Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:18, контрольная работа
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.
В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.
Введение
Роль налогов в современной экономической
системе очень велика. Налоги не только
являются основой доходной части государственного
бюджета. Налоговая система сегодня выступает
как один из основных инструментов регулирования
экономики и социальной сферы, поскольку
с ее помощью государство может оказывать
влияние на распределение национального
дохода. Налоги в нашей жизни определяют
многое, от того, сколько их будет собрано,
зависит благополучие страны, региона,
конкретного города.
В России роль
Тема моей курсовой
работы является актуальной, так
как в условиях рыночных
Глава 1. Понятие налоговой системы
Важнейшим рычагом государственного регулирования экономики является финансово-экономическое регулирование в форме налогов. Современное общество не может успешно развиваться без налогов и высокоэффективной налоговой системы. Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или же оперативного управления денежных денег для финансового гарантированного деятельности государства и (или) муниципальных образований. Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.
Под налогом понимается
принудительное изымание
Налоговая система представляет собой взаимосвязанное единство существующих в государстве налогов, а также соответствующих государственных организаций и учреждений. Субъекты, или лица, на которое законодательством возложены налоговые обязательства, именуются налогоплательщиками. То, на что начисляются налоги, называются объектами налогооблажения (совокупный личный доход, заработная плата, прибыль, имущество, товары и услуги и т.д.). Сумма денег, с которой взымается налог – налоговая база, а часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, представляет собой налоговую ставку. /8/
Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой "взносы граждан", предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9 - 10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств. Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще Адамом Смитом и включили в себя принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета (А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов, М.: Соцгиз, 1935. Т.». С.341343) /4/
В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.
Фискальная (бюджетная) функция налогов заключается в том, что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.
Распределительная
функция налогов проявляется в том,
что с их помощью государство оказывает
влияние на распределение и перераспределение
результатов воспроизводства как на микро-,
так и на макроуровне между сферами хозяйства
и различными группами населения.
Некоторые ученые-экономисты объединяют
регулирующую и распределительную функции
налогов в одну общую функцию — экономическую.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
1) финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
2) малых форм
3) занятости инвалидов и пенсионеров;
4) благотворительной
Дестимулирутощая подфункция,
напротив, направлена на установление
через налоговое бремя
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Эти функции тесно взаимосвязаны и реализуют себя в единстве. Так, напримр, льготное налогооблажение малого бизнеса дает не только регулирующий хозяйственную активность эффект, но также социальный и собственно фиксальный эффекты. При этом возникает базовая проблема налогооблажения: противоречивое единство справедливости и эффективности. /8/
Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.
Основными элементами налоговой системы являются:
1) совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;
2) система полномочий
органов государственной
Важнейшими участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов. Под налогоплательщиком (или субъектом налога) понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков.
К их числу относятся:
1) уплата законно установленных налогов;
2) постановка на учет в налоговых органах;
3) ведение учета своих
доходов, расходов и объектов налогообложения;
4) предоставление в налоговые органы соответствующих
налоговых деклараций и иных документов,
необходимых для исчисления и уплаты налогов;
5) исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
6) обеспечение в течение
установленного срока
Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства.
Принципы налоговой системы:
- нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков
- принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему
- принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам
- принцип равномерного распределения налогового бремени используется в странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы /4/
Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).
Прямые налоги взимаются
с доходов или имущества
Прямые налоги подразделяются на:
- налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика;
- налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения.
Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.