Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция, и одно из главных условий самого существования государства. А также, налоги являются одним из основных условий на пути экономического и социального процветания общества. В истории не известно ни одного случая, когда бы государство могло обходиться без налогов. Поскольку требуется определенная сумма денежных средств для выполнения государственных функций по удовлетворению коллективных потребностей. И эти денежные средства могут быть собраны только посредством налогов. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными — ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, прямой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный — с той деятельностью, которой он занимается.
Типичными примерами прямых налогов являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.
В разной литературе приводится также множество классификций. Рассмотрим некоторые из них:
По субъекту уплаты налоги подразделяются на: налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.
По принадлежности к звеньям бюджетной системы:
По объекту обложения:
По способу обложения:
По применяемой ставке:
По назначению:
По источнику обложения:
В международной
классификации часто
2.1. Налоговая система РФ
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему
Налоговые отношения как отношения, возникающие по поводу уплаты налогов и сборов, в цивилизованном обществе организационно оформляются в соответствии с теми задачами, которые ставятся государством на исторических этапах своего развития. В совокупности это находит отражение в таком понятии, как «налоговая система». Налоговая система любого государства создается в целях обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед государством: поддержание внешней и внутренней безопасности страны, государственное управление, развитие экономики, проведение социальной политики и др.
Общепринятого определения налоговой системы в российской научной литературе в настоящее время нет. Отсутствует оно и в Налоговом кодексе РФ.
Но налоговая система, как и любая другая система, — это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов, объединенных общими сущностными признаками, целями и задачами, находящимися в определенной соподчиненности между собой, образуя диалектическое единство. Но ранее в действовавшем Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991—2004) давалось следующее определение: «Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке». Однако такое содержание понятия «налоговая система» не удовлетворяло ни ученых, ни практиков. Основная причина состояла в том, что данное определение сводилось к простой совокупности обязательных платежей, без указания иных элементов и связей между ними, без которых не существует система в целом.
Существуют спорные мнения авторов в определении «Налоговая система». В соответствии с законодательным определением и В.М. Пушкарёва предлагает своё определение: «Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль».[16]
Т.Н. Клементьева дает свое определение: «понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закреплённых в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства»51.
Ещё более упрощённый вариант «находит» А.А. Пилипенко: «Налоговая система - это основанная на предусмотренных налоговым законодательством принципах система установленных законом налогов и сборов, взимаемых на территории государства»52.
И подводя итоги к рассмотрению проблемы понятия «налоговая система», приведем еще одно определение данной категории. «Налоговая система Российской Федерации — это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов.
Чтобы раскрыть содержание налоговой системы, определим элементы, ее составляющие.
Совокупность взимаемых государством с организаций и физических лиц (налогоплательщиков) различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений общепризнанно является важнейшим элементом налоговой системы, но не единственным.
Организация налоговых отношений есть результат действия надстройки, государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенцию (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных) в сфере налоговых отношений. В процессе деятельности законодательных и исполнительных органов власти вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, механизм исчисления налоговых платежей.
Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности является совокупность налоговых органов. Они организуют и осуществляют контроль за правильностью исчисления налогов и за полнотой и своевременностью их уплаты, а также привлекают к ответственности за нарушение налогового законодательства. Совокупность налоговых органов также нередко называют налоговой системой.
Исходя из рассмотренных элементов налоговой системы, можно дать следующую дефиницию этого понятия. Налоговая система — система экономико-правовых отношений, реализующихся в совокупности налогов, уплачиваемых и взимаемых в государстве; правах и обязанностях (компетенциях) государственных органов власти и управления в области налогов; действиях совокупности уполномоченных (специализированных) органов в налоговой сфере. Элементы налоговой системы представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Элементы налоговой системы
Содержание
второго и третьего элементов
налоговой системы может быть конкретизировано как отражающее
результат деятельности надстройки. Таким
образом, налоговая система представляет
собой систему диалектически связанных
между собой таких трех элементов, как
совокупность налогов и сборов, установленных
в законодательном порядке; форм, принципов
и методов их построения (налоговый механизм);
форм и методов налогового контроля и
мер ответственности за нарушение налогового
законодательства.[6438,6445-
Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что правом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Другими словами, законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.
Правом устанавливать налоги своего уровня обладают также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Российская Федерация может устанавливать лишь некоторые элементы данных налогов, такие, как предельная ставка налогов, особенности порядка уплаты налога и др. Однако иногда федеральные органы власти берут на себя функцию установления региональных и местных налогов (например, в отношении налога на имущество физических лиц, земельного налога, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).
На сегодняшний день налоговым законодательством России установлены федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, действуют специальные налоговые режимы.[НК РФ 12-15], .[Теория и практика налогообложения с.67-68]
Федеральные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. К ним относятся:
Региональные налоги (налоги субъектов Российской Федерации) — налоги, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие региональными законами и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов. Их три:
Местные налоги устанавливаются и вводятся в соответствии с НК РФ местными правовыми актами и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся:
Специальные налоговые режимы предполагают особый, предусмотренный НК РФ порядок обложения и включают:
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов федерального, регионального или местного уровня. Например, при применении упрощенной системы налогообложения в 2009 году не уплачивались следующие виды налогов:
Для того, чтобы налог можно было считать установленным, должны быть выполнены следующие основные условия:
В целях стимулирования отдельных отраслей деятельности или категорий предприятий, выполнения социальных функций государства региональные и местные законодательные акты о налогах и сборах могут предусматривать льготы по отдельным налогам и специальные основания применения их налогоплательщиками.