рассматривая вопросы  совершенствования налоговой политики, следует обратить внимание на необходимость  поиска механизма повышения собираемости налогов, упорядочить процедуру  регистрации юридических лиц. Решение  проблемы собираемости налогов предлагается подкрепить рядом мер:

  • поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика,
  • введение механизма контроля за доходами физических лиц.

Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.

На базе налоговой  политики, связанной с политикой  цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и  совершенствования ее на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка Налогового кодекса РФ.

Реформирование налоговой  политики не окончено, но уже наблюдаются  положительные сдвиги в совершенствовании  налогообложения РФ. По данным Федеральной налоговой службы в бюджет РФ в I квартале 2010 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 1757,6 млрд. руб, что на 23,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

 Однако есть и  не решенные вопросы, разрешить которые пока не удается. Рассмотрим рис. 1.4 « Таблица задолжностей и недоимки по налогам  и сборам в бюджет РФ».  Задолжность и недоимка в бюджет РФ на 1 января 2010 года,  увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

 

на 1 января 2009 года

на 1 января 2010 года

Общая задолжность

559,1 млрд. руб

675,4 млрд. руб

урегулированная задолжность

310,1 млрд. руб

364,4 млрд. руб

недоимка

249 млрд. руб

303,3 млрд. руб


рис. 1.4 « Таблица задолжностей и недоимки по налогам  и сборам в бюджет РФ».  [12]

 

3.2 Регулирование  двойного налогообложения и гармонизация  налоговой политики

Регулирование двойного налогообложения

Обычно развитые страны облагают налогом доходы, заработанные на их территории, Россия относится  к государствам, которые облагают налогом также доходы физических и юридических лиц – являющихся гражданами РФ, но заработанные за рубежом. В результате возникает двойное налогообложение. Российские налоговые органы засчитывают уплаченные налоги вне территории РФ, гражданами РФ, однако у России имеется соглашение с рядом стран об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.

Гармонизация  налоговой политики

В интеграционных группировках действует система по сближению  налоговых политик входящих в  них стран, особенно активное ее проявление наблюдается в организации «Европейский Союз». Страны – участники этой системы и члены «Европейского Союза», получающие доходы в зарубежных странах, имеют возможность устранения двойного налогообложения. Теперь компания получившая прибыль за рубежом, не облагается в стране пребывания, либо засчитывается при налогообложении материнской компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Бюджетно-налоговая  (фискальная) политика

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику по регулированию доходов и расходов государственного бюджета. [13]  Из этого следует, что фискальная политика направлена на стабилизацию экономики и стимулирование хозяйственной жизни, регулирование государственного бюджета. Осуществляется с помощью двух рычагов: налогов и расходов.

 Цели фискальной  политики направлены на поддержание:  стабильного уровня совокупного  объема выпуска (ВВП), полной занятости  ресурсов и стабильного уровня  цен. 

 Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, представленные в виде государственных закупок, налогов и трансфертов. Государственные закупки товаров, услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Закупки, налоги и трансферты влияют на совокупный спрос или предложение.

Фискальная политика разделяется на виды, в зависимости  от состояния экономики нужно  своевременно применять тот или иной из них:

  • стимулирующая налогово-бюджетная политика (при спаде экономики) - увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. В последствии воздействия этих мер при спаде экономики, увеличивается совокупный спрос и экономика приходит в нормальное состояние.
  • сдерживающая налогово-бюджетная политика (при буме в экономику) -  сокращение государственных закупок, увеличение налогов и снижение трансфертов. Эти  меры позволяют сдерживать и не допускать перегревов в экономике.

Рис.1.2 Влияние бюджетно-налоговой (фискальной) политики на экономику  государства. [16] 

В любой точке М  совокупные расходы будут равняться  соответствующей величине ВВП. Точка  А соответствует величине ВВП  равной расходам на потребление С. Точка В соответствует величине на потребление расходов инвестиций C+J. Точка Р соответствует величине равной совокупным расходам C+J+G.

EF – величина показывающая государственные расходы; ВК – прирост ВВП.

Государственные расходы (G), влияют на рост ВВП, как потребительские расходы и инвестиции. Чем больше государственные расходы, тем больше ВВП. Государственные расходы являются эффективным регулятором экономики. Государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос и обладают мультипликативным эффектом .

ВНП = kg G, где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов. Действие налогов, подобно государственным расходам, обладает мультипликативным эффектом.

  • ВНП = - kt T, где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов. [15]

Увеличение налогов  уменьшает располагаемый доход. Увеличение налогов, ведет к сокращению спроса на товары и объем выпуска  продукции. Снижение налогов, ведет  к увеличению потребительских расходов и объемов выпуска продукции.

Фискальная политика по типам делится на дискреционную и автоматическую рис.1.3

Рис.1.3 Типы фискальной политики. [8;326] 

Дискреционная и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства.  Встроенные стабилизаторы или автоматические регуляторы, это механизм, который автоматически без вмешательства государства реагирует на изменение в стране.

При тесной взаимосвязи  государственных расходов и  налоговых  поступлений можно выделить две  составляющие фискальной политики: бюджетную и налоговую.

  • Налоговая составляющая представляет собой совокупность налогов и их элементов. К элементам налогов относятся субъекты и объекты налогообложения, предмет налогообложения, единица налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы, способ взимания.

Между ставкой налога и суммой налогов, поступающих в  бюджет, существует зависимость. Если государство увеличит ставки, то поступления  в бюджет увеличатся,  рост ставок будет определять рост доходов государства  до определенной «переломной точки». В какой-то момент налогоплательщики начнут искать меры по уклонению от налогов, так как процент станет невыносимо высок. Таким образом, после достижения 50% уровня сумма поступлений в бюджет сокращается. Эту зависимость можно показать с помощью Кривой Лаффера:

Рис.1.3 Кривая Лаффера [2;187]

  • Составляющей финансовой системы государства является - государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства. [11]

Через государственный  бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов, он балансирует денежные доходы и расходы государства, являясь  мощным рычагом государственного регулирования экономики, осуществления антикризисных мероприятий. Главное, чтобы чтобы государство подбирало эффективные источники доходов и не расходовало средства впустую. Превышение расходов над доходами формирует дефицит бюджета, а превышение доходов над расходами называют профицитом бюджета [13].

Наиболее весомую часть в доходах бюджета РФ составляют налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины. При этом налоговое бремя перекладывается на плечи конечного потребителя, что выступает фактором сужения внутреннего рынка, ограничения спроса и роста внутренних цен.

Существенно и важно  для создания устойчивой и эффективной  финансовой системы страны наличие  хорошо отработанного механизма  налогообложения, которого, к сожалению, в РФ не наблюдается. Для нормального функционирования экономики, помимо регулирования налогов, необходимо регулирование расходов государственного бюджета.

Одной из негативных сторон регулирования расходов бюджета  РФ является фактическое отсутствие действенного контроля над расходами  государственных средств со стороны Государственной Думы. Это приводит к тому, что значительные суммы тратятся, не всегда эффективно, а иногда и не по назначению. Также весьма негативной тенденцией в формировании расходной части бюджета является постоянное сокращение абсолютных размеров и доли в общих расходах по таким статьям, как образование, наука, культура, здравоохранение.

В нынешней бюджетной  политике России эти важнейшие сферы  финансируются по остаточному принципу, что и постепенно приводит к деградации этих важных сфер. Это является острой проблемой в нынешнее время. Таким образом, становится понятным, что фискальная политика РФ совсем не идеальна.

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе «Налоговая политика России на современном  этапе и пути ее совершенствования» изучены экономическое значение и исследование путей совершенствования налоговой политики Российской Федерации. Можно сделать вывод, что налоговая политика выступает эффективным микроэкономическим и макроэкономическим инструментом воздействия на весь комплекс экономических проблем, так как она участвует в формировании финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций и оказывает регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны, а также на негативные явления рынка.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе и пути ее совершенствования