Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.
В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

кр экономическая теория Office Word (3).docx

— 167.02 Кб (Скачать файл)

Если в случае с прямыми налогами бремя несет лично физическое или юридическое лицо, то при косвенных налогах это бремя распределяется между потребителями и производителями.

При косвенных налогах потребители, уплачивая более высокие цены, теряют в получаемой общей полезности. Производители вынуждены сокращать производство, недополучают часть прибыли. При этом на потребителя перекладывается тем большая часть налогового бремени, чем менее эластичен спрос, и наоборот. Аналогично на производителя перекладывается тем большая часть налога, чем менее эластично предложение, и наоборот. /8/

По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные (целевые), направляемые государством только на заранее определенные цели. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы. 

 В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода, она является корпоративным подоходным налогом и налогом с фонда оплаты труда; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода , сюда относится индивидуальный подоходный налог. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной полезности /9/ ; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода (акцизы и другие налоги с продаж, т.к. затрагивают большую часть дохода бедного домохозяйства, чем богатого /8/).

Предельная ставка налога (МТ) – это дополнительная величина налога, уплачиваемая на каждый дополнительный рубль дохода. Это прирост выплачиваемых налогов, деленный на прирост дохода.

Средняя ставка налога (АТ) – это общий налог, деленный на величину налогооблагаемого дохода. Понятие средней налоговой ставки позволяет выделить и определить прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

 

 

Налоговая практика знает три способа взимания налогов.  
Первый способ называется кадастровым.

Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка).

Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог).

Третьим способом изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую ставку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

 

    1. Структура и принципы налогообложения   

 Использование налогов  в качестве главного источника  доходов государства и инструмента  регулирования экономики требует  разработки определённых правил, принципов. Принципы налогообложения  – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Доля отдельных налогов в формировании  доходной части бюджета в развитых  странах выглядит так: - налоги  на личные доходы – 40 %; - налоги  на прибыль корпораций (фирм) – 10 %; - социальные взносы – 30 %; - налоги  на добавленную стоимость – 10 %; - таможенные пошлины – 5 %; - прочие  налоги и поступления – 5 %. В  странах СНГ роль отдельных  налогов в доходах бюджета  несколько иная. Низкий уровень  жизни населения, отсюда поступления  в бюджет от личного дохода) невелики. Главное место в доходной  части бюджета занимают налоги  на прибыль предприятий и таможенные  пошлины. Прямые налоги трудно  перенести на потребителя ,поэтому  легче с налогами на землю  и на другую недвижимость. Они  включаются в арендную плату, квартирную плату, цены на сельхозпродукты. Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя, в зависимости  от эластичности спроса и предложения  товаров и услуг. При высокой  эластичности спроса увеличение  косвенных налогов приводит к  сокращению потребления (большие  налоги), а при высокой эластичности  предложения – к сокращению  чистой прибыли фирм, т.е. приводит  к сокращению капиталовложения  или перелив капитала в другие  сферы деятельности. Налогообложение  должно строится на принципах  заинтересованности налогоплательщика  в хозяйственной деятельности. При  налогообложении должны учитываться принципы:

1) возможность налогоплательщика, т.е. размеры его дохода. Отсюда  дифференциация налоговых ставок, т.е. налог должен быть прогрессивным. Однако этот принцип не всегда  выдерживается, часто во многих  странах налоги бывают пропорциональными.

2) налогообложение доходов  носило однократный характер, как  сейчас у нас, замена налога  с оборота, для которого была  характерна недостающая кривая, на НДС, когда налогом облагается  в конечном продукте добавленная стоимость.

3) обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнения у  налогоплательщиков в неизбежности  платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение должны быть  такими, чтобы неуплата налогов  была менее выгодной, чем своевременная уплата налогов.

4) система и процедура  уплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными для собирающих налоги.

5) налоговая система должна  быть гибкой, легкой, адаптируемой  к изменившимся общественно-политическим потребностям.

6) налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  ВВП и быть эффективным инструментом  ГЭП, и регулирующим функциям. Налоговой  базой является та сумма, с  которой взимается налог. Налогооблагаемый  доход (прибыль) равен разности между  полученным доходом (прибылью) и  налогооблагаемыми льготами. Налогооблагаемые  льготы (льготы на налог), как и  налог устанавливаются законодательным  актом. Виды налоговых льгот: необлагаемый  минимум объекта налога; изъятие  из обложения определенных элементов  объекта налога (например, затраты  на научно-исследовательские и  опытно конструкторские работы /НИОКР/); освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц (например, ветеранов  войны); понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый  вычет); налоговый кредит, т.е. отсрочка  взимания налога, уменьшение суммы  налога на определенную величину.

Существуют минимальные, средние и максимальные налоговые ставки. Налоговое бремя. Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит, прежде всего, от размеров прибыли компании. Наряду со снижением ставок налогообложения возрастают налоговые льготы. На практике у большинства иностранных компаний на выплату налогов уходит меньшая доля прибыли, чем по ставке налогообложения Изменение структуры формирования доходной части государственного бюджета в связи с переходом к рынку требует реформирования налоговой системы и налогообложения с осуществлением фискальной политики. Цель повышения стимулирующей функции налогообложения – в развитии предпринимательства и национальной инвестиции. В состав этой программы также должны входить меры совершенствования органов государственного и территориального управления, силы, выпуск конкурентоспособных товаров, развитие предпринимательства, особенно малые и средние. В то же время подавлять негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность и инфляцию.

Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства.

 

Глава 2. Налоговая система Российской Федерации

 

2.1 Структура налогообложения  в Российской Федерации

 

 За период с начала  формирования основ современной  налоговой системы Российской  Федерации в 1991 г. по сегодняшний  день налоговая система потерпела значительные изменения.

С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ, в которой заложены общие принципы, определены правила и процедуры, которыми должны руководствоваться участники налоговых правоотношений.

К настоящему времени вступили в силу большинство разделов части второй. В частности, главы о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге вступили в действие 1 января 2001 г. Главы о налоге на прибыль и налоге на добычу полезных ископаемых вступили в действие 1 января 2002 г.  
    C 1 января 2003 г. вступил в силу раздел Налогового кодекса РФ, регулирующий налогообложение в рамках специальных налоговых режимов, в частности, главы об упрощенной системе налогообложения, налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, о едином сельскохозяйственном налоге, о налогообложении при выполнении соглашения о разделе продукции, а также глава, регулирующая процедуру налогообложения региональными налогами.  
    С 1 января 2004 г. Налоговый кодекс РФ был дополнен главой о налогообложении пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, а также в новой редакции была принята глава о едином сельскохозяйственном налоге.

С 1 января 2005 г. вступили в силу главы, посвященные взиманию государственной пошлины, земельного и водного налогов.  С 1 января 2006 года прекращено взимание налога на доходы, полученные в порядке наследования или дарения.

 Так же с 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался единый социальный налог замененный взносами на конкретные виды страхования.  
    Положительным результатом развития налоговой системы также является признание международных налоговых обязательств российскими налоговыми органами и расширение числа соглашений об избежание двойного налогообложения. В настоящий момент с учетом соглашений, заключенных бывшим СССР и признаваемых Российской Федерацией, действуют 68 таких соглашений, а более 15 находятся на различных стадиях переговоров или ратификации. В 2003-2005 гг. Государственная Дума Российской Федерации приняла целый ряд законов, направленных на дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ и общее снижение налогового бремени, включая либерализацию налогового режима для малого бизнеса, снижение ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, совершенствование упрощенной системы налогообложения. 

 Кроме того, в 2004 г. закончилось  противостояние Министерства РФ  по налогам и сборам и Министерства  финансов РФ в части регулирования  налоговых правоотношений и ведения  налогового учета. Указом Президента  РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство РФ  по налогам и сборам было  преобразовано в Федеральную  налоговую службу (ФНС) (в введении  Министерства финансов РФ) с передачей  функции по принятию нормативных  правовых актов и ведению разъяснительной  работы по законодательству Российской  Федерации о налогах и сборах Министерству финансов РФ.

В 2009—2010 годах были приняты следующие меры по совершенствованию налоговой системы:

1) осуществили переход  от единого социального налога  к страховым взносам по видам  обязательного социального страхования;

2) увеличили размер амортизационной  премии в диапазоне от 10 до 30% для  основных средств, входящих в  третью — седьмую амортизационные группы; 
3) провели реформу налогового контроля за трансфертными ценами. 
      Вместе с этим были усовершенствованы порядок налогообложения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разработанных, система взимания акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты.

Изменения дошли и до режима налогообложения. Изменился механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и была упрощенна система налогообложения  на основе патента, которую вправе применять индивидуальные предприниматели.

Также в данный момент  Правительство РФ реализует меры по налоговому стимулированию увеличения объема затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение и приобретение жилья.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.   

 Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги.

Информация о работе Налоговая система