Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция, и одно из главных условий самого существования государства. А также, налоги являются одним из основных условий на пути экономического и социального процветания общества. В истории не известно ни одного случая, когда бы государство могло обходиться без налогов. Поскольку требуется определенная сумма денежных средств для выполнения государственных функций по удовлетворению коллективных потребностей. И эти денежные средства могут быть собраны только посредством налогов. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
В отношении региональных и местных налогов органы власти соответствующего уровня могут варьировать в пределах, заданных Налоговым кодексом, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты.
На протяжении многих лет Россия находится в состоянии реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития.
На современном этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации и организации бюджетных отношений особую актуальность получают вопросы совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов как регионального уровня, так и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем совершенства налогового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.
Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:
В основных направлениях налоговой политики на 2009-2011 годов совершенствование налоговой системы сводится к решению частных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению «общей налоговой нагрузки».
В результате темпы роста промышленного производства, по данным Росстата, снижаются год от года (2003 — 8,9%, 2004 — 8,3% 2005 — 4%, 2006 — з,9%); недопустимо высок (более 50%) уровень «теневых» доходов, растет имущественное расслоение населения (в 2006 году доходы 10% «богатых» в 15,3 раза превысили доходы 10% «бедных», в 2005 году—в 14 раз); структура произведенного ВВП говорит о дальнейшем росте сырьевой зависимости России.
Большинство принимаемых мер направлено на повышение собираемости налогов. Но другая, простая и очевидная мера, давно испытанная в странах Запада, даже не упоминается — перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов. А именно она, на наш взгляд, была бы более эффективна, чем контроль десятков тысяч счетов-фактур при проверке правильности возмещения и уплаты НДС.
Сложность процедур — одна из главных причин коррупции. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов, следует выделить особо. Здесь цена ошибки может быть особенно велика.
А.Л. Кудрин напомнил, что в Послании Президента Российской Федерации предложено Правительству и Министерству финансов подготовить новый комплекс предложений по стимулированию инновационной деятельности. В связи с этим Минфин подготовил и внёс на рассмотрение Правительства предложения, связанные с поддержкой инновационной деятельности, реализация которых должна позволить отечественной промышленности переоснащаться, снижать издержки, стать конкурентоспособной в сложных условиях сокращения мирового спроса и борьбы за рынки.
Сейчас разрабатываются критерии того, какие компании следует отнести к группам, которые получат дополнительное освобождение от страховых платежей. Должны быть отобраны те группы предприятий, которые сегодня наиболее важны для продвижения вперед российской экономики. Для них будут установлены страховые платежи — 14%, которые предполагается сохранить до 2015 г., а с 2016 г. до 2019 г. постепенно повышать платежи, чтобы к 2020 г. выйти на общий режим.
Предлагается также освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации в связи с необходимостью сделать прорыв в применении энергоэффективного оборудования. Поскольку налог на имущество — региональный. такая льгота на определенный период должна вводиться федеральным решением, чтобы не ставить субъекты Федерации перед необходимостью выбирать между доходами и прогрессом в энергоэффективности.
Упрощение налогообложения некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, образования и здравоохранения (вплоть до установления нулевой ставки налога на прибыль) Минфин предлагает распространить не только на некоммерческие организации, которые свою прибыль направляют на основную деятельность, но и на коммерческие предприятия. Все предприятия в области науки, образования и здравоохранения должны быть освобождены от налога на прибыль.
Стратегической целью остается введение налога на недвижимость, но это — сложная работа в связи со сложностью правил определения рыночной стоимости. Рассматривается целый ряд мер по добыче полезных ископаемых, переходу к налогу на добавочный доход при добыче углеводородного сырья.
К другим предложениям относится законопроект, который уже находится в Госдуме, по трансфертному ценообразованию. Все его ждали много лет, особенно субъекты Федерации, заинтересованные в том, чтобы плательщики не «перебегали» из субъекта в субъект. Навести порядок помогут: введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций, ограничение применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, введение правил налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, переход к использованию счетов-фактур в электронном виде.
Наконец, последнее — это освобождение от налога на прибыль реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии длительного срока владения этими бумагами. Это имеет отношение к компаниям, особенно венчурным, малым фирмам, которые еще не обращаются на рынке, но преследуют цель — раскрутить инновации, сделать компанию капитализированной и на этом заработать. Такие компании надо в первую очередь стимулировать тем, что прирост капитальной стоимости не будет облагаться налогом при продаже пакета.
Таковы основные из предложений, которые, как отметил А.Л. Кудрин, будут рассмотрены в ближайшее время.
Заключение
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношение налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.
За относительно небольшой период российская налоговая система прошла большой и сложный путь развития, неоднократно претерпевая серьезные изменения, прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения. Одновременно система классификации налогов в Российской Федерации отражает особенности национальной экономики.
Существующая в России налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: совершенствование методик исчисления налогов; совершенствование налогового документооборота, реформирование системы налогового администрирования, уточнении видов налогов и сборов и др.
За годы реформирования налоговой системы РФ достигнуто уже много положительных результатов, однако для целенаправленного развития нашей страны процесс совершенствования налоговой системы должен быть неотъемлемой частью социально-экономической политики государства.
Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы: