Научно-Технический Прогресс и Инновационная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопроса возросла в связи с переходом страны к рыночным отношениям и изменениями, произошедшими в результате интеграции экономики страны с мировой экономикой. Рынок торгово-технологического оборудования стал интенсивно развиваться по следующим причинам:
во-первых, благодаря развитию внутренней торговли и увеличению спроса на оборудование;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность научно-технического прогресса (НТП), его признаки и компоненты……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие НТП. Факторы, влияющие на его ускорение……………5
1.2 Критерии оценки эффективности НТП…………………………….9
1.3 Закономерности НТП и НТР (Научно-Техническая Революция).13
Глава 2. Значение и направления развития НТП. Этапы НТР……………..17
2.1 Приоритетные направления НТП на современном этапе……….17
2.2 Значение, признаки и этапы НТР…………………………………19
2.3 Особенности НТП на современном этапе в России……………..23
Глава 3. Инновационная политика России………………………………….28
3.1 Сущность инновационной политики, её цели и направления….28
3.2 Основные федеральные инновационные программы…………...31
Заключение……………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

     Данные по Японии получены из доклада научно-исследовательского комитета по прогнозированию технологического развития до 2010 года. Показательным выглядит анализ технологического уровня на примере электронной промышленности. Еще недавно российские ученые прочно удерживали лидирующие  позиции  по  некоторым  направлениям.

     Российские компании могут поставлять на зарубежный рынок такие  наукоемкие соответствующие мировым стандартам изделия, как электровакуумные и СВЧ-приборы, полупроводниковые, газовые и твердотельные лазеры различного назначения,  лазерные  гироскопы,  ЖК-индикаторы и панели, электроннооптические приборы, мощные полупроводниковые приборы, газоразрядные панели, резисторы, конденсаторы и многое другое. Можно сделать уверенный вывод о том, что в России имеется хороший потенциал для коммерциализации  разработок. Однако значительные препятствия на пути коммерциализации технологий  создает недооценка российскими технологами, подобно многим технологам во всем мире, роли финансов и менеджмента в коммерциализации технологий. Технология, финансы и менеджмент -- вот те три кита, которые необходимо учитывать при обсуждении возможности использования  российских технологий.

       НТП  не представимо без инновационной политики, проводимой государством. Рассмотрим подробнее в следующей главе.

Глава3. Инновационная  политика России.

3.1. Сущность  инновационной политики, её цели  и направления.

     Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. [15]

     Все мы  знаем, что главной проблемой  в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

     Отсюда  и появляется необходимость в  разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

     Государственная  инновационная политика - составная  часть социально-экономической политики, целью которой является содействие  созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий. [1]

     Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

     Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

     Главными методами реализации инновационной политики являются:

1)формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

2)государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

3)совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

4)создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

5)обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами  ЕС, СНГ, другими государствами;

6)развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

7)участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

     Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

     Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).

     В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

     Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

 

3.2 Основные  федеральные инновационные программы.

1) Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»

      25 октября  2006 года пресс-служба кабинета  министров сообщила, что Федеральная  целевая программа «Исследования  и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» утверждена

    Основные разработчики  Программы:Министерство образования  и науки Российской Федерации,  Федеральное агентство по науке  и инновациям.

     Основная  цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

- обеспечение ускоренного  развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- обеспечение притока  молодых специалистов в сферу  исследований и разработок, развитие  ведущих научных школ;

- развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

- развитие научной  приборной базы конкурентоспособных  научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

- дополнительное производство  новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий

- дополнительный экспорт  высокотехнологичной продукции  в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение  внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей

- дополнительное увеличение  внутренних затрат на исследования  и разработки, включая внебюджетные  средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

- разработка 127 - 136 конкурентоспособных  технологий, предназначенных для  коммерциализации;

- внедрение 8 - 10 передовых  коммерческих технологий;

- внедрение 5 - 8 критических  технологий, по которым Российская  Федерация имеет мировой приоритет;

- создание 6 - 12 новых организаций,  обладающих приборной научной  базой мирового уровня;

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

- привлечение к выполнению  исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

I этап - 2007 - 2009 годы;II этап - 2010 - 2012 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

- создание основы для  качественного изменения структуры  российской экономики и ее  перехода к модели устойчивого  инновационного развития;

- формирование научно-технологического  потенциала по критическим технологиям  Российской Федерации в качестве  основы технологического перевооружения  отраслей российской экономики  и обеспечения национальной безопасности;

- реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

- реализация потенциала  российской науки, укрепление  статуса Российской Федерации  как мировой научной державы;

- обеспечение значимого  вклада в создание эффективной  инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

- обеспечение стимулирующих  факторов для развития эффективных  научных коллективов; повышение  привлекательности профессиональной  деятельности в сфере исследований и разработок;

- ежегодный прирост  валового внутреннего продукта  в размере 0,018 - 0,023 процентного  пункта;

- ежегодный прирост  доли внутренних затрат на  исследования и разработки в  валовом внутреннем продукте  в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;

- ежегодный прирост  доли внебюджетных средств во  внутренних затратах на исследования  и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

- ежегодный прирост  доли инновационно-активных предприятий  в общем числе предприятий  промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

- ежегодный прирост  доли высокотехнологичной продукции  в объеме произведенной промышленной  продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного  пункта;

- прирост доли исследователей  до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;

Информация о работе Научно-Технический Прогресс и Инновационная политика в России