Налоговая система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с тем, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Налогам следует уделять большое внимание, потому что в налоговой системе они выполняют важнейшие три функции, без которых невозможно существование рыночной экономики: фискальную (отражает задачу наполнения деньгами государственного бюджета), распределительную (осуществляет перераспределение финансовых ресурсов) и регулирующую (определяет задачи налоговой политики государства).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики……….4
Налоговая система и ее элементы………………………………………………………4
Классификация и характеристика основных видов налогов………………………………………………………………………..……………………….8
Проблемы развития системы налогообложения в России…………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………………………..……..21

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

ФГБОУ ВПО  «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Управление персоналом

 

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

Курсовая  работа по экономической теории

 

 

 

Руководитель:

_____________М. А. Куприянов

                                               (Подпись) 

 

__________________________________

 

                                                      (Оценка, дата) 

Разработала:

 

Студентка группы 81-6

 

                                                                                        _______________            

                                                 (Подпись)                       

 

 

Красноярск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3

  1. Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики……….4
    1. Налоговая система и ее элементы………………………………………………………4
    2. Классификация и характеристика основных видов налогов………………………………………………………………………..……………………….8
  2. Проблемы развития системы налогообложения в России…………………….13

Заключение……………………………………………………………………………………………………19

Библиографический список…………………………………………………………………..……..21 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  данной темы связана с тем, что  налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Налогам следует  уделять большое внимание, потому что в налоговой системе они выполняют важнейшие три функции, без которых невозможно существование рыночной экономики: фискальную (отражает задачу наполнения деньгами государственного бюджета), распределительную (осуществляет перераспределение финансовых ресурсов) и регулирующую (определяет задачи налоговой политики государства).     

Налоги являются основным звеном в системе экономических  отношений с момента зарождения государства, причем по мере развития государственности их роль усиливается. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна. В чем же конкретно  состоит роль налоговой системы в рыночной экономике? Какие функции она выполняет?

Таким образом, налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве. В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения фискальной функций, налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

 

 

 

 

 

1  Налоговая система как важнейший элемент рыночной структуры

     1.1 Налоговая система и ее элементы

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечиванию их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Обратим внимание на цели налоговой системы, так как без поставленных целей она не будет столь определенной и четкой:

Во-первых, это  создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

Во-вторых, это  создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т д.

Структура налоговой  системы может рассматриваться  с точки зрения:

    • соотношения прямых и косвенных налогов;
    • распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
    • роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
    • распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

В каждой стране налоговая система включает: 

  1. Налоги;
  2. Налоговые ставки (величина налога с единицы объекта налога);
  3. Субъект налога (налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо);
  4. Объект налога (облагаемый доход, имущество);
  5. Источник налога (доход, из которого выплачивается налог);
  6. Налоговые льготы (полное или частичное освобождение плательщика от налога);
  7. Единицы обложения (единицы измерения объекта налога).

 

Основополагающие  принципы налоговой системы рассматривали еще в своих работах Д. Риккардо и А. Смит. Другие сформированы на основе опыта и практики современной налоговой системы. Начнем с трех главных принципов по А. Смиту, которым должны удовлетворять любые современные формы налога: определенность, эффективность, справедливость.

Определенность  в понимании А. Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в  отношении:

а) лиц, которые  должны платить этот налог;

б) лица или учреждения, которому или в которое этот налог  должен быть внесен;

в) срока, в течение  которого или до которого этот налог  должен быть уплачен;

г) твердой определенности той суммы (или ставки дохода / имущества), которую налогоплательщик должен заплатить  в качестве этого налога.

Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика  всех дополнительных затрат времени, труда  и денежных средств, в связи с  выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это - принципы "в" и "г" (удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для  налогоплательщика).

Под справедливостью  налога А. Смит понимал строгую равномерность  распределения бремени налога между  всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого  гражданина (например, "подушевая раскладка налога"). Заслуга А. Смита состоит в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода (имущества). Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. В то время это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб, пиво и т.д.),  получатели низких доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего дохода. А так же по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно незначительное место. В настоящее время идея "налоговой справедливости" продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

Кроме этих ставших  уже классическими норм, современная  практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего  выражаются в виде так называемых запретов). Среди них выделим следующие:

1) запрет на  введение налога без закона;

2) запрет двойного  взимания налога;

3) запрет налогообложения  факторов производства;

4) запрет необоснованной  налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает  государственной власти вводить  налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти.

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может  облагаться идентичным налогом более одного раза. Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к  налогообложению базовые факторы  производства. К таким факторам, как известно, относятся труд и  капитал. Поскольку этот запрет носит  экономический характер, то он не закреплен  каким-либо образом в законодательных  документах. Однако это не мешает властям  во всех достаточно развитых странах  следовать ему столь строго, как  если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось  и формируется при непременном  соблюдении этого основополагающего  запрета.

Наконец, последний  запрет касается в основном международных  отношений и отражает ту известную  реальность, что в настоящее время  граждане и капиталы широко мигрируют  между странами, и сотни тысяч  и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве  этих стран государство использует принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев.

Таким образом, для обеспечения стабильного  развития всякая страна должна учитывать  и строго соблюдать все вышеперечисленные  базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая  политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться  в нарушение этих принципов.

Налоги –  одна из главных составляющих любой  налоговой системы. Ведь при помощи налогов формируется внешнеэкономическая  деятельность государства, и они  являются неотъемлемой частью формирования доходной части государственного бюджета.

В широком смысле под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Как сказал великий  американский писатель Оливер У. Холмс, Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Стоит признать, что эти  слова являются оправданными.

 

Выделяют следующие  признаки налогов:

  1. Обязательность (принудительность);
  2. Законодательно-правовой характер;
  3. Безэквивалентность (в том смысле, что отсутствуют притязание плательщика на компенсацию уплаченных им сумм со стороны государства);
  4. Определенность сроков и размеров платежа.

В государствах с развитой рыночной экономикой налоги используются как метод прямого  управления  бюджетными отношениями  и косвенного воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через  налоги государство достигает относительного равновесия между общественными  потребностями и ресурсами для  их удовлетворенности, обеспечивает рациональное использование природных богатств, вводя штрафы и другие ограничения на распространение экологически вредных производств, и решает различные социальные и множество других общественных проблем, в первую очередь проблему выравнивания уровня доходов своих граждан. При налогообложении обязательно должен соблюдаться воспроизводственный принцип: налоги должны стимулировать рост производства, его пропорциональность и повышение производительности труда.

Налоговые источники играют преобладающую роль в доходах бюджетов всех уровней. Подобная структура доходов бюджетов Российской Федерации начала складываться лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. XX вв., когда появились ростки зарождающихся рыночных отношений и начала формироваться налоговая система страны.

Источником налогов  выступает национальный доход – вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством труда, капитала и природных ресурсов.

Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для  выполнения своих функций. Налоги обусловлены  потребностями общественного развития. По  мере роста национального  дохода совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу формирования, распределения и использования  доходов участников общественного  производства – хозяйствующих субъектов, наемных работников и государства.

Своеобразие отношений, составляющих содержание налогов как  экономической категории, заключается  в том, что они имеют денежную форму выражения. Налоги связаны  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни сопровождаются движением денежных средств. В современном  обществе налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе легального (законного) изъятия части валового внутреннего продукта и вновь созданной стоимости (национального дохода) для удовлетворения общегосударственных налогов.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России