Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей налоговой политики России, направлений её реформирования и влияние данного процесса на развитие промышленного предпринимательства России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть сущность налоговой политики
- Рассмотреть основные пути её реформирования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ___________________________ 5
1.1 Понятие и содержание налоговой политики__________________________5
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма_____________9
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОСИИ________________________________12
2.1 Особенности налоговой политики России и её влияние на промышленное предпринимательство_______________________________________________12
2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики______17
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ__________20
3.1 Задачи и пути совершенствования налоговой политики России_________20
3.2 Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг.__________ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________ 28

Файлы: 1 файл

1КУРСОВАЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Пока экспортёры страдают, как и вся экономика от плохого  налогового режима и высоких страховых рисков, но всё же в состоянии благополучно существовать благодаря включённости в мировую экономику и финансовую систему. Условно, они могут продолжать жить при нынешней системе, успешно лоббируя свои налоговые интересы в законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, налоговая  политика России имеет множество  недостатков, что негативно сказывается  на промышленном предпринимательстве  страны, которое, в свою очередь, является основным источником формирования бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.  РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

3.1 Задачи и пути совершенствования налоговой политики России

В целях устранения выявленных недостатков налоговой политики России на современном этапе предлагается провести её реформирование. Дальнейшее совершенствования налоговой политики возможно осуществить посредством реализации следующих мер [10, c. 174]:

- Наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;

- Осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства;

- Обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени;

- Производить максимальное налогообложение у источников выплат;

- Упрощать налогообложение; сокращать все виды льгот;

- Снижать размеры платежей во внебюджетные фонды;

- Осуществлять увеличение налогообложение сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;

- Добиваться единообразия политики органов, отвечающих за пополнение доходной части бюджета, создать комитет по налогообложению и таможенной политике.

Налоги и налоговая  политика государства не должны сдерживать предпринимательство, расширение производства товаров и услуг.

Большинство экспертов  согласно с тем, что необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:

- Постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Те, кто сейчас исправно платит налоги, должны испытать облегчение налогового пресса;

- Возвращение угрозы высокой инфляции делает вновь актуальной проблему налогообложения прибыли предприятий, завышенной по бухгалтерской отчетности из-за инфляции. Срочно нужны поправки к налоговым законам, освобождающие предприятия и инвесторов от этого налогового бремени. Необходимы также понятные и стабильные "правила игры" в области налогов и хозяйственного права, которые нельзя менять в угоду конъюнктуре и политическим взглядам высших российских чиновников.

- Упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;

- Утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами Федерации и муниципальными образованьями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;

- Реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В частности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;

- Придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обеспечить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым формам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;

- Исключить укоренившуюся практику перманентного изменения налогового законодательства (оставив разовую возможность, приуроченную к ежегодному утверждению бюджета), приняв международно-правовой договор, имеющий первенство перед любым федеральным законом и запрещающий менять налоговую систему неналоговыми методами;

- Внести поправки в уголовное законодательство, повышающие ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;

- Усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т.е. занимается воровством.

Особенно актуальным в условиях кризиса будет предоставление крупным промышленным предприятиям налоговых льгот, что позволит хотя бы частично увеличить величину оборотных средств. Льготы и более низкие ставки будут способствовать оздоровлению и укреплению промышленного предпринимательства в России.

 

3.2 Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг.

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые  разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года [8, c. 32].

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что  масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы  с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях [8, c. 59]:

1. Сохранение неизменного  уровня номинального налогового  бремени в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы.

2. Унификация налоговых  ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных  подходов к налоговому администрированию,  оптимизации применяемых налоговых  льгот и освобождений, интеграции  российской налоговой системы в международные налоговые отношения. Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:

- Контроль за трансфертным  ценообразованием в целях налогообложения;

- Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам;

- Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний;

- Введение института  консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций;

- Совершенствование налога  на добавленную стоимость.

- Индексация ставок  акцизов;

- Налогообложение организаций  при совершении операций с ценными бумагами;

- Совершенствование налога  на добычу полезных ископаемых;

- Создание особых экономических зон портового типа;

- Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен;

- Введение в налоговое  законодательство понятия индексируемой налоговой единицы;

- Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности;

- Совершенствование порядка  налогообложения при реализации концессионных соглашений;

- Совершенствование налога  на добавленную стоимость.

Рассмотрим отдельные  примеры совершенствования налоговой политики.

В рамках работы по совершенствованию  налога на добавленную стоимость  введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий  порядок возмещения этого налога. Налогоплательщики уменьшают суммы  налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.

В целях упрощения  администрирования акцизов на нефтепродукты  с 1 января 2007 г. изменен действующий  порядок применения акцизов в  отношении нефтепродуктов, за исключением  прямогонного бензина. Так, из числа  налогоплательщиков исключены лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов, и признаны налогоплательщиками лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов.

Предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.

С 1 января 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Нельзя оставить незамеченным тот факт, что согласно Федеральному закону от 26.11.2008 № 224-ФЗ ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года снижены сразу на 4% (с 24 до 20%) [14].

Таким образом, уже сегодня  можно констатировать факт о том, что реализуемая государством налоговая  политика направлена на поддержание  и развитие промышленного предпринимательства в России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы удалось  решить поставленные задачи. Налоговая политика представляет собой составную часть экономической политики государства, направленную на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. При проведении налоговой политики государство преследует фискальную, экономическую, контрольную, международную и экологическую цели.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства: политика максимальных налогов; политика разумных налогов, способствующая развитию; налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий обложения. Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством методов управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контролирования и принуждения. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Налоговая политика России строится на основании модели Лаффера, предусматривающей зависимость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюджет. В России продолжают существовать такие недостатки налоговой политики, как: противоречивость и запутанность налогового законодательства, недостаточно соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени; в недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства. Механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения. Промышленное предпринимательство в условиях мирового кризиса нуждается в активных мерах со стороны государства по реформированию налоговой политики, поскольку высокие налоги и недостаточность оборотного капитала усугубляют и без того сложную экономическую ситуацию.

Дальнейшее совершенствования  налоговой политики необходимо постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Важным является утверждение исчерпывающего перечня налогов и сборов, который должен исключить введение субъектами Федерации и муниципальными образованьями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов. 

Информация о работе Налоговая политика