Налоговая система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция, и одно из главных условий самого существования государства. А также, налоги являются одним из основных условий на пути экономического и социального процветания общества. В истории не известно ни одного случая, когда бы государство могло обходиться без налогов. Поскольку требуется определенная сумма денежных средств для выполнения государственных функций по удовлетворению коллективных потребностей. И эти денежные средства могут быть собраны только посредством налогов. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

В отношении региональных и местных налогов органы власти соответствующего уровня могут варьировать в пределах, заданных Налоговым кодексом, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты.

2.2. Пути совершенствования  налоговой системы России

На протяжении многих лет Россия находится в состоянии реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития.

На современном  этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации и организации бюджетных отношений особую актуальность получают вопросы совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов как регионального уровня, так и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем совершенства налогового законодательства Российской Федерации.

Цель  реформирования налогового законодательства заключается в:

  • увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;
  • повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;
  • снижении административных издержек исполнения налогового законодательства государственных органов и налогоплательщиков;
  • закреплении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • уточнении видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации;
  • реформирование системы налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога;
  • обеспечение стабильности налогового законодательства хотя бы в среднесрочной перспективе;
  • совершенствование методик исчисления налогов;
  • совершенствование налогового документооборота и др.

Таким образом, со времени появления налогов  проблема совмещения интересов государства  и прав налогоплательщиков стоит  на первом месте. Государство стремится  максимально пополнить казну, а  налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Реальная налоговая  реформа должна удовлетворять следующим  требованиям:

1) предельное  упрощение налоговой системы  и максимальное использование  экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительное бремя на прирост прибыли;

2) существенное  увеличение доходов государства  за счет расширения налогооблагаемой  базы в сторону теневой экономики;

3) выведение  вопросов социальной политики  за пределы налоговой системы. Их решение возлагается на иные формы государственного регулирования, для которых создается надежная финансовая база;

4) предоставление  субъектам Федерации самостоятельных  налоговых источников, соответствующих  объему их конституционных функций;

Весь  смысл налоговой реформы сводится к следующим позициям. Это снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых  льгот. Реформа подразумевает изменение  принципов построения налоговой системы: оптимизация соотношения между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, пока отсутствующий. Налоговая реформа должна, далее, нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение теневого оборота, по некоторым оценкам составляющего в экономике России 40%. К сожалению, соответствующие реформационные цели пока не формулируются.

В основных направлениях налоговой политики на 2009-2011 годов совершенствование налоговой системы сводится к решению частных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению «общей налоговой нагрузки».

В результате темпы  роста промышленного производства, по данным Росстата, снижаются год от года (2003 — 8,9%, 2004 — 8,3% 2005 — 4%, 2006 — з,9%); недопустимо высок (более 50%) уровень «теневых» доходов, растет имущественное расслоение населения (в 2006 году доходы 10% «богатых» в 15,3 раза превысили доходы 10% «бедных», в 2005 году—в 14 раз); структура произведенного ВВП говорит о дальнейшем росте сырьевой зависимости России.

Большинство принимаемых  мер направлено на повышение собираемости налогов. Но другая, простая и очевидная  мера, давно испытанная в странах Запада, даже не упоминается — перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов. А именно она, на наш взгляд, была бы более эффективна, чем контроль десятков тысяч счетов-фактур при проверке правильности возмещения и уплаты НДС.

Сложность процедур — одна из главных причин коррупции. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов, следует выделить особо. Здесь цена ошибки может быть особенно велика.

А.Л. Кудрин напомнил, что в Послании Президента Российской Федерации предложено Правительству и Министерству финансов подготовить новый комплекс предложений по стимулированию инновационной деятельности. В связи с этим Минфин подготовил и внёс на рассмотрение Правительства предложения, связанные с поддержкой инновационной деятельности, реализация которых должна позволить отечественной промышленности переоснащаться, снижать издержки, стать конкурентоспособной в сложных условиях сокращения мирового спроса и борьбы за рынки.

Сейчас разрабатываются  критерии того, какие компании следует  отнести к группам, которые получат  дополнительное освобождение от страховых платежей. Должны быть отобраны те группы предприятий, которые сегодня наиболее важны для продвижения вперед российской экономики. Для них будут установлены страховые платежи — 14%, которые предполагается сохранить до 2015 г., а с 2016 г. до 2019 г. постепенно повышать платежи, чтобы к 2020 г. выйти на общий режим.

Предлагается  также освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации в связи с необходимостью сделать прорыв в применении энергоэффективного оборудования. Поскольку налог на имущество — региональный. такая льгота на определенный период должна вводиться федеральным решением, чтобы не ставить субъекты Федерации перед необходимостью выбирать между доходами и прогрессом в энергоэффективности.

Упрощение налогообложения  некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, образования  и здравоохранения (вплоть до установления нулевой ставки налога на прибыль) Минфин предлагает распространить не только на некоммерческие организации, которые свою прибыль направляют на основную деятельность, но и на коммерческие предприятия. Все предприятия в области науки, образования и здравоохранения должны быть освобождены от налога на прибыль.

Стратегической  целью остается введение налога на недвижимость, но это — сложная работа в связи со сложностью правил определения рыночной стоимости. Рассматривается целый ряд мер по добыче полезных ископаемых, переходу к налогу на добавочный доход при добыче углеводородного сырья.

К другим предложениям относится законопроект, который уже находится в Госдуме, по трансфертному ценообразованию. Все его ждали много лет, особенно субъекты Федерации, заинтересованные в том, чтобы плательщики не «перебегали» из субъекта в субъект. Навести порядок помогут: введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций, ограничение применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, введение правил налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, переход к использованию счетов-фактур в электронном виде.

Наконец, последнее  — это освобождение от налога на прибыль реализованного прироста капитальной  стоимости ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии длительного срока владения этими бумагами. Это имеет отношение к компаниям, особенно венчурным, малым фирмам, которые еще не обращаются на рынке, но преследуют цель — раскрутить инновации, сделать компанию капитализированной и на этом заработать. Такие компании надо в первую очередь стимулировать тем, что прирост капитальной стоимости не будет облагаться налогом при продаже пакета.

Таковы основные из предложений, которые, как отметил А.Л. Кудрин, будут рассмотрены в ближайшее время.

 

Заключение

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.

Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация  налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так  как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношение налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.

За относительно небольшой период российская налоговая система прошла большой и сложный путь развития, неоднократно претерпевая серьезные изменения, прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения. Одновременно система классификации налогов в Российской Федерации отражает особенности национальной экономики.

Существующая  в России налоговая система нуждается  в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: совершенствование методик исчисления налогов; совершенствование налогового документооборота, реформирование системы налогового администрирования, уточнении видов налогов и сборов и др.

За годы реформирования налоговой системы РФ достигнуто уже много положительных результатов, однако для целенаправленного развития нашей страны процесс совершенствования налоговой системы должен быть неотъемлемой частью социально-экономической политики государства.

Рассмотрев и проанализировав  современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

  • обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью - это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;
  • налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;
  • при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ
  •  
  1. Акинин, П. В. Налоги и налогообложение / П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 496 с.
  1. Гончаренко, Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебное пособие / Л.И. Гончаренко. — М. : ИНФРА-М, 2009 .— 318 с.
  2. Калинина, О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты / О.В. Калинина // Финансы и кредит : научно-практический и теоретический журнал. -  2011 .— № 3 (435) .— С.43-51.
  3. Кашин, В. А. О путях совершенствования налоговой системы / В. А. Кашин, М. Д. Абрамов // Налоговая политика и практика : Научно-информационное издание. - 2008 .— №9(69) .— С. 4 - 9.
  4. Клементьева, Т.Н. Некоторые вопросы налогового администрирования / Т.Н. Клементьева // Финансовое право. – 2007. - №9. - С.24
  5. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: учеб. пособие / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 423 с.
  6. Малис, Н.И. Теория и практика налогообложения : учебник / под ред. Н.И. Малис.- М. : Магистр, 2010. – 384 с.
  7. Медведев, Д. Выступление Дмитрия Медведева на форуме "Россия 2008-2020. Управление ростом" / Д. Медведев // Налоги : информационно-аналитическая газета.— 2008 .— № 10 (564) .— С.1-12.
  8. Медведева, О.В. Законопроект новый, а проблемы?.. / О.В. Медведева // Налоговая политика и практика. – 2011. - №3 (99). – С. 22-28.
  9. Налоговый кодекс : части первая и вторая.— с изм. и доп. на 10.04.2010 .— М. : ЭКСМО, 2010 .— 560 с.
  10. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник / В.Г. Пансков .— Изд. 2-е, перер<spa

Информация о работе Налоговая система современной России