Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить неравенство дохода и проанализировать его влияние на национальную экономику. Неравенство доходов характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов – проблема общая. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие доходов населения и их классификация 5
2. Причины неравенства доходов населения…………………………………..10
3. Основные показатели неравенства доходов ………………………………. 13
4. Структура доходов населения и тенденции их изменения 19
5. Перспективы повышения уровня жизни и сокращения неравенства в России на современном этапе 29
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение...........................................................................................................38

Файлы: 1 файл

неравенство доходов.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Недостатки коэффициента Джини:

Довольно часто коэффициент  Джини приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значение коэффициента Джини.

Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона  и т.п.) коэффициент Джини может  быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая - за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.                                         

         Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий отношение между средними доходами 10% наиболее состоятельных граждан (ДДСН) к среднедушевому доходу 10% наименее обеспеченных(ДДБН).

ДКНД = ДДСН / ДДБН

В царской России, по приближенным оценкам, это отношение достигало 25-30,что послужило основой социального  взрыва. В СССР этот показатель укладывался  в интервале от 3 до 5. В современной Российской Федерации с 1991 года ДКНД регулярно увеличивался (см. таблицу), вплоть до 16,7. Этот коэффициент имеет пороговое значение 1:10. Если разница – больше чем в 10 раз, это является сигналом социальной опасности.

Год

СССР

1990

1992

1995

1998

2001

2002

2003

2004

2007

2008

2009

Отношение

3-5

4,4

8,0

13,5

13,8

13,9

14,2

14,5

14,8

16,8

16,8

16,7


 

        Сегодня в 2011г. в России на долю 10% самых высокоплачиваемых россиян сегодня приходится 30,4% от общего объема денежных доходов.  
Если в Советском Союзе доходы 10% самых богатых были в 3-5 раз выше, чем доходы 10% самых бедных, то сегодня официально этот показатель составляет около 20 раза, а по данным мирового банка - 26 раз. Но и эти показатели сильно занижены, так как не отражают скрытых, неофициально полученных доходов. 
По  данным Росстата 25% ВВП производится теневой экономикой, а по оценкам международных экспертов - 40 - 45%. Такого соотношения не знает ни одна страна мира, что говорит о неблагополучном социальном климате в стране.

  1. Структура доходов населения и тенденции их изменения

 

Переход в России от государственной  системы формирования доходов населения и гарантированной государством системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов граждан неизбежно вызвал кардинальные изменения во всей системе доходов.8  Эти изменения сочетались с падением объемов производства, разрушением традиционных хозяйственных связей и приватизацией государственной собственности.                                                   

Произошло значительное изменение источников доходов населения. С одной стороны, происходило  снижение доли оплаты труда в исчислении денежных доходов в силу объективного и оправданного увеличения доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Особенно существенным было увеличение доходов от собственности. Доходы от предпринимательской деятельности имели более сложную динамику. Практически неизменной оставалась доля социальных трансфертов.

Сложился ряд неблагоприятных тенденций в доходах и уровне жизни населения на первом этапе переходной экономики России.

Во-первых, возникла значительная доля скрытых денежных доходов. Данные таблицы 2.1 показывают, что доля этих расходов в оплате труда составила в конце первого этапа не менее 24—25% от всех денежных доходов населения. Оценки показывают, что эта доля носила устойчивый характер на протяжении всего этапа. При этом доля официальной оплаты труда по сравнению с 1990 г. сократилась почти в 2 раза — с 74,1 до 38,7%.9 Следует отметить, что объем скрытой оплаты разнороден. В нее попадают и частично доходы от предпринимательской деятельности. Наличие такой значительной доли скрытых денежных доходов не только ведет к потерям бюджета, но и выполняет деструктивную роль в налаживании системы социальной защиты и формировании социальной устойчивости.

Во-вторых, преобразования на первом этапе привели к формированию ярко выраженной неблагоприятной тенденции  устойчивого неравенства, существенной дифференциации и даже поляризации доходов в обществе. Значительная социально-экономическая дифференциация по доходам в рыночной экономике неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех ми иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринимательской среде и т. д. Однако процессы, происходившие в экономике России во первом этапе, характеризовались наиболее острой формой неравенства — поляризацией доходов.10

Таким образом, в результате преобразований на первом этапе сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Данная модель распределения доходов противоречит, в конечном счете, социальной устойчивости общества и общемировым тенденциям развитых стран. На втором этапе преобразований национальная экономика России оказалась перед сложной задачей — внести существенные изменения в характер распределения доходов в обществе при одновременном увеличении объемов денежных доходов на душу населения.

Предпринятые меры по легализации скрытых доходов через введение единой ставки налога на доходы физических лиц несколько снизило долю данных доходов (примерно на 3—4%). Однако и данный фактор действует противоречиво, поскольку при большом объеме денежных доходов у богатой части населения он не может существенно повлиять на изменение структуры доходов. Рост минимальной заработной платы, более быстрое увеличение заработной платы — важные факторы улучшения структуры доходов. Эти факторы уже начали действовать. Они должны быть более эффективно задействованы на современном этапе преобразований, учитывая особую роль оплаты труда в формировании доходов домашних хозяйств большинства граждан России. Ряд благоприятных тенденций замечен и в структуре расходов населения.

В целом подобная динамика достаточно прогрессивна с учетом роста общего уровня доходов и формирования более сбалансированной структуры расходов населения. Кроме того, изменение структуры потребительских расходов обусловлено внедрением в структуру потребления новых видов услуг, например, таких, как оплата услуг связи, в том числе мобильной, а также опережающим ростом тарифов на отдельные виды услуг, например жилищно-коммунальные в рамках проводимой в настоящее время реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Позитивным аспектом прогрессивного изменения структуры  расходов населения является также тенденция к росту сбережений населения. Сбережения во вкладах и ценных бумагах в последние годы постепенно занимали все большую долю в денежных расходах

Рассмотрим структура  доходов населения и тенденции  их изменения в 2011 году.

Таблица 2.1

Основные показатели, характеризующие уровень жизни  населения

 

2011г.

В % к 
2010г.

Декабрь 
2011г.

В % к

Справочно

декабрю 
2010г.

ноябрю 
2011г.

2010г. 
в % к  
2009г.

декабрь 2010г. в % к

декабрю 
2009г.

ноябрю 
2010г.

Денежные доходы (в среднем  
на душу населения), рублей

20712

109,7

31197

113,7

147,9

111,0

111,5

139,6

Реальные располагаемые  
денежные доходы

 

100,8

 

106,3

145,3

105,1

102,8

137,2

Среднемесячная начисленная  
заработная плата одного  
работника:

               

номинальная, рублей

23532

112,2

30856

111,3

127,0

112,4

115,6

130,4

реальная

 

103,5

 

104,9

126,4

105,2

106,3

129,0


 

Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в 2011г. по сравнению с 2010г. возросли на 0,8%, в декабре 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - на 6,3%. 

 

Рис. 2.1 Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к среднемесячному значению 2008 г.11

 

Величина прожиточного минимума. Правительством Российской Федерации 21 декабря 2011г. принято постановление № 1068 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 года".

 

Таблица 2.2

Величина прожиточного минимума в III квартале 2011 года рублей в месяц, в расчете на душу населения

 

Все  
население

В том числе по основным  
социально-демографическим  
группам населения

трудоспособное 
население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного минимума

6287

6792

4961

6076

в том числе: 
стоимость потребительской корзины

5857

6091

4961

6076

из нее минимальный набор:  
продуктов питания

2368

2425

2088

2485

непродовольственных товаров

980

948

870

1215

услуг

2509

2718

2003

2376

расходы по обязательным платежам и  сборам

430

701

   

По сравнению со II кварталом 2011г. величина прожиточного минимума уменьшилась для всего населения на 3,4%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины уменьшилась на 8,8%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 1,7% и 0,4% соответственно.

Рис. 2.2. Структура величины прожиточного минимума в 2 квартале 2011 года (в %)

Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2011г., по предварительным данным, составила 23532 рубля и по сравнению с 2010г. выросла на 12,2%, в декабре 2011г. - 30856 рублей и выросла по сравнению с декабрем 2010г. на 11,3%.

Динамика среднемесячной номинальной и реальной  
начисленной заработной платы представлена в Приложении 1.

В январе-ноябре 2011г. уровень  среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения  и предоставления социальных услуг  составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 80%, работников образования - 71% (в январе-ноябре 2010г. - соответственно 83% и 73%).

Просроченная задолженность  по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов  малого предпринимательства). Суммарная  задолженность по заработной плате  по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2012г. составила 1766 млн.рублей и по сравнению с 1 декабря 2011г. снизилась на 19,3%.

Объем просроченной задолженности  по заработной плате, сложившийся на 1 января 2012г., составлял менее 1% месячного  фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

На 1 января 2012г. просроченная задолженность по заработной плате  по сравнению с 1 декабря 2011г. снизилась  в 52 субъектах Российской Федерации, выросла - в 17 субъектах, отсутствовала - в 13 субъектах, образовалась - в 1 субъекте Российской Федерации.

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности на 1 января 2012г. составила 8 млн.рублей, или 0,5% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.

Из общего объема задолженности  из-за бюджетного недофинансирования 31,3% приходилось на федеральный бюджет и 68,7% - на местные бюджеты. При определении  задолженности из федерального бюджета  организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 0,1 млн.рублей (1,2%) составляла задолженность за выполнение государственных  заказов и оказание услуг бюджетным организациям.

На 1 января 2012г. просроченная задолженность по заработной плате  из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней  отсутствовала в 78 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 декабря 2011г. - в 1 субъекте, образовалась - в 2 субъектах Российской Федерации.

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных  средств организаций за декабрь 2011г. снизилась на 317 млн.рублей (15,3%) и на 1 января 2012г. составила 1758 млн.рублей.

Информация о работе Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития