Налоговая политика в системе государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что налоги являются основным источником доходов в бюджете государства. С помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговая политика в системе государственного регулирования…4
Роль налоговой политики в экономике…………………………………4
Сущность и задачи налоговой политики государства………………….7
Типы налоговой политики……………………………………………….11
Инструменты налоговой политики……………………………………...13
Глава 2. Анализ налоговой политики государства……………………………16
2.1. Налоговая политика в Российской Федерации в 2008-2013 гг……….16
2.2. Критерий эффективности налоговой политики………………………...25
2.3. Механизм функционирования налоговой политики…………………...28
Глава 3. Совершенствование налоговой политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..31
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursach13.docx

— 103.99 Кб (Скачать файл)

Принципы и цели налоговой  политики

Результативность налоговой  политики в значительной мере зависит  от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы налоговой системы:

1. Соотношение прямых и косвенных налогов;

2. Применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

3. Дискретность или непрерывность налогообложения;

4. широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

5. Использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

6. степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

7. Методы формирования налоговой базы.

Нередко к принципам налоговой  политики относят также соотношение  федеральных, региональных и местных  налогов.

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно  развивающейся экономики стимулирует  расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или  иных принципов осуществляется структурная  и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая  политика через использование указанных  принципов способствует решению  задач, направленных на вывод экономики  из кризиса.

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых  являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных  условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую  политику для достижения следующих  важнейших целей:

1. участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

2.обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

3.обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Методы осуществления  налоговой политики зависят от тех  целей, которые стремится достичь  государство, проводя указанную  политику. В современной мировой  практике наиболее широкое распространение  получили такие методы, как изменение  налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения  другими, изменение сферы распространения  тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и  преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

 

 

 

 

    1. Типы налоговой политики

Налоговая политика находит  свое выражение в видах и количестве установленных налогов, величинах  налоговых ставок, установлении круга  налогоплательщиков, налоговых льготах.

Налоговая политика каждым государством строится по определенному  типу, отвечающему его потребностям в определенный период времени. Классифицируя  налоговою политику по степени тяжести  налогового бремени, можно выделить следующие типы налоговой политики представлены на рис. 2.

                 

                             Рис.2 Типы налоговой политики

 

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая  ему благоприятный налоговый  климат. Предприниматель максимально  выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению  социальных программ, поскольку государственные  поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая  политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при  значительной социальной защите. Налоговые  доходы направляются на увеличение различных  социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Таким образом, налоговая  политика предстает как процесс  стратегических и тактических мероприятий  в области управления налоговым  процессом, проводимых государством в  составе об­щей экономической политики и направленных на максимально возможную реализацию фискальной, регулирующей и контроль­ной функций налогов в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социально значимого результата.

При развитой экономике все  типы налоговой политики успешно  сочетаются. В Российской Федераций  с начала экономических реформ стал развиваться первый тип налоговой  политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабом уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направленные на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы,- снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создания равных условий для налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инструменты налоговой политики

Налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты  и ставки налогов служат проявлением  налоговой политики. Это также  правовые нормы осуществления налоговой  техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоϲʜованная налоговая политика преᴄᴫᴇдует цель оптимизировать централизацию ϲᴩедств через налоговую систему.

Для достижения целей, стоящих  перед налоговой политикой, государство  использует различные инструменты  и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования  экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются  за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными  фондами), а во-вторых, они ориентируют  хозяйствующие субъекты на использование  в своей деятельности более эффективных  форм хозяйствования. Вместе с тем  нельзя не отметить, что действенность  санкций зависит от эффективной  работы контролирующих органов.

Функция налога - ϶ᴛᴏ проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назʜачеʜᴎе данной экономической категории.

Отметим, что сегодня налоги выполняют две ᴏϲʜовные функции:

1.Фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства капиталом, нужными для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

2.Регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хоз.деятельность. (регулятор экономической ϲᴎстемы).

В большинстве государств ведущей является фискальная функция. Но в течение последних десятилетий  заметное развитие получили регулирующая и социальная функции. Налоговая  политика многих стран осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых  льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства  и социальной сферы.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики уϲᴎлилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономическᴏᴦᴏ роста.

Среди многочисленных задач  фискальной политики, образующих так  называемое дерево целей, ᴏϲʜовными являются:

- устойчивый рост национального дохода,

- умеᴩᴇʜные темпы инфляции,

- полная занятость,

- сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Отметим, что различные  инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  государственных ᴩосходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, ᴏʜи входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее завиϲᴎт не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования  можно сказать, что по своему характеру  налоговое регулирование экономики  может быть стимулирующим или  сдерживающим. При разработке налоговой  политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С  одной стороны, это стремление субъектов  экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которое исходит из необходимости  полной реализации своих функций. Для  продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для  этого необходимо провести серьезную  аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.

Регулирующая функция  направлена на регулирование при  помощи налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциаций налоговых ставок, льготах. Поϲᴩедством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и при помощи ϶ᴛᴏго влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Регулирующие возможности  налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Мировая практика выработала оптимальные соотношения между ставками различных налогов: максимальный уровень подоходного налога - 40 - 50 %, корпорационного - 35-45%; средняя ставка НДС - 12-18% и т.д.

Механизм налогового регулирования  опирается на законодательную базу и включает в ϲᴇбᴙ ряд элементов, дающих возможность направлять предпринимательскую  инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым  стабильность и рост поступлений  доходов в государственный бюджет.

 

Глава 2. Анализ налоговой  политики государства

2.1.    Налоговая политика  в  Российской Федерации в  2008-2013 гг

Российская экономика  развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической  политике в целом и её важнейших  составляющих – валютной и налоговой  политике.

Налоговую политику в Российской Федерации осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным  за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации  является Министерство финансов РФ, а  за ее выработку и осуществление  — Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством  методов:

1. Управления;

2. Информирования;

3.Воспитания;

4. Консультирования;

5.Льготирования;

6. Контролирования;

7. Принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлении: отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Информация о работе Налоговая политика в системе государственного регулирования