Общая оценка выполнения плана выпуска валовой и товарной продукции в стоимостном и натуральном выражении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определённым способом связанных между собой и внешней средой. Определяющей особенностью метода экономического анализа является то, что используется система экономических показателей, всесторонне характеризующих экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изменяются причины изменения этих показателей, выявляются взаимосвязи между ними, определяется количественное влияние показателей и факторов на повышение эффективности производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1.1.Предмет, задачи и методы экономического анализа
1.2.Система показателей в экономическом анализе
1.3.Общая характеристика динамики и выполнения плана производства продукции
ВЫВОД
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Общая оценка по выполнению плана по валовой и товарной продукции.
2.2 Анализ выполнения плана по составу продукции
2.3.Анализ выполнения плана по ассортименту
2.4.Анализ влияния производственного брака на объем выпуска продукции и потерях от них
2.5. Анализ выпуска продукции высшей категории качества
2.6. Анализ динамики валовой продукции и среднесписочной численности рабочих
2.7. Анализ изменения оптовых цен
2.8.Анализ выполнения плана по объему реализованной продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономич.теории.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

На основе данных итогового  анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка  почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

 

1.2 Система показателей в экономическом анализе

 

Производственная, хозяйственная и финансовая деятельность хозяйствующих субъектов в различных областях экономики измеряется многочисленными экономическими показателями, которые сводятся в определенную систему. Любой хозяйственный процесс измеряется не одним, а рядом взаимосвязанных показателей. От того, на сколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

В зависимости положенных в основу измерителей показатели делятся на стоимостные, натуральные  и условно-натуральные.

Стоимостные показатели наиболее распространенные. Использование  денежного измерителя определяется функционированием товарного производства и обращения в условиях рыночной системы хозяйствования. Важнейшими стоимостными показателями являются товарная, валовая, реализованная продукция, розничный и оптовый товарооборот. Все эти стоимостные показатели отражают различные стадии производства, выпуска и реализации готовой продукции, работ и услуг.

Показатель валовой  продукции утратил свое значение, которое он играет в плановой экономике, однако он применяется для анализа производственной деятельности в целом. Важнейшим стоимостным показателем, используемом в анализе, является показатель товарной продукции. Он позволяет сделать в аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции.

Натуральные показатели используются для количественной характеристики выпускаемой и реализованной продукции в ее натурально-вещественном содержании. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем).

Условно- натуральные  показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента. Использование условных единиц делает аналитические расчеты и выводы более достоверными и обоснованными.

По содержанию показатели делятся на: количественные и качественные.

Количественные показатели используются для абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации, его структуру и другие аспекты работы хозяйствующего субъекта. Количественные показатели измеряются как в стоимостных, так и в натуральных показателях.

Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых явлений. Они используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, техническим условиям, образцам, стандартам оценки экономической эффективности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это показатели, характеризующие качественные параметры продукции, работ и услуг. Они зависят от технологических особенностей того или иного производства. К ним относятся показатели сортности, сертификации продукции, продуктивности, выполнения плана товарооборота по структуре товаров, производительность, себестоимость.

Качественные и количественные показатели связаны между собой : рост производительности труда приводит к увеличению объема выпуска, увеличению объема реализации и повышению финансовой устойчивости. Исходя из сферы применения, все показатели делятся на общие и специфические (объемные и удельные).

По способу формирования различают показатели нормативные, учетные и аналитические. Каждый показатель имеет свой определенный смысл и свое значение в аналитической работе, так как экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

 

1.3 Общая характеристика динамики и выполнения плана производства продукции

 

Одним из обобщающих показателей  экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его деятельности.

Производство продукции  оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией. При планировании, оценке и учете производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент, номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция  характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

- стоимость готовых  изделий (готовая продукция –  ГП);

- полуфабрикаты собственной  выработки, отпущенные на сторону,  капитальному строительству и  непроизводственным хозяйствам  своего предприятия (ПФс);

- стоимость переработки сырья и материалов заказчика (Спсмз);

- стоимость инструментов, штампов,  моделей, приспособлений, отпущенных  на сторону или зачисленных  в основные фонды, предприятия

( продукция вспомогательных цехов- Пвц);

- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (Р п.хар).

 

ТП = ГП + ПФс + Спсмз + Пвц + Р п.хар

 

По иному можно дать определение  товарной продукции – товарная продукция это валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Общий объем производства в стоимостном  выражении характеризуется валовой продукции (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции.

Валовая продукция - это стоимость  всей произведенной, продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Если остатки незавершенного производства невелики по размерам или не имеют  больших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая продукция  имеют одинаковый состав. Отличие товарной продукция от валовой заключается в том, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов и отражается в форме № 1- П.

Валовая продукция характеризует  объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется  выполнение плана по выпуску и  дается оценка изменения объема продукции  по сравнению с предыдущим годом.

На основании наших данных по сравнению с предыдущим годом объем валовой продукции увеличился на 515тыс.руб, а против плана – на 100 тыс.руб.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

Изменение структуры измеряется рядом  причин:

- отсутствие необходимой техники,

- недостатками в организации  материального обеспечения,

- изменением стоимости изделия.

При наличии структурных сдвигов  стоимостные показатели не отражают реальные трудовые затраты. Это обусловлено тем, сто стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямопропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его). Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение  объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а  также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи. Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету, предыдущий год умножить на изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего определяют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана. Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Также измерить объем  производства можно в нормативной зарплате , так как имеются определенные преимущества, потому что отражается использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчеты проводятся для  объемов валовой и товарной продукции, выраженных в стоимостном и трудовом выражении. В то же время на них существенное влияние оказывают факторы внешние по отношению к организации. Они находятся под воздействием инфляционных процессов. Трудовые показатели не имеют инфляционной составляющей. Они зависят лишь от динамики процессов внутри организации.

В стоимостном выражении  расчет ведется в отпускных ценах  и по себестоимости. В бухгалтерском  учете валовая и товарная продукция  учитываются только по себестоимости. Для перехода к ценам, необходимо рассчитать физический объем продукции и перевести его в отпускные цены.

В данной работе мы проводили  анализ выполнения плана по ассортименту товарной продукции. Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования и тд. При расчете данных по ассортименту, мы доказали, что как перевыполнение так и недовыполнение плана отрицательно сказывается на работе предприятия. В первом случае возникли проблемы со складированием и сбытом продукции, а в другом случае – невыполнение обязательств по отношению к поставщику. Так как в экономическом анализе все факторы взаимосвязаны, то немаловажное влияние оказывает брак в производстве на объем выпуска продукции, при увеличении брака повышается себестоимость, а, следовательно, уменьшается прибыль и рентабельность производства.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий, в общем, их выпуске. Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Информация о работе Общая оценка выполнения плана выпуска валовой и товарной продукции в стоимостном и натуральном выражении