Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить неравенство дохода и проанализировать его влияние на национальную экономику. Неравенство доходов характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов – проблема общая. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие доходов населения и их классификация 5
2. Причины неравенства доходов населения…………………………………..10
3. Основные показатели неравенства доходов ………………………………. 13
4. Структура доходов населения и тенденции их изменения 19
5. Перспективы повышения уровня жизни и сокращения неравенства в России на современном этапе 29
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение...........................................................................................................38

Файлы: 1 файл

неравенство доходов.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.4

Основные показатели, характеризующие уровень жизни  населения Республики Татарстан

Продолжение таблицы 2.4

Номинальные денежные доходы населения (фактически сложившийся  размер денежных доходов) в декабре 2011г. составили 107561,8 млн. рублей и по сравнению с декабрем 2010г. выросли на 20,8%, а денежные расходы населения сложились в сумме 96981,7 млн. рублей и увеличились на 24,6 %. Реальные денежные доходы в декабре 2011г. увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 14,1%.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения (доходы за минусом обязательных платежей и  взносов и скорректированные  на индекс потребительских цен) в  декабре 2011г. по сравнению с соответствующим  периодом 2010г., по оценочным расчетам, составили 113,4%, в январе-декабре 2011г. – 101,6%.

Денежные доходы на душу населения, по предварительным данным, в декабре 2011 г. составили 28400,24 рубля  и увеличились в номинальном  выражении по сравнению с декабрем 2010г. на 20,7%.

 

 

 

 

5. Перспективы повышения уровня жизни и сокращения неравенства в России на современном этапе

Государственная политика доходов заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя  через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности  и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

В целях защиты интересов  малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Система социальной защищенности населения  включает в себя обязательное медицинское  страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные  социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

Важную роль в программах повышения  уровня жизни населения играют улучшение  жилищных условий, формирование и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.12

По данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности, составляет около 24%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач  демократического развития общества. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.13

При разработке политики доходов и  расходов необходимо учитывать два  варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных.14

Важнейшие общенациональные задачи, которые предстоит решить России в среднесрочной перспективе, связаны  с обеспечением высоких и устойчивых темпов экономического роста, повышением уровня жизни и безопасности граждан, укреплением обороноспособности государства. Это позволит стране сделать значительный шаг на пути удвоения валового внутреннего продукта, решения острых социальных вопросов, добиться усиления своих политических и экономических позиций в мировом сообществе наций.

Приоритетами экономической  политики Правительства РФ на среднесрочную  перспективу являются повышение  производительности труда, снижение энергоемкости  и развитие конкуренции.

Повышение благосостояния населения России возможно благодаря изменению производственной структуры экономики и увеличению социальных обязательств государства. Но эти задачи государственного регулирования экономики согласуются с основными направлениями экономической политики государства в условиях социально-ориентированной рыночной экономики, существующей в экономически развитых странах мира. Это позволяет нам заключить, что зарубежный опыт по усилению социальной ориентации рыночной экономики, приводящей к росту благосостояния населения, может быть использован в качестве долгосрочного ориентира при разработке стратегии экономической политики государства, направленной на повышение благосостояния населения нашей страны.

В современной экономической  литературе рассматривается несколько стратегий развития российского производства – модернизация экономики, направленная на ускоренное развитие наукоемких отраслей и вхождение России на этой основе в мировое хозяйство, восстановление производственной базы российской экономики, развитие импортозамещающих отраслей на ее основе и ограниченное участие в международном разделении труда и др.  Но для целей нашего анализа вопрос о стратегии развития производственной системы России уместно рассматривать под несколько иным углом зрения, а именно с позиции повышения благосостояния населения.

С точки зрения повышения  благосостояния населения наиболее важной характеристикой производственной системы страны является степень  ее ориентации на интересы потребления. Российские потребители, приобретая продукцию  зарубежных производителей на сумму около 40-50 млрд. долл. ежегодно, по сути, финансируют развитие производства предметов потребления в зарубежных странах, а производственная система нашей страны не получает достаточного объема средств для развития. Поэтому доходы населения, занятого на производстве, остаются низкими, как и доходы самих производителей. В свою очередь, низкие доходы получает и государство, так как бюджетные поступления находятся в зависимости от уровня доходов налогоплательщиков.

Наряду с проведением структурной перестройки экономики, повышение благосостояния населения нашей страны неразрывно связано с необходимостью увеличения объемов социальных обязательств государства (по данным статистики, эти объемы отстают от аналогичных показателей по экономически развитым странам в 2-3 раза). Поэтому основная особенность осуществления социальных обязательств государства в России состоит в необходимости двух - трехкратного увеличения этих социальных обязательств. На наш взгляд, основным средством расширения социальных обязательств в российских условиях является проведение структурной трансформации экономики, направленной на развитие импортозамещающих производств предметов потребления, так как структурная перестройка приведет к росту доходов всех субъектов экономики (включая государство). Но поскольку проведение структурной перестройки нашей экономики является долгосрочным процессом, а проблема повышения благосостояния населения не может быть отложена на длительный срок, мы также проанализировали дополнительные способы увеличения доходной части государственного бюджета, которые следует применять наряду с проведением структурной перестройки экономики России:

1) выравнивание «социальной  нагрузки» между работающим населением  и работодателем (путем регрессивной системы исчисления единого социального налога),

2) расширение хозяйственной  деятельности государства (до  уровня неналоговых доходов государства  в размере 10-12% ВВП);

3) консолидация части  системы внебюджетных фондов  в государственный бюджет; изменение  схемы расщепления доходов государства в пользу федерального уровня государственного управления;

4) постепенное расширение  всех компонентов денежной массы  за счет стимулирования деятельности  коммерческих банков. 15

           Переход в России от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государством системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов граждан неизбежно вызвал кардинальные изменения во всей системе доходов. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в октябре 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г., по оценке, увеличились на 6,9%, в январе-октябре 2008г. - на 7,6%.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - среднедушевого денежного дохода населения.

Устойчивое существование  в одной стране регионов, отличающихся по уровню жизни не менее, а может  быть и более радикально, чем государства  в пределах, например, Евразии, свидетельствует  об отсутствии механизма межрегионального выравнивания уровня жизни.

Политика доходов должна быть направлена на создание предпосылок  для оптимизации пропорций на всех уровнях распределения: народнохозяйственных пропорций государственного бюджета; соотношения фондов оплаты труда в государственном и частном секторах экономики; межотраслевой и межрегиональной дифференциации доходов, заработной платы и социальных трансфертов; дифференциации населения по душевому доходу, работников - по заработной плате, а пенсионеров - по назначенным пенсиям. Другими словами, для того, чтобы обеспечить ощутимый и постоянный рост уровня жизни населения, на повестку дня необходимо поставить задачу реформирования всей системы распределительных отношений в РФ.

Принципиально важное значение имеет разработка стандарта уровня и качества жизни, который мог бы основываться на разработанной системе потребительских бюджетов населения и включал бы в себя показатели, определенные на основе сложившегося в обществе, прежде всего, в его среднем слое, понимания достаточного уровня доходов, образования, здоровья, обеспеченности жильем, связью, транспортом, параметров личной безопасности, включая  экологическую безопасность и т.д.

Заключение

Изменения происходящие в последние годы показывают, что  сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.

Социальное государство  обязано проводить активную государственную  социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В этой связи важнейшее  теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

Усиление неравенства  и нищеты препятствует развитию внутреннего  рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности  значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.

Обесценение труда понижает экономическую ответственность  работника за выполненный труд, негативно  влияет на производительность общественного  труда.

Несмотря на предпринимаемые  усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень доходов  значительной части семей в сочетании  с чрезмерной поляризацией доходов  обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.

Рассмотренная мною тема носит актуальный характер, так как  по моему мнению вопрос неравенства  будет существовать всегда, он будет иметь постоянное отражение в одной из сторон нашей жизни независимо от того времени когда мы живем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Бирман И. Уровень жизни: проблемы измерения. //Экономическая наука современной России. 2011 - №2.- С. 69-72.
  2. Васенин П.Т., Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист. – 2010. - № 12. –С.34-56.
  3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Микроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. Авт. Коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича  МГУ им. м. В. Ломоносова. – 3-е изд., прераб. и доп. – Москва: Издательство «Дело и Сервис». – 2008. – С. 740-758.
  4. Макконелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11 изд. Т. 2. – М.: Республика, 2007.- (с 276-292).
  5. Рябикин С., Основные направления и приоритеты государственной социальной политики по   повышению доходов и уровня жизни населения. //Экономист. – 2010. - № 11. – С.39-50.
  6. Современная экономика, под ред. Мамедовова О.Ю. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2010.- (С 256-269).
  7. Фальцман В.К. Динамика национального богатства. // Экономика и математические методы. – 2010. - т.26, вып. 2. - С.253. – 289.
  8. Чепурин М.Н., Курс экономической теории. - Киров. - 2007. – С. 189-205.
  9. Российский экономический журнал,2010.- №7.- С.67
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru
  11. Официальный сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по РТ- http://www.tatstat.ru/digital/region12/default.aspx

Информация о работе Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития