Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть налоговую систему России, её особенности, противоречия и пути их преодоления.
Задачи:
1.Изучить понятия налоговой системы;
2.Выявить особенности и противоречия действующей налоговой системы России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Социально-экономическое содержание налоговой системы…….....5
1.1 Налоги: природа, сущность и функции…………………..5
1.2 Становление и развитие налоговой системы в РФ……...12
1.3 Налоговая система после кризиса 2008 года ……………18
Система налогов Российской Федерации….……………………….23
2.1Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России…….............….……………….............24
2.2 Перспективы развития налоговой системы России.…….32
Заключение……………………………………………………………… 38
Список использованных источников………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 74.19 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Налоговая система после  кризиса 2008 года

 

В новом 2009 году налоговое законодательство серьезно изменилось. Есть изменения, безусловно, положительные для налого плательщиков, есть - не очень, есть и не вполне определенные - каковы они, покажет практика их применения. Особый отпечаток на большинство этих изменений наложил тот факт, что принимались они в период кризиса и, по-видимому, в спешке. Отсюда порой и не самые продуманные решения.

Поправки в НДФЛ

Граждане, приобретающие на территории России жилье, получили увеличение имущественного налогового вычета с 1000000 рублей до 2000000 рублей - пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Причем это изменение распространяется на правоотношения с 1 января 2008 года.

В пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ внесена поправка, согласно которой физические лица должны самостоятельно уплачивать НДФЛ не только в отношении проданного ими собственного имущества, но также и имущественных прав.

Главное, исправлена досадная ошибка законодателя в пп. 7 п. 1ст. 228 НК РФ, согласно которой физические лица, только получившие подарки (за исключением случаев, указанных в п. 18.1 ст. 217 НК РФ) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обязаны будут исчислять налог самостоятельно. В отношении подарков, которые получают от организаций и индивидуальных предпринимателей, эти организации и индивидуальные предприниматели по-прежнему должны исполнить обязанности налогового агента.

Поправки по налогу на прибыль организаций

В состав доходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, включены "капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем". Напомним, что раньше в 25-й главе говорилось только о неотделимых улучшениях в арендованное имущество. Благодаря федеральному закону от 26.11.2008 N 224-ФЗ "справедливость" в отношении объектов, полученных по договору безвозмездного пользования, восстановлена.

Расширен текст п.2 ст. 254 НК РФ. Законодатели пришли к выводу, что излишки появляются не только после демонтажа и разборки основных средств, но также и после их ремонта, и эти излишки могут быть не только в форме материально-производственных запасов, но и прочего имущества.

 

Наряду с 10% амортизационной премии законодатель установил амортизационную премию- не более 30 процентов первоначальной стоимости основных средств. Правда, не для всех основных средств, а только входящих в состав третьей - седьмой амортизационных групп. Такой же размер амортизационной премии предусмотрен для расходов на реконструкцию, модернизацию и т.п. работы, если они проведены в отношении вышеуказанных основных средств (п.9 ст. 258 НК РФ).

Правда, в этом же пункте указано, что если налогоплательщик использует амортизационную премию, а потом продаст это основное средство ранее, чем истекут пять лет с момента его ввода в эксплуатацию, то сумму амортизационной премии придется восстановить и включить в состав доходов. Причем данная норма распространяется на объекты основных средств, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 года.

В ст. 263 НК РФ добавлен пункт 10. Наконец-то у законодателей дошли руки до того, чтобы разрешить включать в налоговые расходы затраты "на другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности". И теперь налогоплательщикам не придется отстаивать это право с "боем" через арбитражный суд.

В налоговом учете будет позволено в составе внереализационных расходов учитывать не только расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, но и аналогичные расходы в отношении нематериальных активов - пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Но обратите внимание, что с нового года признать внереализационным расходом будет возможно суммы недоначисленной амортизации только в случае, если амортизация начислялась линейным методом.

Налоговая ставка по налогу на прибыль снижается до 20 процентов. Причем снижение производится исключительно за счет той части налога, которая перечислялась в федеральный бюджет - она снижена с 6,5 до 2,5 процента.

В связи с введением в действие нового варианта исчисления нелинейного метода амортизации пришлось срочно вносить изменения в п. 2 ст. 288 НК РФ. Напомним, что эта статья описывает порядок распределения прибыли среди обособленных подразделений для целей уплаты налога на прибыль. Так вот, для этого необходима остаточная стоимость амортизируемого имущества. Теперь для тех организаций, что перешли на нелинейный метод начисления амортизации, разрешено для расчета остаточной стоимости использовать данные бухгалтерского учета.

Интересная антикризисная мера - приостановить действие абз. 4 п. 1 ст. 269 до 31.12.09. Если вы посмотрите, что это такое, то это порядок признания предельной величины процентов по займам и кредитам в размере не более 1,1 ставки рефинансирования Банка России по рублевой задолженности и 15 процентов - по валютной. Что же остается? В отсутствие долговых обязательств перед российскими организациями на сопоставимых условиях согласно ст. 8 закона N 224-ФЗ налогоплательщик определяет расходы в соответствии с новыми лимитами - в размере 1,5 ставки рефинансирования Банка России для рублевой задолженности и 22 процентов - для валютной.

Упрощенная система налогообложения

Новая редакция п. 2 ст. 346.20 НК РФ предоставляет право субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Ставка может изменяться только в отношении налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Федеральным законом от 24.11.08 N 208-ФЗ п. 2 ст. 346.14 НК РФ дополнен положением, согласно которому налогоплательщик, применяющий УСН, получает право ежегодно менять объект налогообложения. Для этого достаточно уведомить об этом налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором планируется изменить объект налогообложения. Таким образом, у налогоплательщиков остается теоретический шанс успеть выбрать тот объект налогообложения по УСН, который будет реально выгоднее в 2009 году.

Дополнительные меры

Некоторые положения закона N 224-ФЗ не относятся непосредственно к тексту НК РФ, но вносимые изменения вызваны наступившим и усугубляющимся мировым финансовым кризисом.

Так, федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ дополнен следующими положениями.

Во-первых, для тех организаций, что уплачивали ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам предыдущего отчетного периода, получили в 4-м квартале 2008 года право на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При условии, разумеется, своевременного оповещения об этом налоговой инспекции и отражения изменений в учетной налоговой политике.

Эта мера должна помочь тем организациям, которые до разрастания кризиса получали хорошую прибыль, а после этого скатились в зону убытков. Но к сожалению, данной мерой смогут воспользоваться налогоплательщики только при уплате авансового платежа 29 декабря 2009 года.

Во-вторых, организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, с 1 января 2009 года указанный коэффициент применять не должны. Правда, законодатель забыл об автомобилях и микроавтобусах стоимостью соответственно 300000 руб. и 400000 руб., по которым Министерство Финансов России настаивал на применении специального коэффициента 0,5.

В-третьих, для экспортеров установлена дополнительная льгота для подтверждения права на нулевую налоговую ставку по НДС. Не для всех, а для тех, кто поместил товары под таможенный режим экспорта в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года. К сроку в течение 180 календарных дней, отведенных на эти цели в п. 9 ст. 165 НК РФ, добавлено еще 90 дней (согласно ст. 6.1 - рабочих). Соответствующее изменение внесено и в п. 9 ст. 167 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Система налогов Российской Федерации

2.1 Особенности и противоречия  действующей налоговой системы  в России.

Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России, по мнению многих ученых и авторов, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

  Таблица 1. Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2008-2012 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Налоговые доходы всего в текущих ценах

3735,2

4742,1

7054,4

8680,7

10758,6

Налог на прибыль организаций

526,5

876,6

1332,7

1670,0

2172,3

НДФЛ

455,7

574,5

707,3

930,4

1266,2

НДС

882,1

1069,7

1472,2

1511,2

2261,8

Акцизы

347,7

247,2

253,7

270,6

254,7

Налоги на имущество юридических лиц

137,8

146,8

253,1

310,8

411,2

Платежи за пользование природными ресурсами

395,8

581,0

1001,6

1281,5

1317,5

Единый социальный налог

364,6

442,2

267,9

316,0

405,1

Прочие налоги и сборы

85,6

96,8

69,3

56,4

121,6


 

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на имущество юридических лиц, платежи за пользование природными ресурсами. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Обобщив результаты исследований, проведенных отечественными учеными и специалистами, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей страны:

1) переоценка роли налога на прибыль, от уплаты которого можно уклониться, зная особенности налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В частности, в зависимости от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.

2) сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производится из одних и тех же налоговых источников. Этого можно избежать, если в бюджете предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда в бюджете будет определенная статья, на счет которой законом предусматривается перечисление определенной суммы средств. В данном случае:

Информация о работе Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления