Для экономики Японии свойственна
преактивная модель госрегулирования,
которая предполагает предупреждение
возможных сбоев в рыночном механизме
путем «точной» дозировки объемов государственного
вмешательства, использования планирования,
координирующих или корректирующих рекомендаций
в переговорах государства и предпринимателей.13
Модель российской экономики
характеризуется тем, что на современно
этапе развития происходит снижение возможностей
и значимости, ставших традиционными для
экономик зарубежных стран Запада инструментов
макроэкономического регулирования и,
соответственно, отмечается повышение
роли и значения институциональных преобразований,
а также мер административного регулирования
на отраслевом уровне.
3.Перспективы повышения
эффективности государственного регулирования
в России
Цель долговременного развития
России: Россия должна войти в состав самых
развитых стран мира. Это означает, что
нужно в исторически обозримый срок, например
за 20-30 лет, войти в клуб развитых стран
по основным экономическим и социальным
показателям.
Одной из самых актуальных,
на сегодняшний день, концепций инновационного
развития России является "Стратегия
2020".
Стратегия 2020 – это
краткое общепринятое наименование обновленного
варианта Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ до 2020 года, подготовленной
по заказу российского правительства в 2011 году. Подготовка
нового варианта стратегии была начата
в декабре 2010 года по распоряжению премьера
В. Путина. На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС
были созданы 21 экспертная группа под
руководством ректоров Ярослава Кузьминова
и Владимира Мау.
Основными, заинтересовавшими
меня вопросами экономического роста,
занимается Группа 1 под руководством
В. Мау и Е. Ясина "Новая модель экономического
роста. Обеспечение макроэкономической
и социальной стабильности". Стратегия
2020 базируется на двух основаниях – новой
модели экономического роста и новой социальной
политике. Новая модель роста необходима,
поскольку исчерпала себя прежняя модель,
опиравшаяся на быстрый рост внутреннего
спроса и цен на товары российского экспорта.
Без новой модели роста невозможна и новая
социальная политика: России необходимы
темпы роста экономики как минимум на
5% в год. При этом это должен быть рост,
не основанный на экспорте сырья и государственном
перераспределении ресурсов из сырьевого
сектора в сектора экономики с низкой
эффективностью и высокой занятостью.
Одна из основных идей "Стратегии
2020" – маневр, который позволяет задействовать
неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности
- высокое качество человеческого потенциала,
научный потенциал. Новая социальная политика
должна учитывать не только интересы незащищенных
слоев населения, но и тех, которые способны
реализовать потенциал инновационного
развития. Это средний класс, который с
экономической точки зрения характеризуется
возможностью выбирать модели трудового
поведения и потребления.
Новая модель роста может быть
выстроена при последовательном снижении
инфляции и принятии бюджетных правил,
регулирующих расходы бюджета в зависимости
от долгосрочной цены нефти. Это необходимо
для того, чтобы бюджет был стабилен и
сбалансирован, чтобы остановить неоправданный
и неэффективный рост расходов. Второй
комплекс мер, связанных с формированием
новой модели, связан со снятием институциональных
барьеров для экономического роста. Это
попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной
по отношению к бизнесу, улучшить деловой
климат, развить конкурентную среду. "Стратегия-2020"
выделяет основные проблемы и препятствия
в госрегулировании, сдерживающие экономический
рост и спрос экономики на инновации.
Экономика ближайшего будущего
будет постиндустриальной, в ее основе
- сервисные отрасли, ориентированные
на развитие человеческого капитала: образование,
медицина, информационные технологии,
медиа, дизайн. В этой области у России
есть конкурентные преимущества, но они
быстро растрачиваются в силу устойчивого
недофинансирования социальных систем
и неэффективного управления ими. В основе
предложений "Стратегии-2020" в социальной
сфере – стремление восстановить и закрепить
сравнительные преимущества страны в
сфере образования, культуры, медицины.
Для этого оказание услуг, связанных
с развитием человеческого капитала, должно
перестать быть государственной квазимонополией,
где некоммерческие и частные операторы
допускаются лишь к услугам, которые государственная
социальная система предоставить не может.
Необходима реструктуризация бюджетной
сферы, равенство организаций всех форм
собственности (включая некоммерческие
организации и частный бизнес) при оказании
бюджетных услуг, развитие профессиональных
сообществ и передача им части регулирующих
функций и, конечно, конкурентоспособная
оплата в бюджетном секторе.
Такой подход требует "бюджетного
маневра" – частичной смены приоритетов
в расходах бюджета. К 2020 году предлагается
увеличить финансирование инфраструктуры
и человеческого капитала на 4% ВВП, для
поддержания сбалансированности бюджета
сократив при этом другие расходы на 4%
ВВП (в основном за счет расходов на оборону
и безопасность, трат на госаппарат и субсидий
предприятиям).
Оценивая перспективы развития
каждого из направлений, рассмотренных
в Стратегии, разработчики рассматривали
несколько сценариев – инерционные (если
реформы не проводятся), сценарии жесткой
реформы (при ее проведении проигрывающим
сторонам не компенсируются их потери)
и сценарии оптимальной реформы, максимально
учитывающие интересы различных заинтересованных
групп. Таким образом, у политиков, анализирующих
стратегию, есть возможность выбора.
Так, основным вопросом группы
1 стало рассмотрение соотношения импорта
и экспорта. Товарный экспорт и импорт,
как полагают опрошенные эксперты, будет
расти. Однако на данный момент уже невозможно
сильно наращивать экспорт сырьевых продуктов,
что в свою очередь говорит о том, что экспертное
сообщество предполагает рост не сырьевого
экспорта. Тем не менее, ожидаемый объем
импорта все же больше ожидаемого объема
экспорта. Учитывая это, ожидается устойчивая
тенденция к понижению торгового сальдо
государства, хотя эксперты полагают,
что валютные резервы будут расти. Бюджет
государства, скорее всего, будет обладать
незначительным дефицитом в долгосрочной
перспективе, примерно в 1,5-2% ВВП. Большинство
экспертов не считают, что российской
экономике грозит рецессия. Если все же
рецессия произойдет, то, по их мнению,
это наиболее реально в 2015 году.
Большинство экспертов (78%) считают
возможным для России финансировать бюджетный
дефицит путем наращивания государственного
долга до 20-25% ВВП. Кроме того, большинство
опрошенных экспертов сошлись во мнении,
что российский бюджет вряд ли может позволить
себе объявленное государством повышение
оборонных расходов. При этом большинство
высказываются против сокращения социальных
расходов. Более 80% экспертов считают,
что модернизация российской промышленности
невозможна без расширения внутренней
и внешней конкуренции, открытия внутренних
рынков, в том числе и топливно-энергетического
комплекса. Присутствие государства в
экономике большинство считает чрезмерным,
при этом большинство считают необходимым
условием экономического развития реформу
политических и прочих институтов общества.
Результаты опроса более 1000
руководителей промышленных организаций
(C,D,E, по ОКВЭД), свидетельствуют о достаточно
неблагоприятном состоянии инвестиционного
и предпринимательского климата в России,
сложившемся в 2011 г.
Охлаждение предпринимательского
климата, а, соответственно, и замедление
инвестиционных процессов, коснулось
всех субъектов крупного, среднего и, в
особенности, малого предпринимательства.
Так, распределение промышленных предприятий
по численности занятых в производствах
позволяет констатировать, что самая пессимистичная
картина предпринимательских мнений относительно
данной проблематики прослеживалась для
предприятий с численностью занятых до
250 человек, в то время как результаты в
группе предприятий от 500 и свыше 1000 человек
носили более оптимистичный оттенок. Очевидно,
что особенностью малого предпринимательства
является наибольшая степень зависимости
от динамки макроэкономических показателей
и факторов воздействия внешней среды.
Так, на неудовлетворительное состояние
предпринимательского и инвестиционного
климата в стране сослалось около 40% респондентов.
Несмотря на достаточно глобальность
затронутых проблем в "Стратегии 2020"
весьма вероятно, что в следующем году
она может быть отложена в долгий ящик,
так как предложения стратегии слишком
сильно расходятся с приоритетами российского
правительства.
По мере развития рыночной экономики
сфера применения косвенного регулирования
значительно расширяется, сужая при этом
возможности прямого вмешательства государства
в экономические процессы. Так, мощным
инструментом регулирования экономики
является бюджетная политика, которая
формируется Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию.
Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным
кодексом Российской Федерации. Бесспорно,
одну из самых значимых ролей в государственном
регулировании играет Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации.
В настоящее время большое значение в
государственном регулировании отводится
на решение социально-экономических задач:
«создаются ориентиры по ресурсному обеспечению
государственных программ и оценку рисков
бюджетной разбалансированности в различных
прогнозных сценариях, а также рекомендуемый
алгоритм действий при их реализации».
Проблема пенсионной реформы стоит особенно
остро. Первостепенной задачей государства
является принятие новой стабильной, понятной
пенсионной формулы, которая стимулировал
бы граждан к более позднему выходу на
пенсию, при этом страховая нагрузка должна
остаться приемлемой для бизнеса. Реформа
пенсионной системы в Бюджетном Послании
Президента РФ о бюджетной политике в
2014-2016 годах является одной из ключевых
задач, требующих наискорейшего решения. 14
Государственное регулирование экономики
не может успешно функционировать без
сильной, хорошо продуманной законодательной
базы. Развитие налоговой системы и ее
конкурентоспособности – путь к более
совершенному регулированию экономики
государством. Требуется упростить налоговый
учет и приблизить его к бухгалтерскому
учету, повысить эффективность мер по
противодействию уклонения от налогообложения.
Также государство в приоритет своих
задач ставит поддержку малого и среднего
бизнеса. «По данным МЭР РФ, в последние
10 лет компании малого бизнеса демонстрируют
темпы роста, превышающие общеэкономические
показатели. Так, ежегодное увеличение
занятых в секторе малых компаний в 8 раз
выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная
активность в 3 раза больше ежегодных темпов
роста инвестиций в основные фонды по
экономике в целом. Каждая третья компания
в стране и каждый четвертый занятый трудятся
в малом бизнесе». 15
Сегодня, очевидно, что малый и средний
бизнес выполняют ряд задач государства:
развитие конкуренции, внедрение инноваций,
регулирование занятости. Однако до сих
пор имеется ряд проблем по развитию малого
и среднего бизнеса: трудности в поиске
источников финансирования, отсутствие
благоприятной деловой среды, высокие
налоговые отчисления, монополизация
локальных рынков.
Таким образом, основными задачами государства
являются обеспечение комплексности решения
задач экономического, социального и институционального
развития, что и является условием обеспечения
нового качества экономического роста,
а, следовательно, создание условий для
устойчивого повышения уровня благосостояния
граждан.
Заключение
Государственное регулирование экономики
распространяет свое влияние на самые
разные сферы экономики и жизни. Однако
не следует считать, что столь обширное
государственное регулирование лишает
предприятия, предпринимателей, граждан
экономической свободы. В условиях рынка
даже при наличии многочисленных видов
и способов государственного регулирования
оно носит ограниченный, вынужденный характер,
тем самым создаются социально-экономические
и правовые условия и основы для дальнейшего
продвижения рыночных реформ и рыночных
преобразований во всех мировой опыт государственного
регулирования экономики, который следует
изучить. При рассмотрении государственного
регулирования товарных рынков отмечаем,
что здесь применяются административные
и экономические методы, которые обеспечивают
исправление негативных последствий и
провалов рынка.
Были рассмотрены основные
макроэкономические показатели нескольких
развитых стран. Главной чертой экономики
США является реактивная (адаптационная)
модель. Она позволяет четко реагировать
на изменения рынка. Это обеспечивается
подвижностью структур и функций регулирующих
органов, варьированием рычагов прямого
и косвенного регулирования на макро -
и микроуровне, сочетанием разных форм
совместной деятельности государства
и частного бизнеса. . Для экономики Японии
свойственна преактивная модель госрегулирования,
которая предполагает предупреждение
возможных сбоев в рыночном механизме
путем «точной» дозировки объемов государственного
вмешательства, использования планирования,
координирующих или корректирующих рекомендаций
в переговорах государства и предпринимателей. Модель
российской экономики характеризуется
тем, что на современно этапе развития
происходит снижение возможностей и значимости,
ставших традиционными для экономик зарубежных
стран Запада инструментов макроэкономического
регулирования и, соответственно, отмечается
повышение роли и значения институциональных
преобразований, а также мер административного
регулирования на отраслевом уровне.
Основными задачами государства
являются обеспечение комплексности решения
задач экономического, социального и институционального
развития, что и является условием обеспечения
нового качества экономического роста,
а, следовательно, создание условий для
устойчивого повышения уровня благосостояния
граждан.