Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей налоговой политики России, направлений её реформирования и влияние данного процесса на развитие промышленного предпринимательства России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть сущность налоговой политики
- Рассмотреть основные пути её реформирования
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ___________________________ 5
1.1 Понятие и содержание налоговой политики__________________________5
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма_____________9
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОСИИ________________________________12
2.1 Особенности налоговой политики России и её влияние на промышленное предпринимательство_______________________________________________12
2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики______17
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ__________20
3.1 Задачи и пути совершенствования налоговой политики России_________20
3.2 Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг.__________ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ______________________
1.1 Понятие и содержание налоговой политики______________________
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма_____________9
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОСИИ_________________________
2.1 Особенности налоговой политики России
и её влияние на промышленное предпринимательство___________
2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики______17
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ__________20
3.1 Задачи и пути совершенствования налоговой политики России_________20
3.2 Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг.__________ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия глобализации экономики повлияли на распространение негативных последствий функционирования отдельных государств на всю мировую экономическую систему. Прошлый год стал этапом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение.
Ситуация кризиса повлекла за собой процесс пересмотра актуализации существования многих предприятий в новых экономических условиях. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. С начала 2008 года стало ухудшаться финансовое положение многих промышленных предприятий не только государственного сектора, но и частного. Стоит отметить, что последний составляет значительную долю в структуре ВВП страны. Производители вынуждены экономить и сокращать объёмы производства. В целях стабилизации ситуации на первый план выходят государственные инструменты регулирования, одним и самым важных из них является налоговая политика государства. Современные условия требуют её реформирования. Разработка новых программ, использование дифференцированных процентных ставок и налоговых льгот рассматривается в качестве инструмента оздоровления промышленного предпринимательства России. Этим и обусловлена актуальность рассмотрения реформирования налоговой политики как фактора развития промышленного предпринимательства в нашей стране.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей налоговой политики России, направлений её реформирования и влияние данного процесса на развитие промышленного предпринимательства России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть сущность налоговой политики
- Рассмотреть основные пути её реформирования
- Провести анализ влияния налоговой политики на сектор промышленного предпринимательства России
- Оценить эффективность и разработать предложения по совершенствованию налоговой политики.
Объектом исследования в данной работе налоговая политика Российского государства, предметом исследования – её влияние на промышленное предпринимательство страны.
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и содержание налоговой политики
Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности налоговой политики, следует дать её общее определение. Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями [4, c. 51]. В действительности понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в функционирование рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет па инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.
Налоговая политика – это также комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Более широкую трактовку налоговой политики, исходя из сущности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и экономической) в обществе, дает В.Г. Князев: “Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране” [6, c. 29].
Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. При проведении налоговой политики государство преследует следующие цели [1, c. 31]:
- Фискальную - мобилизация
части создаваемого
- Экономическую - целенаправленное
воздействие на экономику
- Социальную - сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;
- Экологическую - охрана
окружающей среды и
- Контрольную - за счет
проведения выездных и
- Международную - укрепление
экономических связей с
Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства [10, c. 82]:
1. Политика максимальных
налогов, характеризуется
2. Политика разумных
налогов, способствующая развит
3. Налоговая политика,
предусматривающая достаточно
Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику можно подразделить на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.
Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством методов [6, c. 35]:
- управления;
- информирования (пропаганды);
- воспитания;
- консультирования;
- льготирования;
- контролирования;
- принуждения.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
Существуют следующие принципы рациональной налоговой политики [6, c. 48]:
1. При построении и
оценке эффективности
2. Установление налога
и его сбор не должны
3. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений. Максимизация общей массы доходов от налогов, а не ставок последних. (Увеличение совокупных ставок налогообложения добавленной стоимости, превышающее некоторый порог (30 - 35%), приводит к снижению получаемого дохода как из-за усиления тенденции уклонения предприятий от уплаты налогов, так и вследствие сокращения налоговой базы в результате ослабления экономической активности. Поэтому некоторое временное увеличение государственных доходов может привести к катастрофическому их падению в недалеком будущем.)
4. При введении того
или иного налога и
5. Ставки налогообложения
и нормативы распределения
6. Стимулирование общественно-полезных и подавление вредных видов деятельности (должна создавать мощные стимулы для решения производственно-инвестиционных и других насущных проблем общества (в т.ч. ощутимые налоги на загрязнение окружающей среды).
7. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Учитывание фактора инфляции лишь в интересах бюджета приводит к разорению налогоплательщиков, и, как следствие, к сокращению налоговой базы.
Такова характеристика и основные аспекты построения эффективной налоговой политики.
1.2. Взаимосвязь налоговой
политики и налогового
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений [1, c. 42].
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль [4, c. 73].