Научно-Технический Прогресс и Инновационная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопроса возросла в связи с переходом страны к рыночным отношениям и изменениями, произошедшими в результате интеграции экономики страны с мировой экономикой. Рынок торгово-технологического оборудования стал интенсивно развиваться по следующим причинам:
во-первых, благодаря развитию внутренней торговли и увеличению спроса на оборудование;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность научно-технического прогресса (НТП), его признаки и компоненты……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие НТП. Факторы, влияющие на его ускорение……………5
1.2 Критерии оценки эффективности НТП…………………………….9
1.3 Закономерности НТП и НТР (Научно-Техническая Революция).13
Глава 2. Значение и направления развития НТП. Этапы НТР……………..17
2.1 Приоритетные направления НТП на современном этапе……….17
2.2 Значение, признаки и этапы НТР…………………………………19
2.3 Особенности НТП на современном этапе в России……………..23
Глава 3. Инновационная политика России………………………………….28
3.1 Сущность инновационной политики, её цели и направления….28
3.2 Основные федеральные инновационные программы…………...31
Заключение……………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

- доведение коэффициента  бюджетной эффективности Программы  до 45 - 50 процентов.

 

2) Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.

     Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

     Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.Предусматривается реализация Программы в два этапа:

      Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.

      Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.

     Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

     Основными задачами Программы являются:

- создание новых передовых  технологий и оборудования, необходимого  для их реализации, на уровне  экспериментальных линий, демонстрационных  установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических  решений к промышленной реализации;

- разработка программ (планов) внедрения разработанных  технологий в производство с  оценкой необходимых затрат и  источников их финансирования;

- активизация процессов коммерциализации новых технологий;

- создание перспективного научно-технологического задела для разработки - перспективной наукоемкой продукции;

- решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.

     Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

- количество переданных  в производство технологий, обеспечивающих  конкурентоспособность конечного продукта;

- количество патентов  и других документов, удостоверяющих  новизну технологических решений  и закрепляющих права на объекты  интеллектуальной собственности,  полученные в процессе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации;

- количество разработанных  технологий, соответствующих мировому  уровню или превышающих его. 

Заключение.

Научно-технический прогресс в новых экономических условиях нельзя представлять, в качестве простой  суммы составляющих его элементов. Это непрерывный процесс возникновения научных, технических идей и открытий, их реализации в производстве, прохождения жизненного цикла техники и замены ее новой, конкурентоспособной. Это по своему содержанию поступательное развитие основных экономических и научно-технических сил общества во всем их многообразии и единстве, что находит отражение в совершенствовании сие тем управления и технологии производства, в накоплении знаний, улучшении использования национального богатства и природных ресурсов, повышении эффективности производственных процессов.

     Эффективность НТП в современных условиях определяется тем, что он является частью экономического механизма, дающего стимулы производителям и потребителям, отвергающего неэффективную технику.

     НТП сегодня - часть единой экономической среды. Большинство составляющих НТП направляется на конкретное, конечное потребление и находит в нем наиболее полное воплощение, поскольку отдача от сферы потребления обширнее и быстродейственнее, чем от сферы производства.

     Перспективность фундаментальных исследований и развития технологий определяется ресурсосбережением и гуманизацией, то есть ресурсосберегающее направление НТП обеспечивает более полное удовлетворение потребностей общества и повышение качества жизни.

     Регулирование экономических отношений в области НТП — необходимое условие функционирования экономики в нынешний период, поскольку бесконкурентные условия существования многих российских предприятий сформировали монополизм разработчиков новой техники, породили экономическую неустойчивость в решении проблем конкурентоспособности.

      Новая экономика предъявляет жесткие требования к хозяйственной деятельности предприятий. Через механизм конкуренции здесь происходит отбор наиболее эффективных форм. Поэтому основным свойством новых отношений в стране правомерно определить не столько стремление к равновесию спроса и предложения, сколько динамичность эволюционного роста на основе нововведений: новых потребительских товаров, новых технологий, новых рынков и новых форм организации производства. Нововведения, в свою очередь, являются результатом предпринимательской деятельности, для развития которой новые экономические отношения в стране создают благоприятные условия.

    На предприятиях России возможность стабилизации производственно-хозяйственной деятельности дает верно выбранная стратегия управления, под которой понимается определение долговременных целей развития и факторов повышения доходности с учетом возможных изменений на рынке.

      Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. НТП - это процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии. Этот процесс так же вечен и постоянен, как вечна и постоянна работа человеческой мысли, призванной облегчить и сократить затраты физического и умственного труда для достижения конечного результата в трудовой деятельности. НТП играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.

     Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, т.е. в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет перераспределять совокупное рабочее время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.

     Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

     Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонений социальных и экологических показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

     Практическая реализация достижений НТП может быть достигнута прежде всего путем повышения технической вооруженности труда работника, т.е. ростом отношения техника: работник, или производственные фонды: работник.

     Сегодня предлагаются различные пути решения "экологического кризиса", возникшего от НТП; самое большое распространение сегодня получила "концепция устойчивого развития".

    Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.

     Планирование и прогнозирование - важнейшие методы инновационной политики государства, но финансирование - это самый действенный метод.

Список использованной литературы

 

  1. Инновационная политика: меры по активизации.//Экономист государственного регулирования. //Экономист №3 В. Логинов., 2006.
  2. Информационный мониторинг направлений научно-технического развития России и мира // Инновации. - Арский Ю.М.- 2009. - N 9. - С.33-36.
  3. Мировая экономика и международные экономические отношения

   Бабин Э. П., Булатов А. С., Бельчук А. И., Алексеев В. В., Ливенцев Н.    Н., Ливенцева Н. Н., под редакцией Булатова А. С., 2008 г., Изд.: Издательский Дом "МАГИСТР-ПРЕСС",

  1. Ноу-хау на пределе звука // Русский Newsweek. -Рубан О. - 2009. - N 39. - С.57-60
  2. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - Козырев В.М. – М.: Финансы и статистика, 2007.-432 с.: ил.
  3. Принципы экономической науки. - М.: ИНФРА – Маршалл А.- М, 2005. – Т. II. 296с.
  4. Современная технологическая революция и новые возможности для инновационного развития "догоняющих" стран // Инновации. - Голиченко О.Г. - 2010. - N 3. - C.12-22.
  5. Экономика и социология труда. – Генкин Б.М.- М.: НОРМА – ИНФРА, 2005. – 448 с.
  6. Экономика организаций (предприятий). Электронный учебник

     Веретенникова И. И., Сергеев И. В.,  2010 г., Изд.: КНОРУС

   Экономика  предприятия: Учеб. / Под ред. П.П. Табурчука и В.М. Тумина.- Ростов-на-Д. < Феникс > , 2008.- 123с

  1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с
  2. Экономика предприятия: Учебник. - Скляренко В.К., Прудников В.М. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 528 с. .
  3. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 584 с.
  4. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. - Ростов – на – Дону: издательский центр «МарТ», 2008. – 544 с.
  5. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.— М: ИНФРА-М, 2009. — 604 с.
  6. admhmao.ru- Ханты-Мансийский автономный округ
  7. Ereport.ru – Мировая экономика
  8. finanslib.ru – Библиотека финансиста
  9. wikipedia.ru – Википедия

Информация о работе Научно-Технический Прогресс и Инновационная политика в России