Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 07:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что налоги являются основным источником доходов в бюджете государства. С помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Введение
Глава 1. Налоговая политика в системе государственного регулирования…4
Роль налоговой политики в экономике…………………………………4
Сущность и задачи налоговой политики государства………………….7
Типы налоговой политики……………………………………………….11
Инструменты налоговой политики……………………………………...13
Глава 2. Анализ налоговой политики государства……………………………16
2.1. Налоговая политика в Российской Федерации в 2008-2013 гг……….16
2.2. Критерий эффективности налоговой политики………………………...25
2.3. Механизм функционирования налоговой политики…………………...28
Глава 3. Совершенствование налоговой политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..31
Заключение
Список литературы
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Налоги относятся к
числу ключевых инструментов государственной
политики. Они затрагивают самые
важные стороны жизни человека и
общества, а сам процесс разработки
налогового законодательства и его
применение неразрывно связаны с
острыми противоречиями и компромиссами.
С одной стороны, государство
должно иметь достаточно средств
для осуществления своих
"Основные направления
налоговой политики в
1. Совершенствование налога на прибыль организаций
2. Совершенствование налога на добавленную стоимость
3. Индексация ставок акцизов
4. Совершенствование налога на доходы физических лиц
5. Введение налога на
недвижимость взамен
6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых
7. Совершенствование
8. Международное сотрудничество,
интеграция в международные
Рис. 3- Структура поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федераций по видам налогов в 2008г
По указанным направлениям
в 2008 году был принят целый ряд
решений. Большая часть из этих решений
была принята в качестве антикризисных
мер налогового стимулирования, отчет
о которых, в том числе их бюджетная
оценка, отражены в одобренной Правительством
Российской Федерации Программе
антикризисных мер
Для преодоления кризиса
ликвидности в 2008 году был изменен
порядок уплаты налога на добавленную
стоимость по результатам деятельности
налогоплательщиков за квартал. Начиная
с четвертого квартала 2008 года суммы
налога, исчисленные
В целях совершенствования
порядка применения нулевой ставки
налога по операциям, связанным с
реализацией товаров, помещенных на
территории Российской Федерации под
таможенные режимы экспорта, международного
таможенного транзита, свободной
таможенной зоны, перемещения припасов
в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря
2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора
документов, обосновывающих правомерность
применения нулевой ставки, что является
актуальным в связи с мировым
финансовым кризисом. При этом экспортерам
предоставлено право
Согласно вступившим в силу изменениям в законодательство о налогах и сборах был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 сентября 2008 года были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1 января 2010 года.
В 2009 - 2010 годах ставки акцизов
на нефтепродукты остаются неизменными.
В связи с необходимостью решения
задачи по созданию условий для эффективного
инвестирования в модернизацию производства
нефтепродуктов и выработки моторных
топлив улучшенного качества с более
высокой экологической
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации приведены в таб.1
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 1 полугодие 2012-2013 гг.
Виды налогов |
1 полугодие, млрд. руб. | ||
2012 |
2013 |
Темпы роста % | |
НДПИ |
1 247,2 |
1 251,8 |
100,4 % |
НДФЛ |
1 005,9 |
1 118,8 |
111,2 % |
Налог на прибыль |
1 297,5 |
995,2 |
76,7 % |
НДС |
978,4 |
978,7 |
100,0 % |
Акцизы |
361,6 |
444,3 |
122,9 % |
Имущественные налоги |
351,0 |
406,0 |
115,7 % |
Вывод: из данной таблицы видно что за первое полугодие с 2012 – 2013 гг очень снизился налог на прибыл и очень сильно возросли акцизы.
Основные направления
налоговой политики Российской Федерации
на 2013 год и на плановый период 2014
и 2015 годов (далее - Основные направления
налоговой политики) подготовлены в
рамках составления проекта
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
При обсуждении налоговой
политики важным является вопрос о
действующем уровне налоговой нагрузки
в российской экономике, а также
о том, насколько налоговая нагрузка
в России сопоставима с аналогичными
показателями в различных странах,
является ли она высокой или низкой.
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005-2011 гг. (% ВВП)
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы всего |
39,70% |
39,48% |
40,21% |
39,17% |
35,04% |
35,50% |
38,37% |
Налоговые доходы и платежи |
36,45% |
36,13% |
36,61% |
36,15% |
31,00% |
32,13% |
35,61% |
Налог на прибыль организаций |
6,17% |
6,21% |
6,53% |
6,09% |
3,26% |
3,93% |
4,18% |
Налог на доходы физических лиц |
3,27% |
3,46% |
3,81% |
4,04% |
4,29% |
3,96% |
3,67% |
Налог на добавленную стоимость |
6,81% |
5,61% |
6,80% |
5,17% |
5,28% |
5,53% |
5,98% |
Акцизы |
1,17% |
1,01% |
0,95% |
0,85% |
0,89% |
1,04% |
1,20% |
Таможенные пошлины |
7,59% |
8,38% |
7,06% |
8,51% |
6,52% |
6,91% |
8,38% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,21% |
4,32% |
3,60% |
4,14% |
2,72% |
3,11% |
3,76% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,45% |
5,35% |
5,96% |
5,52% |
5,93% |
5,48% |
6,49% |
Прочие налоги и сборы |
1,77% |
1,79% |
1,90% |
1,84% |
2,11% |
2,16% |
1,96% |
Вывод: из представленных данных видно, что величина налоговых на протяжении последних шести лет снизилась с 36,5% ВВП в 2005 году до 35,6% ВВП по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
В 2013 году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.
Главным событием этого года
в сфере налогообложения стало
уменьшение ставки налога на прибыль
на 4%. При этом региональная часть
осталась без изменений на уровне
17,5%, а федеральная снизилась до
2,5% (Федеральный закон от 26 ноября
2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет
страны теряет 400 млрд. рублей, которые
правительство планирует
В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.
Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.
Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.
2.2. Критерий эффективности
налоговой политики
Под налоговой политикой можно понимать «эффективность налогового управления», где управляемым объектом выступает налоговая система. Соответственно, оценка эффективности сводится к оценке его результатов, то есть изменений налоговой системы, происходящих в силу реализации той или иной налоговой политики. Однако для того, чтобы оценить эти изменения, необходимо иметь:
1.Набор количественных показателей, характеризующих состояние налоговой системы на определенный момент времени; -
2.Критерии, позволяющие давать качественную оценку наблюдаемым сдвигам в системе проводимой налоговой политики.
Количественная характеристика налоговой политики может быть дана на основе двух групп показателей:
1. Базовые показатели состояния налоговой системы.
Информация о работе Налоговая политика в системе государственного регулирования