Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей налоговой политики России, направлений её реформирования и влияние данного процесса на развитие промышленного предпринимательства России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть сущность налоговой политики
- Рассмотреть основные пути её реформирования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ___________________________ 5
1.1 Понятие и содержание налоговой политики__________________________5
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма_____________9
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОСИИ________________________________12
2.1 Особенности налоговой политики России и её влияние на промышленное предпринимательство_______________________________________________12
2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики______17
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ__________20
3.1 Задачи и пути совершенствования налоговой политики России_________20
3.2 Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг.__________ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________ 28

Файлы: 1 файл

1КУРСОВАЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Более наглядно взаимосвязь  налоговой политики и налогового механизма представлена на схеме  рисунка 1 [10, c. 46].

Рисунок 1 – Взаимосвязь  налоговой политики и налогового механизма

 

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.   

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОССИИ

 

2.1 Особенности налоговой  политики России и её влияние  на промышленное предпринимательство

Налоговая политика зависит  от экономической политики государства. А экономическая жизнь. После  кризиса 17 августа 1998г. государство  перешло к новым формам руководства  экономикой. Произошел мощный сдвиг  в практической деятельности властей  в сторону активизации вмешательства государства в экономическую жизнь страны, всестороннего усиления государственного регулирования [10, c. 54].

Налоговая политика государства  стала  строиться принципу: чем  больше налоговая ставка, тем лучше  для государства и формирования рыночных отношений. Законодательные органы, принимая законы, не опираются на экономическую жизнь и не требуют анализа воздействия на нее налоговых законов. Министерство финансов и правительство заняты, к сожалению, только фискальной стороной налогообложения.

В настоящее время  возможны два варианта экономической  политики: инфляционизм или жесткая  стабилизирующая политика. Главная  проблема - выбор тех социальных слоев и групп, которые «оплатят»  тот или иной вариант экономической  политики. При реализации обоих вариантов неизбежно сокращение социальных обязательств государства. В очень затянувшемся переходном состоянии российской экономики можно выделить небольшой ряд изменений, позволяющих высказать предположение о том, что современная налоговая система РФ пытается встать на базис требований рыночных отношений.

В прошлом взаимоотношения  государства с юридическими и  физическими лицами основывались на административно-централизованных формах хозяйствования.  Будучи собственником  средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей прибыли. Действовала система перераспределения, при которым всячески оказывалась помощь плохо работающим предприятиям посредством прибыли хорошо работающих. Между бюджетами разных уровней и тогда и сейчас не исключались споры из-за доходов т.к. не было четкого разграничения поступлений [10, c. 61].

Налоговая система России строится на общепризнанных принципах–однократность  обложения, строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основе которой положена компетенция гос.власти; четкое  распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня. Но надо признать, что объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере.

Налоговая политика России в целом использует модель Лаффера (рисунок 2), согласно которой уровень  налоговой ставки оказывает влияние на величину поступлений в бюджет [12, c. 37].

Рисунок 2 – Кривая Лаффера

Для взаимного учёта  интересов налогоплательщиков и  государства был принят Налоговый Кодекс Российской Федерации, первая часть которого  вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

НК РФ определяет общие  принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых  органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

Проведённый анализ производственного  предпринимательства в России показал, что действующая система налогообложения пока не обеспечивает стабилизации объёмов производства (график рисунка 3) [14].

Рисунок 3 – Динамика промышленного производства России

 

Данное обстоятельство обусловлено недостаточностью оборотных средств, величина которых уменьшается ввиду налоговых выплат. Подоходный налог составляет 13%, налог на имущество ограничен 2,2%.  Налоговые ставки по-прежнему велики, что затрудняет выход субъектов производственного предпринимательства на заданный уровень объёма производства.

В I квартале 2009г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1290,0 млрд.рублей. В таблице 1 представлена структура налоговых поступлений [14].

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет Российской Федерации по видам

Параметр

I квартал 2009 г.

В % к I кварталу 2008 г.

Консолидированный бюджет, млрд. руб.

Консолидированный бюджет

Всего

1427,5

89,9

из них налог на прибыль организаций

355,2

62,4

НДФЛ

338,6

105

НДС на товары, реализуемые  на территории РФ

328,9

в 3,5 р.

Акцизы по подакцизным  товарам, производимых в РФ

73,5

97,9

Налоги на имущество

98,4

121

Налоги за пользование  природными ресурсами

187,6

46,8

из них налог на добычу полезных ископаемых

181,6

46,4

Поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,2

15,9


 

Анализ налоговых поступлений (налога на прибыль организаций) позволит определить нынешнее состояние промышленного  предпринимательства в России (Рисунок 4)

Рисунок 4 - Анализ динамики поступления налога на прибыль

 

Согласно данным таблицы 1 и рисунка 4  поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в I квартале 2009 г. составило 355,2 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 37,6%. Данное обстоятельство позволяет считать существующей тенденцию к снижению прибыли предприятий ввиду негативного влияния мирового кризиса. Помимо того, что прибыль уменьшилась, предприятия вынуждены уплачивать налоги согласно ставкам, установленным в период стабильной экономической ситуации, что усложняет процесс становления и развития промышленного предпринимательства на современном этапе [1, c. 126]. Необходимо реформировать налоговую политику, внедрение более низких налоговых ставок способно улучшить ситуацию.

 

 

 

 

2.2 Объективные предпосылки реформирования налоговой политики

Существующая налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. К недостаткам стоит отнести [12, c. 106]:

- Непомерно высокий уровень налогов;

- Их огромное, увеличивающееся количество, которое не всегда соответствует реальной экономической ситуации;

- Сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения и дополнения и др.

По данным пресс-центра государственной налоговой службы РФ, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит 4 налогам: налогу на прибыль, НДС, акцизам и подоходному налогу с физических лиц, на долю которых в России приходится 90 % всех поступлений.

НДС выгодно отличается от предыдущих. Он более эффективен, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, менее обременителен  для отдельных производителей, поскольку  обложению подлежит  не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями. Объектом налогообложения являются обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги.

Налог на прибыль предприятий  и организаций взимается с  юридических лиц с 1992 года. Объектом обложения является валовая прибыль  предприятия, которая включает прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; доходы  от внереализационных операций. Долгое время ставка налога на прибыль была зафиксирована на уровне 24 %, что в нынешних условиях кризиса усугубляет положение промышленного предпринимательства [12, c. 117].

Налоговая система, как  область приложения действия налоговой  политики, является своеобразным индикатором  принимаемых решений. В то же время налоговой политикой, как таковой, сегодня, похоже, никто не занимается. Так, Минфин и Правительство заняты ее фискальной стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также не требуют полного анализа их воздействия на экономическую жизнь. Налоговая политика сегодня по-прежнему формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой экономической политикой, но и между собой. Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер. Кроме того, в России продолжают существовать такие недостатки налоговой политики, как [10, c. 140]:

- Противовречивость и запутанность налогового законодательства;

- Недостаточно соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени;

- В недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства;

- Механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения;

- Действующее законодательство содержит множество “белых пятен”, что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию - обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. В то же время, несмотря на сильный налоговый пресс, система не обеспечивает в полной мере потребности в средствах на финансирование даже первоочередных расходов.

Когда говорят о неблагоприятном  инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

Применение российского  режима налогообложения, известного иностранным  инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Следует отметить ещё, что  развитие нормативной базы по налогообложению иностранных юридических лиц проходит в основном за счёт принятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являются нормативными документами, а носят рекомендательный характер. Между тем, применение существующих норм законодательства и международных договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровня образования налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.

Информация о работе Налоговая политика