Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 00:27, курсовая работа
Объектом исследования является налоговая система как система общественных отношений регулируемая нормами права.
Предмет исследования – процессы развития, формирования и функционирования налоговой системы в рыночной экономике, налоговые системы зарубежных стран и Российской Федерации. Роль органов внутренних дел в налоговой системе.
Методы исследования. В данной курсовой работе я использую такие общенаучные методы исследования как дедукция, наблюдение, индукция, описание, сравнение, анализ, теоретический метод и другие.
Введение..........................................................................................................3
1. Состав и структура налогов, их характеристика.
1.1. Состав и структура налогов, их характеристика..........................6
1.2. Функции налоговой системы.........................................................9
1.3. Классификация налоговой системы.............................................11
2. Роль налоговой системы в рыночной экономике
2.1. Налоговые системы, общее и различие.......................................18
2.2. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации.28
Заключение......................................................................................................31
Список использованных источников............................................................34
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 1.
Таблица 1
Удельный вес налоговых поступлений в разных
странах по отношению к
ВВП (%) 7
Страна |
Доля налогов и обязательных платежей |
Доля налогов без обязательных платежей |
Австрия |
45.6 |
29.8 |
Бельгия |
46.5 |
31.2 |
Великобритания |
33.8 |
27.8 |
Германия |
42.8 |
23.2 |
Дания |
52.9 |
49.8 |
Испания |
35.6 |
21.8 |
Италия |
42.8 |
27.5 |
Канада |
36.4 |
31.1 |
Нидерланды |
44.9 |
26.7 |
США |
31.9 |
22.8 |
Франция |
46.4 |
24.8 |
Швеция |
54.3 |
38.2 |
Япония |
28.7 |
18.3 |
Россия (2002) |
30.8 |
22.2 |
Исходя из этих данных мы можем сделать несколько выводов.
Первое, большинство стран мира с развитой экономикой на данный момент, можно сказать, достигли максимально допустимого уровня перераспределений через налоговую систему ВВП и национального дохода. Из-за этого обеспечение дальнейшего прироста поступлений доходов в бюджет этих стран возможно по большей части за счет изменений структуры налоговых изъятий, а так же обеспечения на данной основе непосредственной зависимости роста налогов от роста ВВП. Прирост же ставок налогов, так же как и отмена льгот по ним сказываются для данных стран как экономическими, так и отрицательными социальными последствиями.
Второе, можно сделать вывод о том, что налоговая ноша для налогоплательщиков в России не столь велика, как это часто трактовалось в экономической литературе. И вправду, уровень налоговых изъятий в России в недавние годы не превышает 32% ВВП.
Так же и с показателем налогового поступления в ВВП – в среднем по России. На первый взгляд все вроде бы в норме, налоговая нагрузка находится в рамках допустимой нормы, как и показатели остальных стран. Но только прямой анализ данного показателя в России показывает, что ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Таблица 2
Уровень собираемости отдельных видов налогов, %8
Вид налога |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
НДС на товары производимые на территории Российской Федерации |
75.6 |
63.7 |
69.1 |
68.8 |
65.1 |
82.6 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
90.1 |
90.1 |
80.6 |
80.5 |
71.1 |
88.1 |
Налог на доход/(прибыль) предприятий |
87.2 |
83.5 |
75.1 |
74.4 |
82.1 |
82.6 |
Акциз на нефть |
81.3 |
90.4 |
90.1 |
81.3 |
90.1 |
100,0 |
Акциз бензин |
98.1 |
60.1 |
92.4 |
60.1 |
93.6 |
- |
Акциз на газ |
69.5 |
87.2 |
62.9 |
88.2 |
73.3 |
92.1 |
Акциз на спирт и ликероводочные изделия |
60.5 |
73.7 |
86.8 |
87.9 |
86.3 |
90.1 |
Налог на пользование недрами |
83.6 |
96.4 |
70.1 |
83.6 |
70.1 |
78.4 |
Рассмотрим, какие все таки факторы оказывают положительное влияние на показатель изъятий налогов в налоговой системы России.
Так же необходимо учесть то, что этот показатель в России формируется в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным МНС России где-то 16–18 % налогоплательщиков исправно платят в бюджет полный объем причитающихся налогов. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми возможными им законными, а чаще всего незаконными способами уменьшают свои налоговые обязательства. Другие же налогоплательщики вообще уклоняются от уплаты налогов, одни предоставляя так называемые нулевые балансы, а другие и вовсе не становятся на учет в налоговых органах.
По разным оценкам в экономике России от 25 до 41 % ВВП образуется в теневом секторе экономики, большая часть которого не охватывается налогами.
По данным Министерства финансов России из–за сокрытий доходов и объектов налогообложений в консолидированный бюджет страны не доходит ежегодно от 30 до 50 % налогов. От этого законопослушные налогоплательщики, а это в основной своей массе легальные производители, отчисляют в государственную казну налоги, составляющие около 50% произведенного ВВП. В общем же получается, что в бюджет отчисляется около 30% ВВП.
Третье, совокупный показатель налогового бремени в России является недоработанным еще и потому, что существуют существенные погрешности в измерении самого ВВП. При этом нельзя определить количественное воздействие этой погрешности на размеры перераспределяемого через систему налогов ВВП. В свою очередь это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России осуществляет досчет своих официальных показателей на сумму произведенного ВВП в теневой экономике.
Как говорилось ранее, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 26 до 40 % ВВП. Госкомстат осуществляет свой расчет исходя из меньшей из этих показателей – 25 %.9
Четвертое, немалое значение здесь имеет и та экономическая сфера, в которой приходится осуществлять финансово–хозяйственную деятельность и оплачивать налоги российским налогоплательщикам. Не полная развитость рыночных отношений, социальная нестабильность, общественная нестабильность, постоянные изменения в налоговой системе страны, ее несовершенство, разрушение экономических отношений между предприятиями, неугасающий спад производства и многие другие немаловажные факторы, не воздействуя на абсолютный объем показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговую нагрузку
российского налогоплательщика.
Большое количество косвенных налогов и налогов с выручек
в российской налоговой системе еще больше
отягощает положение, заставляя предприятия
в условиях с низкой рентабельностью,
а чаще с убыточностью, платить налоги
за счет уменьшения собственных оборотных
средств.
Поэтому, перед налоговой системой России
стоит задача постепенного ограничения
части косвенного налогообложения, что
по идее должно, с одной стороны, снизить
относительное налоговое воздействие
на законопослушных налогоплательщиков,
а с другой стороны, уменьшить ограничения
спроса и способствовать этим подъему
экономики в России.
Налоговый кодекс России слегка улучшает структуру налоговой системы во благо налогоплательщика, в целом отменяя налоги, уплачиваемые с выручки. Вместе с этим налог эксплуатацию автомобильных дорог, а так же дорожный налог будут еще существовать и применятся не менее 2 лет, хоть и с заниженной ставкой обложения.
И, пожалуй, последний из факторов, в немалой величине искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в налоговой системе России, – неоднородность экономического прогресса определенных отраслей экономики России, регионов и разновидностей хозяйственной деятельности , а именно получаемых ими доходов. При всем этом российская налоговая система предусматривает возможность предоставления большого количества налоговых льгот и преференций в образе инвестиционного налогового кредита, налоговой отсрочки и рассрочки и других форм независимо от уровня получаемых доходов. Часто подобные преференции получают предприятия и организации с относительно большим доходом. Немаловажное значение здесь имеет и то обстоятельство, что в Российской Федерации установлен различный налоговый режим для предприятий различных отраслей экономики. А именно, освобождены от большинства разновидностей налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию и предприятия перерабатывающие данную продукцию.
Из всего сказанного я могу сделать небольшой вывод, что налоговая система в России построена таким образом, что реальное давление налогов на предприятия в большей мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим, при анализе воздействий налогов на предпринимательскую деятельность в России необходимо учитывать особенность российской экономики, обязывающие сопоставлять не степень среднего налогового бремени, не размер налоговых ставок наиважнейших видов налогов, а распределение данных налогов между различными категориями плательщиков и специфичность формирования налогооблагаемой базы.
Можно сделать вывод, что в общем налоговая система РФ построена
таким образом, что перед нею все равны.
Не существует никаких «дискриминаций»
налогоплательщиков, например, по форме
собственности или по территориальному
расположению. Но вместе с этим, в российской
налоговой системе налоговая нагрузка
перекладывается на отдельный круг налогоплательщиков,
вследствие чего данные налогоплательщики
испытывают чрезмерное налоговое давление.
В то же время отрицательное влияние на
сборы налогов и формирование показателя
средней налоговой нагрузки во все большей
степени оказывает теневой сектор экономики.
Из-за этого проблема понижения налогового
бремени в российской налоговой системе
в большей степени связана с расширением
налогооблагаемой базы в результате вовлечения
в сферу уплаты налогов теневого бизнеса,
«расчистки» неплатежей в экономике, фиксирования
налоговой и финансовой дисциплины.
Создание благоприятных налоговых условий
для существования легальной экономики
и законопослушных налогоплательщиков
целиком и полностью зависит от решения
данных проблем.
2.2 Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
Органы внутренних дел – родовое понятие,
обозначающее систему органов, осуществляющих
борьбу с преступностью и правонарушениями,
обеспечивающих общественную безопасность и правопорядок.
Систему ОВД России возглавляет МВД России.
Решение задач, связанных с выявлением,
предупреждением и пресечением налоговых
правонарушений и преступлений в системе
МВД России возложено на Департамент экономической
безопасности.
Департамент экономической безопасности
МВД России (ДЭБ МВД России) является самостоятельным
структурным подразделением центрального
аппарата МВД России. Он является оперативным
подразделением криминальной милиции
и осуществляет оперативно-розыскную
деятельность в соответствии с законодательством
РФ. Организационными звеньями ДЭБ МВД
России являются оперативно-розыскные
бюро (ОРБ) и центры проверок налогоплательщиков.
В структуре криминальной полиции региональных
ГУВД наряду с управлениями по борьбе
с экономическими преступлениями созданы
управления по налоговым преступлениям.
Полномочия органов внутренних дел в
сфере налоговых правоотношений. По запросу
налоговых органов органы внутренних
дел участвуют вместе с налоговыми органами
в проводимых налоговыми органами выездных
налоговых проверках.
При проведении выездной налоговой проверки
должностные лица оперативных подразделений
ОВД имеют возможность, выполнить следующие
действия:
– осуществить доступ на территорию
и в помещения проверяемого лица и произвести
их осмотр;
– воспрепятствовать совершению правонарушения;
– проверить у граждан документы, удостоверяющие
личность;
– провести личный досмотр, досмотр находящихся
при них вещей и досмотр принадлежащих
им транспортных средств;
– произвести проверку и изъятие необходимых
документов и предметов;
– проверить наличие лицензий и специальных
разрешений;
– направить требование или самостоятельно
произвести проверку финансово-хозяйственной
документации, а также ревизию деятельности
проверяемого лица;
– получить устные и письменные объяснения
от проверяемых лиц;
– применять меры, предусмотренные законодательством
об административных правонарушениях;
– использовать средства документирования
произведенных действий.
При выявлении обстоятельств, требующих
совершения действий, отнесенных НК к
полномочиям налоговых органов, органы
внутренних дел обязаны в десятидневный
срок со дня выявления указанных обстоятельств
направить материалы в соответствующий
налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел лишены права проводить
самостоятельно налоговые проверки в
режиме налогового контроля.
Расследуя дело о налоговом преступлении,
должностные лица органов внутренних
дел также имеют возможность:
– вызывать граждан и должностных лиц
по делам и материалам, находящимся в производстве
полиции;
– подвергать приводу в случаях и порядке,
предусмотренных уголовно-процессуальным
законодательством и законодательством
об административных правонарушениях,
граждан и должностных лиц, уклоняющихся
без уважительных причин от явки по вызову;
– производить в предусмотренных законом
случаях и порядке уголовно-процессуальные
действия;
– задерживать и содержать под стражей
в соответствии с уголовно-процессуальным
законом лиц, подозреваемых в совершении
преступления;
– осуществлять оперативно-розыскную
деятельность в соответствии с федеральным
законом.10