Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:45, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть налоговую систему России, её особенности, противоречия и пути их преодоления.
Задачи:
1.Изучить понятия налоговой системы;
2.Выявить особенности и противоречия действующей налоговой системы России;
Введение…………………………………………………………………...3
Социально-экономическое содержание налоговой системы…….....5
1.1 Налоги: природа, сущность и функции…………………..5
1.2 Становление и развитие налоговой системы в РФ……...12
1.3 Налоговая система после кризиса 2008 года ……………18
Система налогов Российской Федерации….……………………….23
2.1Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России…….............….……………….............24
2.2 Перспективы развития налоговой системы России.…….32
Заключение……………………………………………………………… 38
Список использованных источников………………………………….. 39
3) принижение роли налога на имущество физических и юридических лиц. Из анализа собираемости налогов в РФ следует, что нельзя принижать роль и значение данного вида налога в общем бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7% в общем Консолидированном бюджете РФ, 0,1-02% в федеральном, 9% в региональных и до 10% в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета.
4) в законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли. Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.
5) необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налогом органе влечет за собой штрафные санкции в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаты налога и так далее.
6) необоснованное большое количество налогов и сборов - при этом многие налоги по своему назначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или, в конечном счете, заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов;
7) взимание одновременно нескольких видов налогов с одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке, взимается и НДС, и акциз. Их природа одна и та же, но налог взимается дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения.
8) необоснованность достаточно высоких налоговых ставок на отдельные виды налогов и сборов.
9) необоснованность введения и взимания НДС со всех видов товаров, работ и услуг с достаточно большой налоговой ставкой в 18%. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.
10) бессистемность и поспешность внесения изменений, поправок, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризует налоговую систему как самую нестабильную и непредсказуемую, что делает непредсказуемыми бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт (ОСАГО) не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.
11) налоговая система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной большим числом налогов, сборов и платежей, огромным числом чиновников всех рангов и к тому же малоэффективной и неэкономичной. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).
12) налоговая система РФ не имеет национальной окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности:
Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой.
Основные различия касаются:
Налоговая система нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие налоговое законодательство, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в действие чаще всего без всякой нужды в середине года, что лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной сдачей балансов.
Одной из главных проблем реформы отечественной налоговой системы является то, что в ней нет комплексности, реформы зачастую оторваны от народного хозяйства. При внесении изменений в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых можно ждать в других секторах экономики.
По мере развития рыночных отношений, присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.
Неясность и нестабильность норм налогового законодательства, его противоречивость оставляют огромное пространство для деятельности правоприменительных и праворазъяснительных органов. В этот процесс включены налоговые органы, разъясняющие и применяющие нормы налогового законодательства в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, Министерство финансов Российской Федерации, осуществляющее разъяснения налогового законодательства по запросам налогоплательщиков. И, наконец, органы судебной власти, рассматривая споры налогоплательщиков с налоговыми органами, ставят, как правило, последнюю точку при толковании и применении норм налогового законодательства.
2.2. Перспективы развития налоговой системы России
Налоговый курс государства в целом не изменится, по-прежнему основной упор делается на создании более комфортных условий взимания налогов и налогового администрирования. Так на что же можно рассчитывать налогоплательщикам в ближайшем будущем? Структурно Основные направления налоговой политики состоят из следующих частей:
1) основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде;
2) меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов;
3) сравнительный анализ
В 2013 году государством был начат налоговый маневр, заключающийся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Ставя задачи на 2014 год и период 2015 – 2016 годов, Министерство Финансов констатирует, что существенных изменений в структуре налоговой системы, а также введения новых налогов в среднесрочном периоде не требуется. Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет реализовываться путем мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.
В целях налогового стимулирования Министерство Финансов предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, Министерство Финансов планирует внести изменения по следующим направлениям:
Следуя по тексту Основных направлений налоговой политики, остановимся на самых важных для большинства налогоплательщиков преобразованиях.
Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет нацелено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала. Приоритетной задачей станет выравнивание налоговой нагрузки доходов от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества). Минфин предлагает перераспределить налоговое бремя таким образом, чтобы за счет урезания льгот владельцам недвижимости и вкладчикам банков инвесторы фондовой биржи получили налоговые преференции.
Информация о работе Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления