Налоговая система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция, и одно из главных условий самого существования государства. А также, налоги являются одним из основных условий на пути экономического и социального процветания общества. В истории не известно ни одного случая, когда бы государство могло обходиться без налогов. Поскольку требуется определенная сумма денежных средств для выполнения государственных функций по удовлетворению коллективных потребностей. И эти денежные средства могут быть собраны только посредством налогов. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

Институт  экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

 

 

 

Экономический факультет

 

 

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

Налоговая система современной  России

(курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент I курса ДО гр. 801             ________ Азаревич М.А.

Научный руководитель: к.э.н., ст преподаватель  ________ Гарипова В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные  Челны – 2011

 

Содержание

 

 

 

АННОТАЦИЯ

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

TAX SISTEM OF MODERN RUSSIA

 

 

Введение

Взимание налогов  – древнейшая функция, и одно из главных условий самого существования  государства. А также, налоги являются одним из основных условий на пути экономического и социального процветания общества. В истории не известно ни одного случая, когда бы государство могло обходиться без налогов. Поскольку требуется определенная сумма денежных средств для выполнения государственных функций по удовлетворению коллективных потребностей. И эти денежные средства могут быть собраны только посредством налогов. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

  Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

 На пути  к рыночной экономике налоги  становятся наиболее действенным  инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

 Особенность  реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

 Другая особенность  экономической реформы в России  заключается в повышении роли  хозяйствующих субъектов и усиление  государственного контроля за  деятельностью предпринимательской  сферы.

 Платить  налоги обязаны все. Однако  это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны.

 Но налоги  необходимы: с помощью налогов  государство воздействует на  многие, в том числе экономические,  процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

 Данная тема  – «Налоговая система современной  России» - сложна, интересна и  в то же время важна, потому  что одним из важнейших условий  стабилизации финансовой системы  любого государства является  обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

 Цель данной  работы – раскрыть налоговую  систему России, её сущность, проблемы  и перспективы развития.

 

 

 

  1. Теоретические аспекты налогов, взимаемых на территории России

    1. Понятие и функции налогов

Как известно, налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, флота, чиновников и других нужд. 
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

В ст.8 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) дается следующее понятие налога и сбора:

1. «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

2. «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

В литературе также  можно найти немало определений  налога, но наиболее существенные его признаки следующие:

  • налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;
  • налог взимается не произвольно, а на основании законно установленных правил;
  • налог — это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;
  • налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не стоит в определенной количественной связи с ними.
  • налог — не штраф, не наказание, и, в отличие от штрафа, он никогда не может иметь целью уничтожение или умаление своей собственной основы;
  • налог — это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и который при необходимости взимается принудительно. Эта неотъемлемая черта налога вовсе не делает его чем-то недемократичным. Как заметил итальянский финансист Ф. Нитти, правопорядок тоже обеспечивается государством принудительно, но это как раз является одной из гарантий демократии.

Исходя из этих характеристик, налог можно определить как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством на законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественными понятию налога являются исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины: сбор, пошлина, платеж, акциз.[6144-6145]

Изъятие государством  в свою пользу определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса составляет сущность налога.

За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджете и во внебюджетных фондах (социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования).

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (от лат. functio — исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. По словам крупнейшего советского экономиста В.П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории — проявление ее сущности в действии, т.е. выражение общественного назначения данной экономической категории».

Каждая из выполняемых  налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.[6224]

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях.

Единство функций  обусловливает взаимную и внутреннюю противоречивость, а также самостоятельность каждой функции налогов. Вместе с тем в совокупности все функции налогов предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.

Схематично  функции налога показаны на рис.1

 

Рис. 1 Функции  налога

 

Рассмотрим  суть и механизмы налоговых функций.

Фискальная функция является основной функцией налога. Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Ведь в конечном счете с помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значение фискальной функции возрастает, что является ответной реакцией на международное обобществление капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение процесса современного производства, возникновение новых социальных проблем. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно  связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.[6227]

Устанавливая  систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченных членов общества на содержание наименее обеспеченных граждан.

Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Поэтому не случайно распределительную  функцию достаточно часто называют еще и социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

Как активный участник распределительных и перераспределительных  процессов, налоги не могут не оказывать  существенного воздействия на сам  процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

С помощью налогов  государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

Одновременно  следует отметить, что и распределительная, и стимулирующая функции налогов направлены на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта. Хотя регулирующая функция преимущественно реализуется в макроэкономическом аспекте, а стимулирующая функция налогов в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.

С распределительной  и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная  функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.[6228-6229]

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговую льготу, налоговый оклад.

  • Субъект налога, или налогоплательщик, — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
  • Объект налога — предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог.
  • Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
  • Единица обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу — денежная единица страны; по земельному налогу — гектар, акр).
  • Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
  • Налоговый оклад, или сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с объекта обложения, взимается в трех формах:

-     «у источника» (взимание налога до получения прибыли);

-  взимание налога по декларации (официальному заявлению о полученных прибылях за определенный период)

- по кадастру (перечню типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта).

    1. Виды налогов и их классификация

На сегодняшний  день налогов насчитывается огромное количество, что и стало причиной для их классификации.

Классификация налогов, их группировка в зависимости от целей анализа может вестись по самым разным признакам: способ уплаты — денежные и натуральные; время действия - обыкновенные и чрезвычайные; уровень компетенции — государственные и местные. Широкое применение находит деление налогов на прямые и косвенные.

Информация о работе Налоговая система современной России