Необходимость и границы государственного регулирования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть границы государственного регулирования экономики, проанализировать особенности государственного регулирования России и других стран на современном этапе, выделить трудности и определить перспективы повышения эффективности государственного регулирования.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики.
2. Проанализировать государственное регулирование рыночной экономики России и других стран на современном этапе.
3. Исследовать перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России.

Содержание работы

Введение 4
1. Государственное регулирование рыночной экономики 6
1.1. Необходимость и сущность регулирования рыночной экономики 6
1.2. Инструменты государственного регулирования экономики 13
2. Государственное регулирование в зарубежных странах 18
2.1. Особенности государственного регулирования экономики в разных странах 18
2.2. Анализ показателей эффективности государственного регулирования зарубежных стран 21
3. Перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

НиГГРРЭ - копия.docx

— 113.68 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                                          4

1. Государственное регулирование рыночной экономики                                              6

1.1. Необходимость и сущность регулирования  рыночной экономики              6

1.2. Инструменты государственного регулирования экономики                        13

2. Государственное регулирование в зарубежных странах                                           18

2.1. Особенности государственного регулирования экономики в разных странах                                                                                                                               18

2.2. Анализ показателей эффективности государственного регулирования зарубежных стран                                                                                                             21

3. Перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России                                                                                                                               27

Заключение                                                                                                                        34                                                                                                        

Список используемой литературы                                                                                 36                                                                       

 

 

Введение

Для эффективного функционирования любой  современной экономической системы важная роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, государство выполняло определенные функции в сфере экономики.

Под государственным регулированием экономики понимается процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования. Существует ряд теорий, обосновывающих государственное вмешательство в экономику. Каждая из которых, считается более эффективной в данный момент времени исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной задач.

Государственное регулирование рыночной экономики России на современном этапе характеризуется умеренным вмешательством. Государство решает проблемы дальнейшего развития, а так как экономика страны является одной из важнейших сфер его деятельности, то уровень российской экономики должен достигнуть высокого результата.

В этой связи изучение государственного регулирования рыночной экономики  России представляется особенно актуальным.

Цель курсовой работы – рассмотреть границы государственного регулирования экономики, проанализировать особенности государственного регулирования России и других стран на современном этапе, выделить трудности и определить перспективы повышения эффективности государственного регулирования. 

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач: 

1. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики.

2. Проанализировать государственное регулирование рыночной экономики России и других стран на современном этапе.

3. Исследовать перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России.

В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования, а именно: необходимость, сущность и инструменты. Во второй главе планируется проанализировать особенности государственного регулирования рыночной экономики России и других стран. В третьей главе особое внимание будет уделено перспективам государственного регулирования национальной экономики.

 

 

  1. Государственное регулирование рыночной экономики

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики

Под государственным регулированием экономики понимается комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, выработку обязательных к исполнению стандартов (в том числе экономических) и так далее.

В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, то есть правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов.

Формы взаимодействия государства и рынка, границы государственного вмешательство в экономику остаются в центре внимания многих экономических теорий1.

Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.

Неоспоримо одно: государство – продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.  

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт.

В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.

Первая и важнейшая функция государства – хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, – собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми».

Образование – вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», – говорит Бодо2. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение – единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.

Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства – разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, то есть делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.

Шарль Леонар Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждает, что вся экономическая жизнь не только сфера производства, но и распределения благ и должна быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно интересам всего общества, а не отдельных его классов. Таким образом, видно, что государству отводится достаточно активная роль в жизни страны.

Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться к всё более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.

Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав хорошие результаты.

Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Её целевые приоритеты – это занятость и стабильность экономического роста, а инструменты – государственный бюджет и денежно-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Кейнсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии.

Противники же кейнсианской школы, сторонники неоклассической теории исходят из постулата о тенденции рыночной экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен – лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70-80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат М. Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека» А. Смита и подвергает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства. Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное обращение. Идеи Фридмена получили выражение в «рейганомике».

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода.   

         Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство – это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Но неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в рыночной экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспекты по сравнению с Кейнсом.

Информация о работе Необходимость и границы государственного регулирования в рыночной экономике