Налоговая система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с тем, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Налогам следует уделять большое внимание, потому что в налоговой системе они выполняют важнейшие три функции, без которых невозможно существование рыночной экономики: фискальную (отражает задачу наполнения деньгами государственного бюджета), распределительную (осуществляет перераспределение финансовых ресурсов) и регулирующую (определяет задачи налоговой политики государства).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики……….4
Налоговая система и ее элементы………………………………………………………4
Классификация и характеристика основных видов налогов………………………………………………………………………..……………………….8
Проблемы развития системы налогообложения в России…………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………………………..……..21

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов

В первую очередь  систему налогов Российской Федерации  необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов. Классификация налогов Российской Федерации по принадлежности к уровню власти приведена на рис. 1

Здесь представлены лишь немногие из существующих налогов, но, тем не менее, это основные налоги.

Одновременно  с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе  России, фактически четыре налога (налог  на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц), и таможенная пошлина с фискальной точки зрения, являются решающим. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России, решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.

Законом « Об основах налоговой системы в  Российской Федерации » впервые  в России вводится трехуровневая  система налогообложения.

  • Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие;
  • Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические  и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке до 5% от стоимости  услуг по рекламе.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Рис. 1. Классификация налогов в Российской Федерации.

 

                                                                                                                  

 

 

Особое место  в российской налоговой системе  занимает единый социальный налог, поступления  по которому зачисляются как в  бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

До введения НК РФ в российской налоговой системе  существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов.

Вместе с тем  в части федеральных налогов их перечень, хотя и установлен в НК РФ, может изменяться решением федеральной законодательной власти. Стоит отметить, что Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.

Таков же порядок  введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Помимо вышеперечисленных  налогов, существуют также прямые и  косвенные налоги.

Прямые налоги – это те налоги, которые напрямую связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Он взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это те налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

Прямые налоги включают в себя:

    1. Подоходный налог;
    2. Налог на прибыль;
    3. Налог на имущество;
    4. Ресурсные платежи и др.

 

 

 

Косвенные налоги включают в себя:

    1. Налог на добавленную стоимость
    2. Акцизы ( вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.)
    3. Налог с продаж
    4. На операции с ценными бумагами

Российская система  налогообложения в части соотношения  косвенного и прямого налогообложения задумывалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный  показатель для косвенных налогов.

Не вызывает сомнений, что с позиций фискального  значения эти налоговые рычаги играют важнейшую роль. Вместе с тем из мирового опыта налогового регулирования  известно о достаточно неоднозначном  влиянии косвенных налогов на экономику. Реализуя свою фискальную направленность, они в наибольшей степени, чем  другие налоги, препятствуют экономическому росту.

Кроме того, следует  учитывать, что отчисления в государственные  внебюджетные социальные фонды по чисто  формальным соображениям не включались в российскую налоговую систему, хотя по своему экономическому содержанию они фактически являлись налогами, причем весьма обременительными для  хозяйствующих субъектов. Таким  образом, если исходить не из формальных, а экономических условий, то на протяжении всех лет функционирования российской налоговой системы в ней преобладали  прямые налоги.

В рамках российской налоговой системы, в целом, хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее, их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

 

 

 

 

Специфика структуры  российской налоговой системы в  части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:

Во-первых, низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой.

Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица пред пенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.

В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы развития системы налогообложения в России

В декабре 1991 года Российская Федерация вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

 Хотя рыночная  экономика и многозначное понятие,  главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности. Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, непозволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола.

Следует отметить, что в рынке реализуется и  принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже  
1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Эта система была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования.

 Отсутствие  опыта правового регулирования  реальных налоговых отношений,  сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

В развитии налоговой  системы Российской Федерации можно  выделить несколько основных этапов.

 

  1. Этап становления (Вторая половина 80-х гг. Образование предприятий других форм собственности и изменение экономического строя общества).

Первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие) и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г., в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на доходы и некоторые другие.

Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1. С принятием этого закона в России впервые за многие десятилетия  была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих  налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся  экономические преобразования потребовали  выработки принципиально иной современной  финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших  действенных инструментов регулирования  развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции. 

 

  1. Этап неустойчивого налогообложения.

Не случайно на протяжении последующих лет экономических  реформ в законодательство о налогах  ежегодно, а нередко и по несколько  раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные  узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой  системы. В результате сложившаяся  к концу 90-х гг. в Российской Федерации  налоговая система в большей  степени из-за несовершенства ее отдельных  элементов препятствовала экономическому развитию страны.

 

  1. Этап подготовки налоговой реформы (с 1996-1998 гг. Сокращение льгот, отмена отдельных налогов, восстановление принципа единства налоговой системы).

Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

 

  1. Этап реформирования (с 1998-настоящее время. Введена в действие первая часть НК РФ, которая установила важнейшие положения налоговой системы России ).

С 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части  второй НК РФ о налоге на добавленную  стоимость, акцизах, налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге. Одновременно с их введением в  действие практически полностью  отменены налоги, уплачиваемые с выручки  от реализации товаров, сильно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России