Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей налоговой политики России, направлений её реформирования и влияние данного процесса на развитие промышленного предпринимательства России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть сущность налоговой политики
- Рассмотреть основные пути её реформирования
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ___________________________ 5
1.1 Понятие и содержание налоговой политики__________________________5
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма_____________9
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОСИИ________________________________12
2.1 Особенности налоговой политики России и её влияние на промышленное предпринимательство_______________________________________________12
2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики______17
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ__________20
3.1 Задачи и пути совершенствования налоговой политики России_________20
3.2 Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг.__________ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________ 28
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике
проявляется относительная
Более наглядно взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма представлена на схеме рисунка 1 [10, c. 46].
Рисунок 1 – Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики
и налогового механизма обычно заложена
господствующая концепция. Правильность
концепции проверяется
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ
2.1 Особенности налоговой
политики России и её влияние
на промышленное
Налоговая политика зависит от экономической политики государства. А экономическая жизнь. После кризиса 17 августа 1998г. государство перешло к новым формам руководства экономикой. Произошел мощный сдвиг в практической деятельности властей в сторону активизации вмешательства государства в экономическую жизнь страны, всестороннего усиления государственного регулирования [10, c. 54].
Налоговая политика государства стала строиться принципу: чем больше налоговая ставка, тем лучше для государства и формирования рыночных отношений. Законодательные органы, принимая законы, не опираются на экономическую жизнь и не требуют анализа воздействия на нее налоговых законов. Министерство финансов и правительство заняты, к сожалению, только фискальной стороной налогообложения.
В настоящее время возможны два варианта экономической политики: инфляционизм или жесткая стабилизирующая политика. Главная проблема - выбор тех социальных слоев и групп, которые «оплатят» тот или иной вариант экономической политики. При реализации обоих вариантов неизбежно сокращение социальных обязательств государства. В очень затянувшемся переходном состоянии российской экономики можно выделить небольшой ряд изменений, позволяющих высказать предположение о том, что современная налоговая система РФ пытается встать на базис требований рыночных отношений.
В прошлом взаимоотношения
государства с юридическими и
физическими лицами основывались на
административно-
Налоговая система России строится на общепризнанных принципах–однократность обложения, строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основе которой положена компетенция гос.власти; четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня. Но надо признать, что объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере.
Налоговая политика России в целом использует модель Лаффера (рисунок 2), согласно которой уровень налоговой ставки оказывает влияние на величину поступлений в бюджет [12, c. 37].
Рисунок 2 – Кривая Лаффера
Для взаимного учёта интересов налогоплательщиков и государства был принят Налоговый Кодекс Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.
НК РФ определяет общие
принципы и понятия налогообложения,
права и обязанности
Проведённый анализ производственного
предпринимательства в России показал,
что действующая система
Рисунок 3 – Динамика промышленного производства России
Данное обстоятельство обусловлено недостаточностью оборотных средств, величина которых уменьшается ввиду налоговых выплат. Подоходный налог составляет 13%, налог на имущество ограничен 2,2%. Налоговые ставки по-прежнему велики, что затрудняет выход субъектов производственного предпринимательства на заданный уровень объёма производства.
В I квартале 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1290,0 млрд.рублей. В таблице 1 представлена структура налоговых поступлений [14].
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
Параметр |
I квартал 2009 г. |
В % к I кварталу 2008 г. |
Консолидированный бюджет, млрд. руб. |
Консолидированный бюджет | |
Всего |
1427,5 |
89,9 |
из них налог на прибыль организаций |
355,2 |
62,4 |
НДФЛ |
338,6 |
105 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
328,9 |
в 3,5 р. |
Акцизы по подакцизным товарам, производимых в РФ |
73,5 |
97,9 |
Налоги на имущество |
98,4 |
121 |
Налоги за пользование природными ресурсами |
187,6 |
46,8 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
181,6 |
46,4 |
Поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,2 |
15,9 |
Анализ налоговых поступлений (налога на прибыль организаций) позволит определить нынешнее состояние промышленного предпринимательства в России (Рисунок 4)
Рисунок 4 - Анализ динамики поступления налога на прибыль
Согласно данным таблицы 1 и рисунка 4 поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в I квартале 2009 г. составило 355,2 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 37,6%. Данное обстоятельство позволяет считать существующей тенденцию к снижению прибыли предприятий ввиду негативного влияния мирового кризиса. Помимо того, что прибыль уменьшилась, предприятия вынуждены уплачивать налоги согласно ставкам, установленным в период стабильной экономической ситуации, что усложняет процесс становления и развития промышленного предпринимательства на современном этапе [1, c. 126]. Необходимо реформировать налоговую политику, внедрение более низких налоговых ставок способно улучшить ситуацию.
2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики
Существующая налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. К недостаткам стоит отнести [12, c. 106]:
- Непомерно высокий уровень налогов;
- Их огромное, увеличивающееся количество, которое не всегда соответствует реальной экономической ситуации;
- Сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения и дополнения и др.
По данным пресс-центра государственной налоговой службы РФ, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит 4 налогам: налогу на прибыль, НДС, акцизам и подоходному налогу с физических лиц, на долю которых в России приходится 90 % всех поступлений.
НДС выгодно отличается от предыдущих. Он более эффективен, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, менее обременителен для отдельных производителей, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями. Объектом налогообложения являются обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги.
Налог на прибыль предприятий и организаций взимается с юридических лиц с 1992 года. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, которая включает прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; доходы от внереализационных операций. Долгое время ставка налога на прибыль была зафиксирована на уровне 24 %, что в нынешних условиях кризиса усугубляет положение промышленного предпринимательства [12, c. 117].
Налоговая система, как область приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором принимаемых решений. В то же время налоговой политикой, как таковой, сегодня, похоже, никто не занимается. Так, Минфин и Правительство заняты ее фискальной стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также не требуют полного анализа их воздействия на экономическую жизнь. Налоговая политика сегодня по-прежнему формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой экономической политикой, но и между собой. Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер. Кроме того, в России продолжают существовать такие недостатки налоговой политики, как [10, c. 140]:
- Противовречивость и запутанность налогового законодательства;
- Недостаточно соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени;
- В недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства;
- Механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения;
- Действующее законодательство содержит множество “белых пятен”, что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию - обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. В то же время, несмотря на сильный налоговый пресс, система не обеспечивает в полной мере потребности в средствах на финансирование даже первоочередных расходов.
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.
Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.
Следует отметить ещё, что развитие нормативной базы по налогообложению иностранных юридических лиц проходит в основном за счёт принятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являются нормативными документами, а носят рекомендательный характер. Между тем, применение существующих норм законодательства и международных договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровня образования налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.