Научно-техническая политика в России: возможности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать научно-техническую политику России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Сущность и принципы государственной и региональной научно-технической политики
1.1. Основные понятия, применяемые в научно-технической
деятельности……………………………………………………………………....6
1.2. Порядок формирования государственной
научно-технической политики…………………………………………………...7
1.3. Основные цели и принципы государственной
научно-технической политики…………………………………………………...8
1.4. Основные направления научно-технического развития России…………10
1.5. Общегосударственная и региональная инновационная политика……….12
1.6. Технопарки и технополисы………………………………………………...18
2. Проблемы и задачи развития научно-технической политики.
2.1. Проблема реформирования науки…………………………………………22
2.2. Кадровый потенциал науки………………………………………………...25
2.3. Проблема “утечки умов”…………………………………………………....29
2.4. Финансирование науки……………………………………………………..31
2.5. Задачи реализации государственной политики…………………………...33
Заключение…………………………………..…………………..……………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

 

- поддержка конкуренции  и предпринимательской деятельности  в области науки и техники;

 

- концентрация ресурсов  на приоритетных направлениях  развития науки и техники;

 

- стимулирование научно-технической  и инновационной деятельности  через систему экономических  и иных льгот;

 

- развитие научно-технической  и инновационной деятельности  посредством создания системы  государственных научных центров  и других структур;

 

- стимулирование научно-технической  и инновационной деятельности  субъектов Российской Федерации  и интеграция их научно-технического  потенциала;

 

- развитие международного  научного и научно-технического  сотрудничества Российской Федерации.

 

 

 

1.4 Основные направления  научно-технического развития в  России.

 

“Переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность  сделать нашу страну конкурентоспособной  и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики РФ в области развитии науки  и технологий на период до 2010 года и  дальнейшую перспективу”. Переход  к инновационному развитию страны определён  в этом документе как основная цель государственной политики в  области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений  государственной политики в области  развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной  системы.

 

Политика, формируемая Министерством  образования и науки РФ, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа:

 

1.      определение  приоритетов в сфере науки  и технологий и их реализация;

 

2.      развитие  системы научных и технических  приоритетов, механизмов создания  и построения государственно-частного  партнёрства;

 

3.      развитие  инфраструктурной деятельности, т.е.  построение инновационной инфраструктуры  в России;

 

4.      содействие  укреплению материально-технической  базы научной деятельности ВУЗов,  совершенствование нормативно-правовой  базы науки и инновационной  сферы, и др.

 

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом  под руководством Министра. По шести  основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:

 

- наноиндустрия и перспективные материалы;

 

- энергосберегающие технологии  и альтернативные источники энергии;

 

- технологии живых систем;

 

- информационно-телекоммуникационные  системы;

 

- экология и рациональное  природопользование;

 

- безопасность и противодействие  терроризму.

 

В новой редакции программы  следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

 

Первый блок - генерация  знаний

 

В рамках этого блока реализуется  около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка  научно-организационного и методического  обеспечения интеграции научной  и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты  в этой сфере, создаются научно-образовательные  комплексы.

 

Второй блок - разработка технологий

 

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем  около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

 

Третий блок программы - коммерциализация технологий

 

В первую очередь, здесь следует  говорить о создании и развитии эффективных  механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в  этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные  проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством  промышленности, науки и технологий РФ и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РФ.

 

Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это  бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

 

РФТР - внебюджетный фонд, который  формируется из тех отчислений, которые  предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР  и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые  собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных  научно - технических, инновационных  проектов.

 

 

 

1.5 Общегосударственная и  региональная инновационная политика.

 

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего  продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции  и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных  товаров.

 

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной  политики можно отнести:

 

1. Разработку и совершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизмов  ее стимулирования, системы институциональных  преобразований, защиты интеллектуальной  собственности в инновационной  сфере и введение ее в хозяйственный  оборот.

 

2. Создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения  конкурентоспособности и экспорта  наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

3. Развитие инфраструктуры  инновационного процесса, включая  систему информационного обеспечения,  систему экспертизы, финансово-экономическую  систему, производственно-технологическую  поддержку, систему сертификации  и продвижения разработок, систему  подготовки и переподготовки  кадров. Накопившееся в течение  многих лет отставание имеет  в своей основе не низкий  потенциал отечественных исследований  и разработок, а слабую инфраструктуру  инновационной деятельности, отсутствие  мотивации товаропроизводителей  к реализации новшеств как  способа конкурентной борьбы. Это  приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

 

4. Развитие малого инновационного  предпринимательства путем формирования  благоприятных условий для образования  и успешного функционирования  малых высокотехнологичных организаций  и оказания им государственной  поддержки на начальном этапе  деятельности.

 

5. Совершенствование конкурсной  системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация  в отраслях экономики относительно  небольших и быстро окупаемых  инновационных проектов с участием  частных инвесторов и при поддержке  государства позволит поддержать  наиболее перспективные производства  и организации, усилить приток  в них частных инвестиций.

 

6. Реализацию критических  технологий и приоритетных направлений,  способных преобразовывать соответствующие  отрасли экономики страны и  ее регионов. Ключевой задачей  формирования и реализации инновационной  политики является выбор относительно  небольшого числа важнейших базовых  технологий, оказывающих решающее  влияние на повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции в отраслях экономики  и обеспечивающих переход к  новому технологическому укладу.

 

7. Использование технологий  двойного назначения. Такие технологии  будут применяться как для  производства вооружений и военной  техники, так и для продукции  гражданского назначения.

 

Важную роль в комплексе  предлагаемых мер играют институциональные  преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация  в инновационной сфере, малое  предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной  деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции  и освоение высоких технологий.

 

В этих целях необходимо в  соответствии с законодательством  предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые  будут обеспечивать координацию  взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.

 

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная  от превращения научно-технических  разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и  кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

 

Под региональной научно-технической  политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов  развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств  их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов  управления. В основе формирования региональной инновационной политики лежит так

называемая теория создания благоприятных условий среды  для нововведений. Её центральным  моментом является динамичная эффективность  региональной производственной структуры, а основным инструментом - передача инноваций и технологий (так называемых трансфер-технологий). Разработка и  реализация региональной инновационной  политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной  сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

 

Региональная инновационная  политика, представленная в виде программы, содержит следующие разделы:

 

1. Анализ состояния научно-инновационной  сферы с целью выявления уровня  и степени использования инновационного  потенциала; перспективности и направлений  инновационной деятельности, её  масштаба и влияния на конкурентоспособность  продукции региона; структурных  институциональных изменений; условий  повышения инновационной активности.

 

2. Цели и приоритеты  развития научно-инновационной деятельности  в регионе. Система и структура  целей должна быть разработана  на основе следующих принципов:

 

- региональные цели должны  вытекать из общей концепции  научно-технического развития страны  и не противоречить стратегическим  федеральным целям;

 

- региональные цели должны  быть сформулированы с учетом  специфики и потребностей региона;

 

- цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей;

 

- конкретная разработка  структуры целей и в целом  целевой программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;

 

- международного научно-технического  сотрудничества;

 

- государственных (федеральных)  программ ускорения научно-технического  прогресса;

 

- собственно региональной (муниципальной) политики развития  научно-технического потенциала; - отдельных  промышленных предприятий и научных  учреждений государственной и  муниципальной форм собственности;

 

- отдельных приватизационных  промышленных и научно-технических  фирм;

 

- применительно к конкретным  научным коллективам (группам)  и отдельным ученым, самостоятельно  решающим приоритетные научно-технические  задачи.

 

Ранги целей на перечисленных  уровнях региональной инновационной  политики устанавливаются в системе  долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования  регионального социально-экономического развития.

 

Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной  сферы можно считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.

 

Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей  его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального  управления при этом состоит в  создании благоприятной экономической  среды и условий для повышения  инвестиционной активности в научно-инновационной  сфере.

 

Третий момент: инновационная  политика в регионе должна иметь  селективный, строго избирательный  характер, не стремясь охватить все  направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического  прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях  основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Информация о работе Научно-техническая политика в России: возможности и проблемы