Налоговая политика в системе государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что налоги являются основным источником доходов в бюджете государства. С помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговая политика в системе государственного регулирования…4
Роль налоговой политики в экономике…………………………………4
Сущность и задачи налоговой политики государства………………….7
Типы налоговой политики……………………………………………….11
Инструменты налоговой политики……………………………………...13
Глава 2. Анализ налоговой политики государства……………………………16
2.1. Налоговая политика в Российской Федерации в 2008-2013 гг……….16
2.2. Критерий эффективности налоговой политики………………………...25
2.3. Механизм функционирования налоговой политики…………………...28
Глава 3. Совершенствование налоговой политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..31
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursach13.docx

— 103.99 Кб (Скачать файл)

Любая политика проявляется в виде налогов, налоговых процедур и их изменений, а отслеживание и оценка этих изменений во времени отражают ее направление и эффективность. То есть, эти показатели фиксируют текущее внутреннее состояние системы налогов и необходимы для осуществления контроля за ходом реализации любой налоговой политики. В группу базовых показателей входят данные налоговой отчетности, которые не только характеризуют общее состояние системы налогов, но и служат исходной информационной базой для расчетов общей налоговой эффективности (оценки налоговой политики).

  1. Специальная. 

Она опирается на показатели первой группы и используется для  наблюдения и оценки налоговых мероприятий  регулирующего характера. Заранее  перечень таких показателей составить  проблематично, поскольку налоги в  любой момент могут быть задействованы  по тем или иным тактическим соображениям. Их выбор будет зависеть от уровня, масштабов и временных горизонтов решаемых задач, но наиболее значимым, с точки зрения эффективности  налогов представляется исследование связи базовых налоговых показателей  с основными характеристиками развития производства и социальной сферы.

 

Экономическая политика правительства реализуется  путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.

Налоговая политика является одной из основных макроэкономических политик любого государства. Обычно она исполняется  правительством, но находится под контролем Парламента. В России налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, Федеральная налоговая служба. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.

При осуществлении анализа налоговой  политики государства большое внимание уделяется структуре налогообложения. В странах с низкими доходами, обычно, структура налогообложения имеет следующие черты:    

а) Большую часть поступлений составляют налоги на отечественные товары и  внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных пошлин приходится свыше 40% .    

б) Внутренние подоходные налоги не столь  значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей степени, чем частные лица. Это связано с удобством использования крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными трудностями организации обложения эффективным подоходным налогом частных лиц.

В оценке эффективности любой налоговой  системы существует три критерия:

1. Соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг.

2. Административные издержки.

3. Затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

Критерии  макроэкономической эффективности налоговой  политики:

1. Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.     ( Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений.)

2. Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу. ( Широкая налоговая база дает возможность  обеспечить налоговые поступления  при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.)

3. Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов. ( При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может  значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места  задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.)

4. Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов. (Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных расходах и при минимальных нарушениях характера производства, а также характера получения и использования доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной   после их уплаты)

 

 

 

 

 

 

2.3.    Механизм функционирования  налоговой политики

Государство проводит свою налоговую политику через механизм ее реализации, представляющий собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, форм налогового контроля и налогового механизма. Практическое применение механизма  реализации налоговой политики осуществляется посредством налогового законодательства, регламентирующего организационно-правовые нормы и методы управления налогообложением, налоговый механизм (налоговые ставки, льготы, вычеты, способы обложения, формы и виды налогового контроля и т.д.).

Механизм реализации налоговой  политики в зависимости от конкретного  места и периода проведения этой политика различается в пространстве и времени. Неравнозначны полномочия государственных органов в области  налогообложения на разных уровнях  управления На разных этапах общественного  развития государства проводили  разнохарактерную налоговую политику. Механизм реализации налоговой политики как совокупность практических действий государства в области налогообложения  есть система условий и правил реализации на практике положений налогового законодательства. Поэтому налоговые  законы должны приниматься исходя из объективно сложившихся социально-экономических, демографических, экологических, политических условий. При этом любые действия государственных органов в области  налогообложения не соответствующие  этой объективной основе, должны оцениваться  как субъективистское вмешательство  в воспроизводственные процессы, которые неминуемо приведут к  их деформации.

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

С помощью налогового механизма  соединяются два противоположных  начала: с одной стороны – государственное  централизованное регулирование экономики  и рыночное регулирование – с  другой.

Налоговая политика, реализуется  через налоговый механизм. Налоговый  механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с  помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рис.4

         

Рис.4- Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма РФ

 
Внутреннее содержание налоговой  политики формируется исходя из сущности налогов, из паритета двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами. 
Налоговое планирование — это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.

В зависимости от периода  различают планирование: 
1.Оперативное; 
2.Текущее; 
3.Долгосрочное; 
4.Стратегическое.

Налоговый механизм, так  же как и хозяйственный, соединяет  два противоположные начала:

- планирование, т.е. волевое  регулирование экономики центральной  властью учетом объективно действующих  экономических законов путем  сбалансирования развития всех  отраслей и регионов народного  хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

- стихийно-рыночная конкуренция,  где свободно на основе прямых  и обратных связей взаимодействуют  производители и потребители.  Вследствие обособленности производителей  и противоречивости их интересов  неизбежно возникают разрушительные  явления. Итак, рыночные отношения  приводят, с одной стороны, к  развитию производства отдельных  субъектов в условиях жесткой  конкуренции, а с другой, - к  разрыву хозяйственных связей  между обособившимися предприятиями  в результате несовпадения производственной  массы товара и его сбытом.

Отсюда вытекает необходимость  государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев  в производстве и кризисных тенденций  рынка. Таким регулятором сегодня  стал налоговый механизм, который  признан во всех странах.

Эффективность использования  налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает  внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым  механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

Правильно сформированная налоговая  политика и достаточно отлаженный налоговый  механизм, учитывающий требования к  его построению и функционированию, это необходимое условие для  эффективного налогообложения.

В налоговой политики проявляется  относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым  механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование  охватывает хозяйственную жизнь  страны, поскольку налоговые мероприятия  являются наиболее универсальным инструментом воздействия на базисные отношения.

Налоговый механизм позволяет  упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право. Принятие оптимального налогового механизма  означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих  норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет.

Глава 3. Совершенствование  налоговой политики в Российской   Федерации

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы. В ходе проведенной  в Российской Федерации налоговой  реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы  условия для более низкой налоговой  нагрузки на малый бизнес. Изменение  структуры налоговой системы, включая  принятые подходы к налогообложению  отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности  отраслей, создало условия для  диверсификации экономики.

Современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты право применения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

Пути повышения эффективности  налоговой системы в долгосрочный период:

1. Создание эффективной  системы контроля за трансфертным  ценообразованием с целью недопущения  использования этого инструмента  для минимизации налоговых обязательств, а также внедрение системы  консолидированной отчетности по  налогу на прибыль организаций.

2. Повышение нейтральности  налога на добавленную стоимость:  совершенствование процедур исчисления  и возмещения налога.

3. Повышение эффективности  налога на прибыль организаций,  для чего следует построить  систему налогового администрирования  таким образом, чтобы все необходимые  для ведения бизнеса и документально  подтвержденные расходы принимались  к вычету, за исключением тех  видов расходов, в отношении которых  установлен прямой запрет. Кроме  того, надо добиться унификации  налоговых ставок для различных  категорий налогоплательщиков, а  также принять решения, направленные  на совершенствование амортизационной  политики.

4. Постепенное повышение  ставок акцизов с целью придания  большей значимости этому виду  налоговых доходов в составе  доходов бюджетов. Одновременно нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.

Информация о работе Налоговая политика в системе государственного регулирования