Налоговая система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с тем, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Налогам следует уделять большое внимание, потому что в налоговой системе они выполняют важнейшие три функции, без которых невозможно существование рыночной экономики: фискальную (отражает задачу наполнения деньгами государственного бюджета), распределительную (осуществляет перераспределение финансовых ресурсов) и регулирующую (определяет задачи налоговой политики государства).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики……….4
Налоговая система и ее элементы………………………………………………………4
Классификация и характеристика основных видов налогов………………………………………………………………………..……………………….8
Проблемы развития системы налогообложения в России…………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………………………..……..21

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2001 года, вместо трехуровневой шкалы ставок подоходного налога с физических лиц действует единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% практически по всем видам доходов. Упрощен порядок расчета налога за счет фиксированных стандартных налоговых вычетов.

К настоящему времени  из установленных девятнадцати глав второй части НК РФ принято уже  семнадцать. По остальным видам налогов  пока продолжают действовать соответствующие  законы, определяющие порядок и условия  их исчисления и уплаты.

Нестабильность  налоговой системы на сегодняшний  день – главная проблема реформы  налогообложения. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем.

Вносимые в  курс экономической реформы уточнения  и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректирования  отдельных элементов системы  налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной,  роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения  и дополнения вносятся в инструктивный  и методический материал по налогам. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

В развитых странах  сложилась довольно схожая структура  налогообложения, состоящая обычно из таких платежей, как подоходный налог с населения, налог на корпорации, акцизы, налоги на предметы потребления, взносы на социальное страхование, разнообразные  другие сборы. Обратимся к современному налогообложению в России. В сравнении  с опытом стран с развитой рыночной экономикой, оно отличается серьёзными особенностями. Налоговая система  в России несёт на себе отпечаток  глубокого социально-экономического кризиса. Все прочие задачи, свойственные налоговой системе запада, особенно стимулирование производства и социальная справедливость, пока остаются на заднем плане. Сопоставить качественно  и количественно системы налогообложения  России и стран Запада позволяют  данные по конкретным налогам. В России существуют те же основные налоги, что  и в развитых странах.

Если внимательно  изучить недавний зарубежный опыт, то станет очевидно, что Российская Федерация именно по причине своего отставания в проведении налоговых  реформ имеет шанс избежать повторения ошибок и просчетов западных стран.

Во-первых, это  касается корпорационного налога, который  уже давно критикуется на Западе. Попытки налоговых органов "уловить" чистую прибыль организаций создают  массу проблем и для этих органов, и для самих налогоплательщиков (достаточно упомянуть "раздвоение" учета на бухгалтерский и налоговый, проблемы налогообложения филиалов и обособленных подразделений организаций, необходимость борьбы против применения расчетных (трансфертных) цен и многое другое).

В наших условиях наиболее разумным было бы полностью  отменить этот налог и перейти  к налогообложению только выводимых  из предприятия (производства) доходов  и капиталов. Тогда,  в категорию облагаемых налогом попали бы только распределяемые между акционерами прибыль  (дивиденды), любые другие выплаты в их пользу, возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалования, субсидии и др. Кроме того, в порядке частичной замены налога на прибыль следует ввести "энергетический акциз" (одновременно со снижением ставки НДС до среднеевропейского уровня - 15%), за счет которого государство может вывести внутренние цены на энергоресурсы на уровень среднеевропейских и начать формировать общегосударственные фонды (бюджет) развития. Размеры этого акциза в принципе не должны превышать нынешние обязательства организаций по налогу на прибыль, но его преимущество состоит в том, что предприятия и другие потребители энергоресурсов смогут абсолютно законно и неограниченно снижать свои налоговые платежи за счет экономии потребления энергии или через переход на альтернативные источники энергопитания.

Во-вторых, следует  разом и безоговорочно отменить все формы прямого обложения  доходов, не превышающих прожиточный  минимум работника (подоходный и  социальный налоги, другие удержания).

Очевидно, работники  с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в  накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Если государство не хочет  поставить их на грань вымирания, то нет смысла изымать у этих лиц  деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями  за счет того же государства.

 Наконец,  в-третьих, необходимо прекратить  налогообложение малого бизнеса.  Государство не может и не  должно карать своих граждан  за то, что они не просто  берут на себя все заботы  о своем благополучии, но еще  и создают рабочие места для  своих близких или знакомых.

Частые  изменения  в  налоговом  законодательстве  делают невозможным грамотное планирование экономической деятельности, создавая немалые трудности предприятиям. Особенно болезненными такие действия становятся для малых и средних предприятий, зачастую ставя их на грань банкротства. Постоянные изменения налоговых законов не только сдерживают рост малого и среднего бизнеса, но и препятствуют нормальному развитию крупных предприятий.

Мерой, обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства, должно стать установление на федеральном уровне основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, включая определение предельных размеров налоговых ставок. С одной стороны, это оградит хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные органы власти смогут самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные элементы налогообложения для проведения налоговой политики.

Так же, одной из основных гарантий соблюдения прав налогоплательщиков являются требования, предъявляемые НК РФ к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка введения их в действие. Согласно НК РФ органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты только по тем вопросам, которые специально оговорены в Кодексе и по которым законодатель считает необходимым передать свои права по регулированию налоговых отношений.

       Определены основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов. Отчисления в государственные внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом. Установление регрессивной шкалы налогообложения позволяет снизить общий размер отчислений в фонды и создает стимул для работодателей увеличивать выплаты своим работникам.

Развитые страны, как и развивающиеся, используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом, государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и выполнения принятых на себя программ.

Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике.

Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений  налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой  базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

Необходимо учитывать, что макроэкономические параметры  и факторы влияют в большей  степени на уровень налогового потенциала, в то время как поступления  налогов в определенной мере зависят  также от налоговой дисциплины и, нередко, от политических факторов.

Реформирование   налоговой   системы   должно   происходить постепенно на основе длительного  и тщательного анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе  России, особенно те изменения, которые  ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые  поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку  налоговая нестабильность станет тем  решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую  экономику.

С другой же стороны, чем быстрее будет обеспечена на несколько лет вперед неизменность налогового законодательства, тем лучше  будет инвестиционный климат в России, тем быстрее будут сформированы условия для начала экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям. Это отпугивает иностранных инвесторов и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. Это так же не способствует притоку инвестиций.

Стабилизация  экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося  спада производства и инфляции. Налоговая  система призвана противостоять  экономическому и финансовому кризису.

Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и в  настоящее время по своей общей  структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в  странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения. Одновременно система  классификации налогов в Российской Федерации отражает особенности  национальной экономики.

В западном опыте  создания  и функционирования эффективной  налоговой системы немало ценного  и полезного. Но при его использовании  необходимо принимать во внимание и  объективные условия, в которых  создается и развивается налоговая  система, и конкретное состояние  экономики в каждой стране, и уровень  накопленных богатств, и даже психологические  установки и традиции населения.

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических  функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

На пути к  рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее  судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает  задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической  политики.

Реформирование  налоговой системы должно проходить  таким образом, чтобы система  налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению  конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует  отменить налоги, лежащие непомерным грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь   принятыми   на   себя   международными обязательствами. Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом, система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство   оставляет   за   собой   право   на   использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

Россия переживает сейчас жесточайший экономический  кризис. Как это ни парадоксально  звучит, но именно сейчас наступает  время перемен. Необходимы комплексные  преобразования во всей структуре российской экономики. Эффективная налоговая  система является одной из важнейших  составляющих экономического процветания  страны. Об этом можно судить по зарубежным странам, где обсуждение налогов  давно уже занимает почетное место  среди экономического планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ от 04.07.2005, № 27, ст. 2717.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.10.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст. 3340, Российская газета от 25.10.2005, № 239.
  3. Горский, К.В. Некоторые параметры налоговой реформы / К.В. Горский // Финансы. – 2004. - №2. – с.22-26
  4. Жидкова, Е. Налоговые системы: исторический экскурс и российские проблемы/ Е. Жидкова // Общество и экономика. – 2009. - № 11/12. – с. 189-198
  5. Ильин, А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах / А.В.Ильин // Финансы. – 2004. - №7. – с.22-25
  6. Лыкова, Л.Н. Налоговая система России /Л.Н. Лыкова. – М.: Наука, 2005. – 444с.
  7. Лыкова, Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы / Л.Н. Лыкова // Финансы. – 2002. - №5. – с.21-25
  8. Мандрощенко, О.В. Налоги и налогообложение/ О.В. Мандрощенко. – М.: Учебное пособие, 2010. – 344с.
  9. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение / Н.В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 520с.
  10. Налоговый вестник: разъяснения, консультации, официальные документы/ Общероссийской издание. – М.: Налоговый вестник, 2009. - №10. – 128с.
  11. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М. Александров. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 228с. 
  12. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464с.
  13. Пансков, В.Г. Налоговый кодекс: Работа продолжается, проблемы остаются и множатся / В.Г Пансков // Российский экономический журнал. – 2001. - №10. – с.27-33
  14. Шаталов, С.Д. О налоговой политике России/ С.Д. Шаталов//Финансовая газета. – 2003. - №3. –с.18

 

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России