Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 10:39, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать научно-техническую политику России
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Сущность и принципы государственной и региональной научно-технической политики
1.1. Основные понятия, применяемые в научно-технической
деятельности……………………………………………………………………....6
1.2. Порядок формирования государственной
научно-технической политики…………………………………………………...7
1.3. Основные цели и принципы государственной
научно-технической политики…………………………………………………...8
1.4. Основные направления научно-технического развития России…………10
1.5. Общегосударственная и региональная инновационная политика……….12
1.6. Технопарки и технополисы………………………………………………...18
2. Проблемы и задачи развития научно-технической политики.
2.1. Проблема реформирования науки…………………………………………22
2.2. Кадровый потенциал науки………………………………………………...25
2.3. Проблема “утечки умов”…………………………………………………....29
2.4. Финансирование науки……………………………………………………..31
2.5. Задачи реализации государственной политики…………………………...33
Заключение…………………………………..…………………..……………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Из 5,2 тыс. молодых специалистов,
которые ежегодно приходят в научные
учреждения, остаются в них не более
3,6 тыс., а потребность в ежегодном
пополнении составляет 8,5 тыс. Все это
говорит о том, что в нашей
стране нет эффективной
В России основная масса специалистов
с высшим образованием не работает
по своим специальностям. Получается,
что с одной стороны впустую
затрачиваются существенные интеллектуальные
и финансовые ресурсы, а с другой,
в производственной сфере увеличивается
критическая масса
Как результат ошибочной стратегии, к 2001 году ежегодный выпуск специалистов по инженерным специальностям составил в России 38,3 тыс., а в США в 6,7 раза больше – 256,1 тыс. человек.
С 1990 по 1994 год в стране проводилась кампания по сокращению приема в аспирантуру, что также отрицательно повлияло на подготовку научных кадров. С 1995 года количество аспирантов и докторантов стало заметно увеличиваться, но в основном по тем специальностям, которые в большей степени были востребованы за рубежом.
Если в течение ближайших лет, отношение к науке и к образованию не будет пересмотрено в интересах государства и общества, то окажется, что мы будем безвозмездно готовить научные и инженерные кадры для других стран.
Для того чтобы более рационально
расходовать те незначительные финансовые
средства, которые выделяются на подготовку
научных и инженерных кадров, необходимы
структурные изменения в самой
системе их подготовки. Главным в
этих преобразованиях должен стать
учет реальных производственных потребностей
и прогрессивных тенденций
По ходу реформирования экономики правительству приходится решать и ряд таких проблем, которые накапливались десятилетиями. Например, уже к середине 80-х годов в СССР было недостаточно специалистов экономических специальностей и юриспруденции. С переходом страны на рельсы рыночной экономики потребность в таких специалистах стала особенно велика. К 1998 году дисбаланс в специалистах по экономике и юриспруденции был в основном устранен.
В правительственном документе
“Основные направления
Кадровый потенциал
2.3. Проблема “утечки умов”.
В конце 50-х годов ХХ века основным импортером научных мигрантов из Европы были США. С 90-х годов поток научной миграции уже шел из стран “третьего мира” и из России в Европу и в США. Если в конце 80-х годов за рубеж уезжали из России одиночки, то в конце 90-х годов уезжали целые научные коллективы кафедр, лабораторий. В результате такой повальной миграции страна уже потеряла более 80% математиков высшей квалификации, 50% физиков-теоретиков, по другим специальностям ситуация похожая.
Сегодня можно уже говорить о том, что наша страна стала интеллектуальным донором для развитых стран.
Когда говорят, что количество аспирантов и докторантов за последние годы в нашей стране существенно возросло по наиболее престижным специальностям, то это нельзя воспринимать как изменение отношения к науке. Просто молодые люди стали более прагматично относиться к жизни – учатся там, где дешевле, а получив научную квалификацию, думают о более рациональном применении своих возможностей. Для личности такие права и свободы, которые позволяют претворять в жизнь идеи космополитизма и жить там, где есть хорошая работа, привлекательны, для государства – нет.
В 1998 году “утечка мозгов” из России привела, согласно оценке ЮНЕСКО, к потере не менее 30 млрд. долларов США. Косвенные потери от эмиграции научных кадров из России по разным подсчетам, в том числе по методикам ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долларов в год. Это значительно больше, чем прямой вывоз капитала из страны.
Для многих российских ученых и высококвалифицированного персонала, обслуживающего научную отрасль, отъезд за рубеж часто является единственной возможностью сохранить свое профессиональное увлечение и квалификацию, решить свои финансовые и социальные проблемы.
Иногда проблема “утечки умов” воспринимается отдельными чиновниками в нашей стране все еще по советским меркам, когда считалось, что уезжают те, кто склонен к активной оппозиции и к внутреннему диссидентству по отношению к существующим в государстве порядкам.
Еще один из распространенных каналов “утечки российских умов” - это работа по долгосрочным контрактам за рубежом. Статистики точной здесь нет, но примерно известно, что не менее 20% ученых и сотрудников РАН работает за рубежом. Известно, что тысячи молодых ученых, повышая свой профессиональный уровень за рубежом, осознают, что в России шансов на научную карьеру у них не много. Социологические опросы показывают, что от общего числа стажеров и студентов, обучающихся за рубежом, только 10 - 15% планируют вернуться обратно в Россию.
По-видимому, одним из важных
направлений государственной
Из общего сокращения численности кадров науки и образования только 10% приходится на долю зарубежной миграции, остальные 90% - это, так называемая, внутренняя “утечка умов”. Она происходит в результате резкого сокращения заказов на научные исследования, отсутствия финансирования и свертывания различных долгосрочных научных программ.
Причины “утечки умов”
лежат на поверхности: разница в
оплате труда деятелей науки в
нашей стране и в современных
развитых странах мира отличается в
среднем в 25 раз, материально-техническая
база научной отрасли также весьма
существенно отличается. В нашей
стране каждый десятый ученый живет
за чертой бедности, 50% ученых могут
позволить приобретать себе только
самое необходимое и только 8%
заявили, что их доход позволяет
делать незначительные сбережения на
“черный день”. Данные социологических
опросов показывают, что каждый пятый
ученый отметил падение престижа
и общественного уважения к их
труду, 12% указали на то, что коммерциализация
науки и образования
Основная “утечка умов”
происходит внутри страны. По косвенным
оценкам около одного миллиона бывших
работников научной отрасли с
начала 90-х годов стали заниматься
менее квалифицированной
2.4. Финансирование науки.
Федеральный Закон Российской
Федерации “О науке и государственной
научно-технической политики”
Если научно-технический комплекс страны поглощает менее 2% ВВП, то это позволяет отнести ее к странам экспортно-сырьевой ориентации.
Затраты на приобретение исследовательской
техники в академических
По данным ОЭСР, удельные затраты на одного исследователя в России по паритету покупательной способности (ППС) составляют 23 тыс. долларов в год. Среди стран “большой семерки” минимальный показатель финансового обеспечения одного исследователя в Японии – 142 тыс. долларов, в США – 222 тыс. долларов.
При таких показателях нужно ставить вопрос о принципиальной возможности выполнения НИОКР, потому что невыполнение государством своих финансовых обязательств, приводит к выполнению 60-80% НИОКР, что, по существу, обесценивает всю проделанную работу.
Важным источником поддержки
науки в современных российских
условиях стало Постановление
Зарубежные фонды и
международные программы
Финансирование отечественной науки со стороны зарубежных научных центров, фондов и фирм с одной стороны оказывает необходимую поддержку для выживания нашей науки, а с другой, по демпинговым ценам, позволяет получать важнейшую информацию о научных разработках и новых технологиях. Чтобы получить зарубежный гранд, российские ученые и научные коллективы вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию.
2.5. Задачи реализации
Государственная политика в
области науки должна представлять
собой целевую стратегию
Основами государственного управления наукой являются методы экономического, правового, финансового регулирования процессом, формирование должного общественного мнения в СМИ, определение механизмов внедрения результатов научных исследований в различные сферы производства и потребления, охрана и защита результатов научных исследований внутри страны и за рубежом.
Необходимые условия для
эффективной государственной
· наличие высокого уровня образования населения;
· соответствующий мировым стандартам количественный и качественный потенциал научных работников и специалистов;
· наличие научных школ и уникальных технологий;
· богатые природные ресурсы, полностью обеспечивающие внутренний рынок;
· военно-техническую и военно-промышленную независимость с высоким научным потенциалом оборонного комплекса;
· большие потребности в использовании инновационных технологий, обусловленные географической спецификой государства.
В России с 1991 по 2000 год основная
задача сводилась к сохранению ядра
фундаментальной науки и
Принципы рыночной экономики при рациональном государственном подходе должны быть перенесены на проблему регулирования потоками научной миграции. Например, если высококвалифицированного специалиста или выпускника вуза приобретает какая-то зарубежная структура, она должна выплачивать государству, вузу или научному центру соответствующие средства или в отдельных случаях это должно возлагаться на самого специалиста.
Между администрацией научного
учреждения и творческой элитой в
условиях экономического кризиса сложились
такие отношения, которые не способствуют
развитию отечественной науки. Первый
шаг государством был сделан: принято
правительственное
“О государственной
Информация о работе Научно-техническая политика в России: возможности и проблемы