Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является налоговая система как система общественных отношений регулируемая нормами права.
Предмет исследования – процессы развития, формирования и функционирования налоговой системы в рыночной экономике, налоговые системы зарубежных стран и Российской Федерации. Роль органов внутренних дел в налоговой системе.
Методы исследования. В данной курсовой работе я использую такие общенаучные методы исследования как дедукция, наблюдение, индукция, описание, сравнение, анализ, теоретический метод и другие.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3
1. Состав и структура налогов, их характеристика.
1.1. Состав и структура налогов, их характеристика..........................6
1.2. Функции налоговой системы.........................................................9
1.3. Классификация налоговой системы.............................................11

2. Роль налоговой системы в рыночной экономике
2.1. Налоговые системы, общее и различие.......................................18
2.2. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации.28
Заключение......................................................................................................31
Список использованных источников............................................................34

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 1.

Таблица 1

Удельный вес налоговых поступлений в разных странах по отношению к 
ВВП (%) 7

 

Страна

Доля налогов и обязательных платежей

Доля налогов без обязательных платежей

Австрия

45.6

29.8

Бельгия

46.5

31.2

Великобритания

33.8

27.8

Германия

42.8

23.2

Дания

52.9

49.8

Испания

35.6

21.8

Италия

42.8

27.5

Канада

36.4

31.1

Нидерланды

44.9

26.7

США

31.9

22.8

Франция

46.4

24.8

Швеция

54.3

38.2

Япония

28.7

18.3

Россия (2002)

30.8

22.2


Исходя из этих данных мы можем сделать несколько выводов.

Первое, большинство стран мира с развитой экономикой на данный момент, можно сказать, достигли максимально допустимого уровня перераспределений через налоговую систему ВВП и национального дохода. Из-за этого обеспечение дальнейшего прироста поступлений доходов в бюджет этих стран возможно по большей части за счет изменений структуры налоговых изъятий, а так же обеспечения на данной основе непосредственной зависимости роста налогов от роста ВВП. Прирост же ставок налогов, так же как и отмена льгот по ним сказываются для данных стран как экономическими, так и отрицательными социальными последствиями.

Второе, можно сделать вывод о том, что налоговая ноша для налогоплательщиков в России не столь велика, как это часто трактовалось в экономической литературе. И вправду, уровень налоговых изъятий в России в недавние годы не превышает 32% ВВП.

Так же и с показателем налогового поступления в ВВП – в среднем по России. На первый взгляд все вроде бы в норме, налоговая нагрузка находится в рамках допустимой нормы, как и показатели остальных стран. Но только прямой анализ данного показателя в России показывает, что ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Таблица 2

Уровень собираемости отдельных видов налогов, %8

Вид налога

2007

2008

2009

2010

2011

2012

НДС на товары производимые на территории Российской Федерации

75.6

63.7

69.1

68.8

65.1

82.6

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

90.1

90.1

80.6

80.5

71.1

88.1

Налог на доход/(прибыль) предприятий

87.2

83.5

75.1

74.4

82.1

82.6

Акциз на нефть

81.3

90.4

90.1

81.3

90.1

100,0

Акциз бензин

98.1

60.1

92.4

60.1

93.6

-

Акциз на газ

69.5

87.2

62.9

88.2

73.3

92.1

Акциз на спирт и

ликероводочные

изделия

60.5

73.7

86.8

87.9

86.3

90.1

Налог на пользование

недрами

83.6

96.4

70.1

83.6

70.1

78.4


Рассмотрим, какие все таки факторы оказывают положительное влияние на показатель изъятий налогов в налоговой системы России.

Так же необходимо учесть то, что этот показатель в России формируется в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным МНС России где-то 16–18 % налогоплательщиков исправно платят в бюджет полный объем причитающихся налогов. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми возможными им законными, а чаще всего незаконными способами уменьшают свои налоговые обязательства. Другие же налогоплательщики вообще уклоняются от уплаты налогов, одни предоставляя так называемые нулевые балансы, а другие и вовсе не становятся на учет в налоговых органах.

По разным оценкам в экономике России от 25 до 41 % ВВП образуется в теневом секторе экономики, большая часть которого не охватывается налогами.

По данным Министерства финансов России из–за сокрытий доходов и объектов налогообложений в консолидированный бюджет страны не доходит ежегодно от 30 до 50 % налогов. От этого законопослушные налогоплательщики, а это в основной своей массе легальные производители, отчисляют в государственную казну налоги, составляющие около 50% произведенного ВВП. В общем же получается, что в бюджет отчисляется около 30% ВВП.

Третье, совокупный показатель налогового бремени в России является недоработанным еще и потому, что существуют существенные погрешности в измерении самого ВВП. При этом нельзя определить количественное воздействие этой погрешности на размеры перераспределяемого через систему налогов ВВП. В свою очередь это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России осуществляет досчет своих официальных показателей на сумму произведенного ВВП в теневой экономике.

Как говорилось ранее, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 26 до 40 % ВВП. Госкомстат осуществляет свой расчет исходя из меньшей из этих показателей – 25 %.9

Четвертое, немалое значение здесь имеет и та экономическая сфера, в которой приходится осуществлять финансово–хозяйственную деятельность и оплачивать налоги российским налогоплательщикам. Не полная развитость рыночных отношений, социальная нестабильность, общественная нестабильность, постоянные изменения в налоговой системе страны, ее несовершенство, разрушение экономических отношений между предприятиями, неугасающий спад производства и многие другие немаловажные факторы, не воздействуя на абсолютный объем показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговую нагрузку

российского налогоплательщика.

Большое количество косвенных налогов и налогов с выручек в российской налоговой системе еще больше отягощает положение, заставляя предприятия в условиях с низкой рентабельностью, а чаще с убыточностью, платить налоги за счет уменьшения собственных оборотных средств. 
Поэтому, перед налоговой системой России стоит задача постепенного ограничения части косвенного налогообложения, что по идее должно, с одной стороны, снизить относительное налоговое воздействие на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, уменьшить ограничения спроса и способствовать этим подъему экономики в России.

Налоговый кодекс России слегка улучшает структуру налоговой системы во благо налогоплательщика, в целом отменяя налоги, уплачиваемые с выручки. Вместе с этим налог эксплуатацию автомобильных дорог, а так же дорожный налог будут еще существовать и применятся не менее 2 лет, хоть и с заниженной ставкой обложения.

И, пожалуй, последний из факторов, в немалой величине искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в налоговой системе России, – неоднородность экономического прогресса определенных отраслей экономики России, регионов и разновидностей хозяйственной деятельности , а именно получаемых ими доходов. При всем этом российская налоговая система предусматривает возможность предоставления большого количества налоговых льгот и преференций в образе инвестиционного налогового кредита, налоговой отсрочки и рассрочки и других форм независимо от уровня получаемых доходов. Часто подобные преференции получают предприятия и организации с относительно большим доходом. Немаловажное значение здесь имеет и то обстоятельство, что в Российской Федерации установлен различный налоговый режим для предприятий различных отраслей экономики. А именно, освобождены от большинства разновидностей налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию и предприятия перерабатывающие данную продукцию.

Из всего сказанного я могу сделать небольшой вывод, что налоговая система в России построена таким образом, что реальное давление налогов на предприятия в большей мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

В связи с этим, при анализе воздействий налогов на предпринимательскую деятельность в России необходимо учитывать особенность российской экономики, обязывающие сопоставлять не степень среднего налогового бремени, не размер налоговых ставок наиважнейших видов налогов, а распределение данных налогов между различными категориями плательщиков и специфичность формирования налогооблагаемой базы.

Можно сделать вывод, что в общем налоговая система РФ построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует никаких «дискриминаций» налогоплательщиков, например, по форме собственности или по территориальному расположению. Но вместе с этим, в российской налоговой системе налоговая нагрузка перекладывается на отдельный круг налогоплательщиков, вследствие чего данные налогоплательщики испытывают чрезмерное налоговое давление. В то же время отрицательное влияние на сборы налогов и формирование показателя средней налоговой нагрузки во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Из-за этого проблема понижения налогового бремени в российской налоговой системе в большей степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, фиксирования налоговой и финансовой дисциплины. 
Создание благоприятных налоговых условий для существования легальной экономики и законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения данных проблем.

 

 

 

2.2 Органы внутренних дел в системе налоговой администрации

Органы внутренних дел – родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих общественную безопасность и правопорядок. 
Систему ОВД России возглавляет МВД России. Решение задач, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России возложено на Департамент экономической безопасности. 
Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России. Он является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Организационными звеньями ДЭБ МВД России являются оперативно-розыскные бюро (ОРБ) и центры проверок налогоплательщиков. 
В структуре криминальной полиции региональных ГУВД наряду с управлениями по борьбе с экономическими преступлениями созданы управления по налоговым преступлениям. 
Полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. 
При проведении выездной налоговой проверки должностные лица оперативных подразделений ОВД имеют возможность, выполнить следующие действия: 
– осуществить доступ на территорию и в помещения проверяемого лица и произвести их осмотр; 
– воспрепятствовать совершению правонарушения; 
– проверить у граждан документы, удостоверяющие личность; 
– провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и досмотр принадлежащих им транспортных средств; 
– произвести проверку и изъятие необходимых документов и предметов; 
– проверить наличие лицензий и специальных разрешений; 
– направить требование или самостоятельно произвести проверку финансово-хозяйственной документации, а также ревизию деятельности проверяемого лица; 
– получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц; 
– применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; 
– использовать средства документирования произведенных действий. 
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. 
Органы внутренних дел лишены права проводить самостоятельно налоговые проверки в режиме налогового контроля. 
Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица органов внутренних дел также имеют возможность: 
– вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве полиции; 
– подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; 
– производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия; 
– задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления; 
– осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.10

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике