Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель данной работы – изучить неравенство дохода и проанализировать его влияние на национальную экономику. Неравенство доходов характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов – проблема общая. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества.
Введение 3
1. Понятие доходов населения и их классификация 5
2. Причины неравенства доходов населения…………………………………..10
3. Основные показатели неравенства доходов ………………………………. 13
4. Структура доходов населения и тенденции их изменения 19
5. Перспективы повышения уровня жизни и сокращения неравенства в России на современном этапе 29
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение...........................................................................................................38
При уравнительных принципах
Необходимо помнить, что так называемый принцип распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу».
Отношение к этой форме распределения среди населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества.
В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих. Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Причины современной дифференциации населения по уровню доходов заключаются как в отраслевой дифференциации в оплате труда, так и в получении других доходов, в основе которых – имущественное неравенство вследствие приватизации, а также доступность к пользованию общественным и государственным имуществом.
Высокий уровень неравенства в
доходах может угрожать политической
стабильности в стране, поскольку
большее число людей
Чрезмерное неравенство в
доходах может также
В современной экономической
Многочисленные причины
низкого уровня благосостояния в
нашей стране можно объединить в
две группы: 1) неудовлетворительная структура производства,
в недостаточной мере ориентированная
на нужды потребления, и 2) недостаточный
объем социальных обязательств государства,
направленных на обеспечение дохода нетрудоспособной
части населения и производство общественных
благ. Воздействуя на эти причины с помощью
экономической политики, государство
может внести изменения в конкурентную
среду рынка и производственную структуру
экономики нашей страны, чтобы в большей
степени ориентировать производство на
интересы потребления. Тем самым будет
создана основа для улучшения обеспеченности
населения потребительскими товарами,
жильем и сопутствующими услугами. Наряду
с этим, необходимо постепенно увеличивать
объем социальных обязательств государства,
что требуется для повышения дохода некоторых
категорий населения, а также для улучшения
обеспеченности услугами образования,
здравоохранения, охраны правопорядка
и другими общественными благами всего
населения в целом.
Главная же причина возросшей региональной дифференциации доходов населения – рост пространственного экономического неравенства и в период кризиса, и в годы экономического подъема. В 1990-е годы это было связано с отраслевой структурой экономики: в регионах со специализацией на машиностроении, отраслях ВПК, легкой и пищевой промышленности экономический спад был сильнее и доходы населения сокращались опережающими темпами, наиболее острый характер приобрела проблема невыплат и задержек заработной платы. В период экономического роста сложившееся территориальное неравенство доходов населения по многом сохранилось, несмотря на возросшую роль перераспределительной политики федерального центра. Рыночные реформы сопровождались не только резким ростом цен на товары и услуги, усилились и региональные различия в стоимости жизни. В советский период поясные цены различались в 1,5 раза, а в переходный период различия достигли 3-4 раз. Измерить региональные различия в стоимости жизни можно по трем индикаторам: стоимости минимального продуктового набора (в 4 раза в конце 1990- х гг.), стоимости фиксированного набора товаров и услуг (3,5 раза в 2006 г.) и прожиточному минимуму (в 3,2 раза в 2006 г.). Эти показатели используются для оценки стоимости жизни, но они не вполне сопоставимы из-за разной структуры - соотношения продовольственных, непродовольственных товаров и услуг. Однако все они фиксируют удорожание жизни не только на севере и востоке страны, но и в столице: жизнь в Москве в полтора раза дороже, чем в среднем по России и в два раза дороже, чем в самых «дешевых» регионах.
Еще одним фактором дифференциации стала политика региональных властей. Регионы по-разному входили в рынок: например, в Ульяновской области и Татарстане до середины 1990-х годов сохранялись продовольственные дотации. Кроме того, в регионах с высокой бюджетной обеспеченностью (Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, республика Татарстан) длительное время сохранялись, а в Москве сохраняются до сих пор, большие объемы льгот, субсидий и дотаций из доходов регионального бюджета. Максимальные дотации на ЖКХ выделяют, как правило, наиболее развитые субъекты, особенно Москва, что еще более увеличивает региональные диспропорции в потреблении домохозяйств. В слабейших и депрессивных регионах качественное и количественное сокращение социальных трансфертов в 1990-е годы было максимальным, что привело к нарастанию различий в потреблении населения.
В итоге региональные различия в уровне доходов и бедности в 1990-е годы резко усилились. Значительная межрегиональная дифференциация уровня бедности отмечается всеми исследователями как специфическая социальная проблема России. Исследование неравенства в России за 1992-2001 гг., проведенное под руководством Л.Н. Овчаровой на основе данных Российского мониторинга экономического благосостояния и здоровья населения (RLMS), показало, что в течение всего переходного периода именно региональное неравенство было определяющим фактором дифференциации российских домохозяйств по уровню расходов. Помимо межрегиональных различий, на неравенство влияют такие факторы, как тип поселения, занятость и образование членов семьи. Исследование «Бедность, этничность и гендер в странах с переходной экономикой», проведенное при поддержке Йельского университета, показало, что и в других странах с переходной экономикой наибольший вклад в неравенство вносят внешние по отношению к домохозяйству характеристики – региональные и поселенческие различия.
Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В некоторых развивающихся странах показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых. Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего, изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется, прежде всего, по удельному весу обрабатывающей промышленности. Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.
Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум». Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления, материальных благ и услуг.
По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Кривая Лоренца – график, демонстрирующий, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных домохозяйств, то есть отражает распределение дохода в процентах между домохозяйствами с разным достатком.
При построении кривой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода) (см рис.1.1).
Рис. 1.1. Кривая Лоренца6
Теоретическая возможность
абсолютно равного
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинни, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
Согласно официальной российской статистике, коэффициент Джини – показатель экономического неравенства,– между 1991 и 1994 годами вырос с 0,26 до 0,41, после чего остановился на уровне примерно 0,40.7
Преимущества коэффициента Джини:
Позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разной численностью населения).
Дополняет данные о ВВП
и среднедушевом доходе. Служит своеобразной
поправкой этих показателей.
Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.
Может быть использован для сравнения
распределения признака (дохода) по
разным группам населения (например,
коэффициент Джини для
Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.
Анонимность - одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходы персонально.
Информация о работе Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития